Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Некоторые организационно-правовые вопросы деятельности нотариусов и нотариальных палат

20.10.2008

Т.И. Зайцева, руководитель отдела нотариальной практики Центра нотариальных исследований

 

В 2006 году в ст. 309 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, касающиеся порядка оформления трудовых книжек. В свете этих изменений вправе ли нотариус, занимающийся частной практикой, вести трудовые книжки лиц, работающих у него по трудовому договору?

В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 309 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) документом, подтверждающим время работы у работодателя – физического лица, являлся письменный трудовой договор. Работодатель – физическое лицо не имело права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

Поскольку в соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, нанимать и увольнять работников и прочее, в нотариальной практике систематически возникал вопрос о возможности ведения частнопрактикующими нотариусами трудовых книжек работников по трудовому договору.

Данный вопрос в своё время рассматривался Правовым департаментом Министерства труда и социального развития РФ, пояснившим следующее: в соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ трудовые книжки на работников имеют право вести только работодатели – юридические лица; нотариусы, занимающиеся частной практикой, не вправе производить записи в трудовые книжки работников, а также оформлять трудовые книжки на работников, принимаемых на работу впервые.

Положения ранее действовавшего законодательства (Кодекс законов о труде РСФСР) также не предоставляли право работодателям – физическим лицам производить записи в трудовые книжки работников, а также оформлять трудовые книжки на работников, принимаемых на работу впервые. Отсутствие в законодательном порядке прямого запрета на возможность произведения таких записей вряд ли можно расценивать как право такие записи производить (письмо Минтруда России от 4 октября 2002 г. № 2634-10).

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г.) в ст. 309 ТК РФ были внесены изменения, касающиеся оформления трудовых книжек индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с ч. 1 упомянутой статьи работодатель – физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном настоящим кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 этой статьи работодатель – физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключённый в письменной форме.

Таким образом, в изменённой редакции указанной статьи содержится принципиально новое положение о том, что работодатели – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны вести трудовые книжки на каждого работника в том же порядке, что и работодатели – юридические лица.

В отношении работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к каковым относятся нотариусы, занимающиеся частной практикой, сохранено прежнее положение. Они не имеют право вносить записи в трудовые книжки. Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 309, запрещает работодателям – физическим лицам, не занимающимся предпринимательской деятельностью, производить какие бы то ни было операции с трудовыми книжками своих работников: оформлять трудовые книжки работникам, принятым на работу впервые; вносить в трудовые книжки какие-либо записи; принимать трудовые книжки работников к себе на хранение и т.п. Первостепенным документом, подтверждающим период работы у частнопрактикующего нотариуса, по-прежнему является трудовой договор, заключённый в письменной форме. Однако, хотя в соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца и является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, тем не менее стаж работы у нотариуса может быть подтверждён и иными способами. Так, страховой стаж при выходе на пенсию можно подтвердить на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, т.е. по сведениям, содержащимся на индивидуальном лицевом счёте работника в Пенсионным фонде РФ (ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Следует упомянуть, что трудовой договор, заключаемый частнопрактикующим нотариусом в качестве работодателя, не подлежит регистрации в каких-либо органах.

 

Какие требования предъявляются законодательством к трудовому договору, заключаемому нотариусом, выступающим в качестве работодателя, и работником?

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

• трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

• документы воинского учёта – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учётом специфики работы иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ и иными вышеуказанными нормативными актами. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Основ стажёром нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – лицензию на право нотариальной деятельности.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключённого трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключённого трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приёме на работу объявляется работнику под расписку в трёхдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приёме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» необходимо иметь в виду, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (ч. 1, 3 ст. 67 ТК РФ). Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключённого трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приёме на работу должен быть объявлен работнику под расписку в трёхдневный срок со дня подписания трудового договора (ч. 2 ст. 68 ТК РФ).

Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключённым, и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трёх дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключённого с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

 

Может ли лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, замещать одновременно двух нотариусов, и, наоборот, вправе ли нотариус просить о наделении полномочиями на период своего отсутствия двух лиц?

В соответствии со ст. 20 Основ лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года.

Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключённого между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса.

Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу. Нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим.

Исходя из смысла ст. 20 Основ лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, не может замещать одновременно двух и более нотариусов, поскольку норма, содержащаяся в статье, не может быть истолкована расширительно. Речь в ней идёт о наделении полномочиями «нотариуса», а не нотариусов. Лицо, наделённое полномочиями нотариуса, вступает в нотариальный процесс «вместо» одного нотариуса, не имеющего возможности в силу уважительных причин исполнять возложенные на него обязанности.

Исходя из общих принципов, заложенных в ст. 20 Основ, нотариус не вправе также требовать наделения соответствующими полномочиями двух и более лиц, которые работали бы одновременно. Это противоречило бы смыслу упомянутой статьи, в соответствии с которой даже нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим. Одновременное наличие двух и более лиц, исполняющих обязанности одного нотариуса, создаёт ситуацию, аналогичную той, при которой нотариус исполняет свои должностные обязанности в период исполнения их лицом, его замещающим.

Кроме того, согласно ст. 12 Основ количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. В каждом нотариальном округе устанавливается фиксированное количество должностей нотариусов. Наделение полномочиями отсутствующего нотариуса двух и более лиц привело бы к искусственному увеличению числа нотариусов, работающих в нотариальном округе, и создало возможность для недобросовестной конкуренции между членами нотариального сообщества.

 

Возможно ли включение в штат региональной нотариальной палаты помощников нотариусов, в том числе наделённых правом на замещение временно отсутствующего нотариуса?

В соответствии со ст. 20 Основ лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, имеющих лицензию на право нотариальной деятельности, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года.

Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключённого между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу. За исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение, обусловленное соглашением.

Таким образом, лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, на указанный период наделяется всеми правами нотариуса и исполняет все его обязанности. На деятельность лица, наделённого полномочиям нотариуса, распространяются все нормы законодательства, регламентирующие нотариальную деятельность.

Лицо, наделённое полномочиями нотариуса, так же, как и сам нотариус, не должно быть пристрастно при совершении нотариального действия. У него не должно быть иного интереса, кроме служебного, к совершаемому нотариальному действию. Для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса предусматривается специальное правило, ограничивающее гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию. В соответствии со ст. 6 Основ нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, а также оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Данное ограничение распространяется и на лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса. Во время исполнения обязанностей нотариуса труд лица, временно замещающего нотариуса, оплачивается в соответствии с условиями заключённого между ними соглашения.

С учётом этого недопустимо нахождение лица, наделённого полномочиями нотариуса на период отсутствия последнего, в трудовых отношениях с другим лицом – работодателем (юридическим или физическим). Если такое лицо состоит в штате нотариальной палаты, то при наделении его полномочиями временно отсутствующего нотариуса трудовой договор с нотариальной палатой обязательно должен быть предварительно расторгнут, в противном случае это будет являться грубым нарушением законодательства и основанием для признания совершённых таким лицом нотариальных действий недействительными.

Помощник нотариуса – это должность, введённая ст. 19 Основ. Права и обязанности помощника нотариуса определяются трудовым договором.

Помощником нотариуса может являться лицо, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке. Помощники нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. Они имеют право осуществлять консультирование обратившихся на приём граждан и представителей юридических лиц, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п. Однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.

Принятие таких работников в штат нотариальных палат и заключение между указанными субъектами трудовых договоров не противоречит требованиям действующего законодательства. Тем не менее практика принятия помощников нотариуса в штат нотариальной палаты, по мнению автора, не является безусловно целесообразной.

Согласно ст. 8 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, что предполагает наличие определённого штата сотрудников. Нотариус вправе самостоятельно нанимать и увольнять работников, в том числе помощников в юридическом смысле этого слова, т.е. лиц, имеющих лицензию на право нотариальной деятельности. Трудовым договором между нотариусом и помощником можно более детально предусмотреть обязанности помощника нотариуса как работника конкретной нотариальной конторы, при наличии нескольких помощников – более правильно распределить между ними производственные функции с учётом квалификации и интересов.

