Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных норм гражданского законодательства и иных норм права, применяемых в нотариальной практике

20.10.2008

Обзор подготовлен Законодательно-методическим отделом Федеральной нотариальной палаты

 

1. Об освобождении от уплаты госпошлины органов местного самоуправления за выдачу им свидетельства о праве на наследство выморочного имущества

 

Исходя из положения ст. 333.38 (п. 1) Налогового кодекса РФ, если органы местного самоуправления обращаются за совершением нотариального действия в случаях, предусмотренных законом, то от уплаты госпошлины за совершение такого нотариального действия они освобождаются.

В случаях, когда выморочное имущество в виде жилого помещения расположено на территории муниципального образования, оно переходит в порядке наследования по закону в собственность этого муниципального образования (п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, получение свидетельства муниципальным образованием на выморочное имущество в виде жилого помещения, расположенного на его территории, основано на законе.

Таким образом, при выдаче свидетельства о праве на наследство выморочного имущества в виде жилых помещений муниципальным образованиям применяется положение п. 1 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ об освобождении от уплаты госпошлины за совершение указанного нотариального действия.

Льготы по уплате госпошлины, предусмотренные законодательством Российской Федерацией о налогах и сборах для физических и юридических лиц, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

 

2. О сроках хранения документов, образующихся у нотариуса в процессе нотариальной деятельности

 

Вопрос о сроках хранения образующихся в процессе нотариальной деятельности документов ранее регулировался Перечнем документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов с указанием сроков хранения документов, утверждённым Министерством юстиции СССР 31 января 1980 г. и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 25 апреля 1980 г., одобренным Центральной экспертно-проверочной комиссией Главного архивного управления при Совете Министров СССР 23 ноября 1979 г. (далее – Перечень документов). Указанный Перечень документов применялся в соответствии с письмом Министерства юстиции СССР от 24.06.1980 г. № К-8-57 «О применении Перечня документов Минюста СССР, органов, учреждений юстиции и судов с указанием сроков их хранения», которое Приказом Министерства юстиции РФ от 19 февраля 2002 г. № 52 (п. 50 Приложения 1 к Приказу Министерства юстиции РФ от 19 февраля 2002 г. № 52) признано на территории Российской Федерации не действующим, соответственно не применяется и Перечень документов с указанием сроков их хранения.

Регулирование вопросов о сроках хранения документов предусмотрено и Примерной номенклатурой дел (нарядов) государственной нотариальной конторы, утверждённой Министерством юстиции РСФСР 8 января 1982 г., одобренной Центральной экспертно-проверочной комиссией Главархива РСФСР 18 февраля 1982 г. (далее – Примерная номенклатура), о признании которой не действующей у Федеральной нотариальной палаты нет сведений. Однако следует иметь в виду, что 6 октября 2000 г. Росархивом утверждены Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (в редакции от 27 октября 2003 г.) (далее – Перечень Росархива) и Указания по его применению (далее – Указания Росархива).

Указаниями Росархива (п. 1.2) определено, что Перечень Росархива включает документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых учреждениями, организациями и предприятиями независимо от функционально-целевого назначения, уровня и масштаба деятельности, форм собственности.

Сроки хранения документов, данные в Перечне Росархива, распространяются на все организации, независимо оттого, поступают их документы на хранение в государственные, муниципальные архивы или не поступают. Исчисление срока хранения документов производится с 1 января следующего за годом окончания их делопроизводством. Снижение сроков хранения документов, определённых Перечнем Росархива, запрещается (п. 2.4, 2.9 и 2.11 Указаний Росархива).

Сроки хранения, указанные в Примерной  номенклатуре, в значительной степени не совпадают со сроками хранения документов, установленными Перечнем Росархива. Например, Перечнем Росархива (ст. 57) предусмотрен постоянный срок хранения не только для документов на право собственности (свидетельств, договоров), но и для всех относящихся к ним документов.

Таким образом, следует полагать, что при решении вопроса о сроках хранения документов, образующихся у нотариусов в процессе нотариальной деятельности, следует руководствоваться указанными выше Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, утверждённым Росархивом, и Примерной номенклатурой дел (нарядов) государственной нотариальной конторы в части, не противоречащей названному Перечню.

 

3. О правомерности исчисления нотариусом размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство на основании отчёта об оценке акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, стоимость которых определена оценщиком при использовании затратного подхода к оценке по методу расчёта стоимости акции, исходя из стоимости чистых активов эмитента и обозначена в отчёте об оценке как рыночная стоимость

 

Исходя из положений пп. 5, 10 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ, стоимость переходящих в порядке наследования ценных бумаг для целей исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство подлежит определению специалистами-оценщиками. При этом в Налоговом кодексе РФ указано, что нотариусы не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины (нотариального тарифа) и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

Анализ вышеуказанных положений ст. 333.25 Налогового кодекса РФ позволяет прийти к выводу, что стоимость наследуемых акций определяется специальными субъектами-оценщиками в результате их профессиональной деятельности, осуществляемой в порядке, установленном ст. 1, 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ в ред. от 24.07.2007 г. (далее – Закон), а также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Стоимость имущества, переходящего в порядке наследования, устанавливается нотариусом на основании документа, выданного оценщиком в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона (Отчёт об оценке соответствующего объекта). Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона).