Кроме того, необходимо учитывать, что основное предназначение нотариальных палат – это выполнение ими публично-правовых функций, возложенных государством, в том числе осуществление контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, их профессиональных обязанностей и обеспечение надлежащего качества нотариальных действий. С этой позиции принятие в штат нотариальной палаты лиц, фактически не работающих в ней, а выполняющих свои трудовые обязанности у нотариуса, подконтрольного нотариальной палате, представляется недостаточно корректным.

 

Каков порядок производства выемки нотариальных документов?

Порядок производства выемки нотариальных документов осуществляется в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Согласно ст. 183 УПК РФ при необходимости изъятия определённых предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

Согласно п. 3 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. № 322-ФЗ) выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

Статьёй 5 Основ установлен принцип тайны совершения нотариальных действий. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Сведения (документы) о совершённых нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершённых нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 настоящих Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.

Следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве выемки, о чём выносится постановление.

Ходатайство о производстве выемки подлежит рассмотрению единолично судьёй районного или военного суда соответствующего уровня по месту производства указанного предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства выемки или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

Выемка производится в порядке, установленном ст. 182 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными ст. 183 УПК РФ.

При производстве выемки могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе выемки обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведён обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится выемка, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания выемки.

При производстве выемки в любом случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

Изъятые документы предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при выемке, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте выемки, что удостоверяется подписями указанных лиц.

При производстве выемки участвует нотариус, в помещении которого производится выемка, либо лицо, исполняющее обязанности временно отсутствующего нотариуса. При производстве выемки вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится выемка.

При производстве выемки составляется протокол в соответствии со ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые документы должны быть перечислены с точным указанием их реквизитов.

Протокол выемки составляется в ходе выемки или непосредственно после её окончания. Копия протокола вручается нотариусу, в помещении которого была произведена выемка. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве выемки могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются:

1) место и дата производства выемки, время её начала и окончания с точностью до минуты;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в выемке, а в необходимых случаях – его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в выемке.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, применённые при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в выемке, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в выемке. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесённые замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в выемке.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации и другие, выполненные при производстве выемки.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего по возбуждённому уголовному делу, его представителя, свидетеля, их близких родственников следователь вправе в протоколе выемки, в которой участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведённых с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам выемки их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в выемке, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

 

Не является ли противоречием закону норма, содержащаяся в п. 3 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (утв. Приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. № 179 с последующими изменениями) о проведении экзамена для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов?

Верховный Суд РФ, рассмотрев гражданское дело по заявлению З. о признании недействующими абз. 4 и 5 п. 3 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утверждённого Приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. № 179 (далее – Порядок), установил следующее.

З. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись в обоснование своего требования на то, что содержащиеся в абз. 4 и 5 п. 3 названного Порядка положения не соответствуют Федеральному закону «Основы законодательства РФ о нотариате» и ограничивают его право на свободу выбора профессии. По утверждению заявителя, Минюст РФ при утверждении оспариваемого порядка превысил свои полномочия и незаконно возложил на лиц, претендующих на должность нотариуса, обязанность по сдаче экзамена для выявления уровня их подготовки на стадии допуска к прохождению стажировки.

В судебном заседании заявитель З. и его представитель заявленное требование поддержали.

Представитель Министерства юстиции РФ с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый заявителем Порядок утверждён Министерством юстиции РФ по согласованию с Федеральной нотариальной палатой и в соответствии с требованиями Федерального закона «Основы законодательства РФ о нотариате».

Выслушав объяснения заявителя З., его представителя, представителя Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации нашёл его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признаёт данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как установлено судом, в соответствии со ст. 2 названного выше федерального закона Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179 по согласованию с Федеральной нотариальной палатой был утверждён Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее – Порядок), п. 3 которого (абз. 4) предусмотрено, что лицо допускается к стажировке, если оно обладает необходимым уровнем подготовки.

Абзацем 5 этого же пункта предусматривается, что для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, проводится экзамен.

По утверждению представителя Минюста России, Основы не раскрывают, в частности, критериев отбора и условий приёма претендентов на должность нотариуса на стажировку, особенностей её прохождения, прав и обязанностей нотариальных палат, стажёров и руководителей стажировки. Все эти вопросы законодатель отнёс к совместной компетенции федерального органа юстиции и руководящего органа нотариального сообщества, указав в ст. 2 Основ, что «порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой».