Подходы к оценке и методы оценки избираются оценщиком самостоятельно с учётом количественных и качественных характеристик объекта оценки, а также иной информации, существенной для применения того или иного подхода и метода (ч. 2 ст. 14 Закона, п. 18 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 256. Контроль за осуществлением оценщиками оценочной деятельности в части соблюдения ими требований Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики осуществляется соответствующей саморегулируемой организацией оценщиков (ч. 6 ст. 22.1 Закона). Проверка правильности избрания вида стоимости объекта оценки для проведения оценки, а также использования оценщиком при её осуществлении того или иного подхода к оценке или метода оценки к компетенции нотариуса не относится.

При рассмотрении обсуждаемого вопроса также необходимо иметь в виду, что при осуществлении оценки установлению подлежит рыночная стоимость, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определён конкретный вид стоимости объекта оценки (ст. 7 Закона). Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчуждён на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ч. 2 ст. 3 Закона). Представление нотариусу документа с указанием рыночной стоимости объекта оценки для целей исчисления государственной пошлины (нотариального тарифа) соответствует требованиям положения, содержащегося в абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утверждённому Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 (п. 5), при осуществлении оценочной деятельности используются только указанные в данном стандарте виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая. Установление номинальной стоимости данным федеральным стандартом оценки не предусмотрено. Учитывая, что требования федеральных стандартов оценки являются обязательными при осуществлении оценочной деятельности (п. 2 ФСО № 1 и п. 2 ФСО № 2), следует полагать, что оценщики не вправе использовать другие виды стоимости, кроме перечисленных в указанном федеральном стандарте оценки.

Сведения о номинальной стоимости ценных бумаг, в частности, акций, если их наличие предусмотрено законодательством, содержатся в реестре владельцев ценных бумаг и указываются в выписке из такого реестра (ч. 8 п. 1 и ч. 6 п. 3 ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в ред. от 6.12.2007 г.). Номинальная стоимость акции назначается при её выпуске для размещения – отчуждения эмитентом первым владельцам (п. 1 ст. 36 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ в ред. от 29.04.2008 г.). По своей сути номинальная стоимость акции представляет собой одну из её индивидуализирующих характеристик, а не стоимость акций, определяемую в порядке осуществления оценочной деятельности.

В соответствии с ФСО № 1 (п. 3) оценён может быть любой объект гражданских прав, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлена возможность участия в гражданском обороте. При этом совершение сделки с объектом оценки не является необходимым условием для определения его стоимости (п. 5 ФСО № 1). Организаторы торговли на рынке ценных бумаг предоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (абз. 1 ст. 9 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Вместе с тем торги при посредничестве организатора торговли не являются единственным способом обращения ценных бумаг, и если ценные бумаги не включены в списки ценных бумаг, допущенных организатором торговли к торгам, это не значит, что с ними в принципе не могут быть заключены какие бы то ни было гражданско-правовые сделки. Не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции не изъяты из гражданского оборота и могут отчуждаться их владельцами с соблюдением условий, установленных законодательством об акционерных обществах (абз. 3 п. 2 и абз. 4 п. 3 ст. 7, ст. 40, 75 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Исчисление нотариусом размера государственной пошлины (нотариального тарифа) на основании определённой оценщиком рыночной стоимости не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг акций на дату открытия наследства не противоречит законодательству.

 

4. О возможности проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса при наличии единственного лица, желающего принять участие в данном конкурсе

 

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) наделение нотариуса полномочиями производится на основе конкурса, проводимого в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Учитывая, что Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённым Приказом Министерства юстиции РФ от 17.02.1997 г. № 19-01-19-97 (далее – Положение), не урегулирована ситуация, при которой к участию в конкурсе допущен единственный участник, Федеральная нотариальная палата при рассмотрении данного вопроса исходит из следующего.

Основной задачей замещения вакантной должности нотариуса, на выполнение которой направлено проведение конкурса, являются обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечение их квалифицированной юридической помощью путём предоставления возможности обращения к нотариусу.

В случае изъявления несколькими лицами желания участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса необходимо установление критериев, позволяющих выявить наиболее подготовленных лиц, имеющих достаточные для осуществления нотариальной деятельности профессиональные знания, что и является предметом регулирования Положения.