Во исполнение указанной нормы Основ Минюстом РФ и Федеральной нотариальной палатой разработан и принят названный выше Порядок. Данный правовой акт 26 мая 2000 г. утверждён решением Правления Федеральной нотариальной палаты, а 21 июня этого же года – Приказом Минюста РФ № 179, т.е. принят Минюстом РФ и нотариальной палатой в пределах предоставленной законом компетенции и не ограничивает каких-либо прав и свобод граждан, в частности, свободу выбора профессии.

Эти утверждения представителя заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты.

Анализ содержания оспариваемого пункта Порядка также свидетельствует о его соответствии требованиям действующего законодательства РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания оспариваемых абзацев п. 3 Порядка недействующими не имеется.

Довод заявителя о том, что оспариваемые абзацы названного пункта Порядка не соответствуют требованиям ст. 2 Основ и без законных оснований ограничивают его права на свободу выбора профессии, не может быть признан обоснованным.

Содержащееся в абз. 4 п. 3 Порядка указание о том, что претенденты в стажёры должны обладать необходимым уровнем подготовки, фактически носит декларативный характер и каким-либо положениям Основ или другим законодательным актам не противоречит. По общепринятым правилам, любой специалист, в том числе и стажёр, претендующий на должность нотариуса, должен обладать необходимым уровнем подготовки, о чём правомерно, по мнению суда, и указывается в оспариваемом пункте Порядка.

Учитывая, что законодателем установление порядка прохождения стажировки отнесено к компетенции Минюста России и Федеральной нотариальной палаты, ими в абз. 5 п. 3 принятого Порядка фактически на законных основаниях предусмотрена необходимость для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проведения соответствующего экзамена.

Данное положение Порядка, по мнению суда, также не противоречит Основам и прав заявителя на прохождение стажировки не нарушает.

Ссылка заявителя при этом на то, что проведение экзамена при назначении на должность стажёра названными Основами не предусмотрено, не может быть принята во внимание, поскольку определение порядка прохождения стажировки отнесено законом к ведению Минюста РФ и Федеральной нотариальной палаты, которыми при утверждении оспариваемого Порядка в пределах предоставленной компетенции и было предусмотрено проведение такого экзамена, что указанным Основам не противоречит.

Не может суд согласиться также и с утверждением заявителя в той части, что предусмотренная оспариваемым Порядком необходимость проведения экзамена при назначении на должность стажёра не охватывается понятием «порядок», поскольку оно ни на чём, кроме личных выводов заявителя, не основано.

Суд при рассмотрении данного дела принимает во внимание и то обстоятельство, что установление элементов предварительного отбора стажёров нотариусов не нарушает прав, свобод и интересов граждан, поскольку условия и порядок сдачи экзамена являются едиными для всех желающих пройти стажировку, не содержит каких-либо исключений и дискриминирующих условий. Экзамен проводится комиссией, публично и гласно, по заранее утверждённым билетам, и его результаты могут быть обжалованы в установленном порядке.

Не противоречит оспариваемый в указанной части Порядок и требованиям трудового законодательства РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194–198 и п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил заявление З. о признании недействующими абз. 4 и 5 п. 3 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утверждённого Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179, оставить без удовлетворения (решение Верховного Суда РФ от 10 августа 2004 г. № ГКПИ04-1009).

 

Каким образом следует оформить официальный запрос по разъяснению отдельного момента по расчёту налога на вменённый доход?

Ответ на данный вопрос содержится в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 мая 2008 г. № 03-11-05/112.

По вопросу оформления запроса о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход в Министерство финансов Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов (ст. 19 НК РФ) и налоговым агентам (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерством финансов Российской Федерации предоставляются таким организациям и (или) физическим лицам только в связи с выполнением ими обязанностей, соответственно, налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329) и Регламентом Министерства финансов Российской Федерации (утверждён Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. № 45н) в Министерстве финансов Российской Федерации рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Кроме того, в соответствии со ст. 137 и 138 НК РФ обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII Кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100