Ни Основы, ни Положение не содержат норм о признании конкурса на замещение вакантной должности нотариуса не состоявшимся, если к данному конкурсу допущен только один участник.

Таким образом, если к участию в конкурсе допущено одно лицо, отвечающее требованиям Основ и Положения, то есть являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшее квалификационный экзамен, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности и рекомендацию нотариальной палаты, то законных оснований считать конкурс на замещение вакантной должности нотариуса несостоявшимся не имеется.

 

5. О составе наследства умершего участника долевого строительства, не успевшего зарегистрировать право собственности на объект долевого строительства, причитающийся ему по договору участия в долевом строительстве

 

Объект долевого строительства – жилое, нежилое помещение или иной объект недвижимости подлежит передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанной недвижимости, строящейся с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

Право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства (недвижимость) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч. 1 ст. 16). Возникновением права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество признаётся момент государственной регистрации его (ст. 219 ГК РФ).

Фактическая передача застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства и подписание ими передаточного акта либо иного документа о передаче объекта долевого строительства не влечёт у участника долевого строительства возникновения права собственности на соответствующий объект долевого строительства.

Если на день открытия наследства участника долевого строительства право собственности на объект долевого строительства им не было зарегистрировано, то сам объект долевого строительства (например, квартира) не может включаться в состав наследства, поскольку право на указанный объект строительства наследодателю при его жизни ещё не принадлежало (ст. 1112 ГК РФ).

Вместе с тем, если право на объект долевого строительства, основанное на договоре участия в долевом строительстве, участником долевого строительства при жизни не было зарегистрировано, договор участия в долевом строительстве не может считаться прекратившим своё действие.

В случае смерти участника долевого строительства до регистрации его права собственности на объект долевого строительства, согласно Федеральному закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 7–8 ст. 4) от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ в ред. от 16.10.2006 г. (далее – Закон) в состав наследства умершего участника долевого строительства входят существующие на день открытия наследства имущественные права и обязанности, основанные на заключённом им договоре участия в долевом строительстве, которые переходят к его правопреемникам в порядке наследования.

Переход к наследникам имущественных прав и обязанностей умершего участника долевого строительства удостоверяется соответствующим свидетельством о праве на наследство, выданным нотариусом. Согласно ст. 16 Закона (ч. 4) наследники умершего участника долевого строительства вправе обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства.

 

6. О выделении доли пережившего супруга в общем имуществе супругов, нажитом ими в период брака, в случае, если умерший супруг являлся участником долевого строительства, а в состав наследства входят права и обязанности по договору участия в строительстве

 

Статьёй 34 Семейного кодекса РФ определено, что общим имуществом супругов является любое нажитое супругами в период брака имущество независимо оттого, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Исходя из положений ст. 128 ГК РФ к понятию «имущество» отнесены, в том числе, и имущественные права.

Если законный режим имущества супругов о совместной собственности не был изменён брачным договором, следует полагать, что имущественные права и обязанности по договору долевого участия в строительстве, заключённому одним из супругов, являются общим имуществом обоих супругов.

Согласно ст. 1150 ГК РФ в состав наследства умершего супруга входит только принадлежавшая ему доля в общем имуществе супругов, которая и переходит его наследникам. При этом за пережившим супругом остаётся право на принадлежащую ему долю в имуществе, нажитом во время брака с наследодателем и являющимся их совместной собственностью.

Существующие на день открытия наследства участника долевого строительства имущественные права и обязанности, основанные на договоре участия в строительстве, входят в состав наследства участника долевого строительства. Уплаченные в счёт цены договора денежные средства перешли в собственность застройщика, они не могут входить в состав наследства и не могут считаться имуществом, принадлежащим супругам.

В совместной собственности супругов в обсуждаемом случае находились имущественные права и обязанности по договору долевого участия в строительстве, а не денежные средства, уплаченные застройщику по данному договору.

Отсутствие прямого указания в Законе на возможность осуществления пережившим супругом прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве в случае смерти участника долевого строительства (в ст. 4 и 16 Закона прописаны права только наследников) не может умалять права пережившего супруга на принадлежащую ему в соответствии со ст. 1150 ГК РФ долю в имущественных правах и обязанностях по данному договору.

Права пережившего супруга могут быть удостоверены свидетельством о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выданным нотариусом по письменному заявлению пережившего супруга в порядке, предусмотренном ст. 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Наследниками права и обязанности по договору участия в долевом строительстве реализуются в соответствии со свидетельством о праве на наследство, выданном с учётом права пережившего супруга.

Выдача свидетельств о праве на наследство и/или о праве на долю в общем имуществе супругов может быть приостановлена нотариусом при наличии споров о праве между наследниками или между наследниками и пережившим супругом, которые разрешаются в судебном порядке (ст. 41, 49 Основ).


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100