Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Институт банкротства в российском праве. Что должен знать нотариус при совершении нотариальных действий от имени арбитражных управляющих и должников-банкротов

20.10.2008

С.Н. Якубович, консультант Нотариальной палаты Самарской области*

 

Насколько тема банкротства и конкурсных отношений актуальна и связана с профессиональной деятельностью нотариусов?

В настоящее время данная тема действительно очень актуальна, поскольку два последних десятилетия в нашей стране стремительно развиваются рыночные отношения, а в тесной связи с ними – конкурсные правоотношения и институт банкротства в целом. Законодательство о несостоятельности является одной из самых дискуссионных областей отечественного права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области права и, соответственно, знание основных (базовых) категорий несостоятельности также подтверждают актуальность выбранной темы. Поэтому нотариусу, который по роду своей деятельности может быть и не часто, но всё же сталкивается с вопросами банкротства, необходимо ориентироваться в данной области права и знать её специфику.

Из средств массовой информации часто можно услышать такие слова, как «банкрот» и «несостоятельный». Употребление данных слов приводит обывателей и не только их к замешательству и панике, особенно если речь идёт о градообразующих, финансовых и стратегических организациях. Однако, к сожалению, не все понимают, что употребляемые журналистами понятия зачастую не соответствуют действительности, потому что в соответствии с действующим законодательством банкротом в юридическом смысле этого слова является только лицо, признанное таковым в судебном порядке. Поэтому использование данных понятий в быту не всегда отражает реальное правовое положение должника с юридической точки зрения. Спецификой российского законодательства является тот факт, что в отличие от большинства зарубежных правовых систем в российском законодательстве слова «банкрот» и «несостоятельность» являются синонимами. И закон, которым регулируются конкурсные отношения в Российской Федерации, так и называется – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 126-ФЗ (далее – Закон). В ряде других стран правовые системы разделяют эти понятия: банкротство подразумевает совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам, а несостоятельность – это удостоверенная решением судебного органа неспособность лица погасить долговые обязательства. Из подобной разницы в терминологии существует и разница в применяемых механизмах защиты прав кредиторов.

Большинство нотариусов в своей практике оказывались в ситуации, когда ими совершались нотариальные действия от имени арбитражного управляющего. Обычно арбитражный управляющий обращается к нотариусу с целью оформления доверенности. В подобной ситуации первый вопрос, который должен возникнуть у нотариуса – вправе ли арбитражный управляющий наделять иное лицо обязанностями, возложенными на арбитражного управляющего действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве). Также нередки случаи, когда при удостоверении нотариусом сделки одной из сторон является должник, находящихся в состоянии банкротства. Здесь у нотариуса должны возникнуть следующие вопросы: в какой конкретной процедуре находится должник, какие ограничения вводятся по отношению к должнику, имеет ли право руководитель должника, его органы заключать сделки, направленные на отчуждение имущества должника?

Таким образом, связь института банкротства с нотариальной деятельностью очевидна. Рассмотрим данную связь на примере одной из процедур банкротства – наблюдения. Перед этим определим основные понятия, используемые законодательством о банкротстве: «несостоятельность (банкротство)», «денежные обязательства», «обязательные платежи», «должник», «конкурсный кредитор», «арбитражный управляющий», а также «признаки банкротства» и «субъектный состав банкротных отношений».

Итак, что же включает в себя понятие несостоятельности (банкротства) в российском законодательстве? Это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве. При этом денежным обязательством является обязанность должника уплатить кредитору определённую денежную сумму по гражданско-правовому договору и (или) по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Особое внимание следует обратить на понятия «должник», «кредитор» и «конкурсный кредитор». Понятия «должник» и «кредитор», употребляемые в Законе, существенно отличаются от традиционно принятых в гражданском праве. Под должником понимается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору именно денежную сумму. Соответственно кредитор – субъект прав требования к должнику по денежным обязательствам (независимо от основания возникновения). Конкурсным кредитором Закон определяет кредитора опять же по денежным обязательствам, но за исключением уполномоченных органов; граждан с требованиями из причинения вреда жизни и здоровью, по возмещению морального вреда и по выплате авторских вознаграждений; учредителей (участников) юридического лица – должника.

Понятия «кредиторы» и «конкурсные кредиторы» дифференцируются в целях определения участников конкурсных отношений, каковыми по общему правилу являются конкурсные кредиторы (для неконкурсных кредиторов это возможно только в силу прямого указания Закона).

По общему правилу в настоящее время признать несостоятельным (банкротом) можно любое юридическое лицо (за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), а также гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Исходя из изложенного, основными признаками несостоятельности (банкротства) являются:

• наличие денежных обязательств должника долгового характера;

• неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трёх месяцев с момента наступления даты их исполнения;

• наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. рублей;

• официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Ключевой фигурой в любой из процедур банкротства является арбитражный управляющий. Это особый субъект, от деятельности которого зависит в конечном счёте судьба должника. Арбитражным управляющим может быть только физическое лицо, утверждённое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных действующим законодательством. К кандидатуре арбитражного управляющего Законом предъявляются следующие требования:

• наличие гражданства Российской Федерации;

• наличие высшего образования;

• наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

• наличие специальных знаний, подтверждённых сдачей теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

• прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев;

• отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

• членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Статус арбитражного управляющего приобретается лицом с момента его регистрации в Государственном реестре арбитражных управляющих. В зависимости от проводимой арбитражным управляющим процедуры банкротства последний может утверждаться судом на следующие должности:

• временный управляющий (в процедуре наблюдения);

• административный управляющий (в процедуре финансового оздоровления);

• внешний управляющий (в процедуре внешнего управления);

• конкурсный управляющий (в процедуре конкурсного производства).

Выше перечислены процедуры банкротства, которые могут быть введены в отношении должника. С момента утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего для проведения необходимых мероприятий по процедуре банкротства на арбитражного управляющего Законом возлагается ряд обязанностей, исполнение которых он не вправе передоверить другому лицу. Кроме того, в каждой из процедур с момента её введения возникают ограничения, касающиеся распоряжения имуществом должника. Это основные моменты, о которых должен знать нотариус, и которые при необходимости можно найти в Законе.

Как пример, рассмотрим процедуру наблюдения. Это первая процедура банкротства, которая может быть введена в отношении должника. Процедура наблюдения появилась в российском законодательстве всего 10 лет назад. Необходимость появления данной процедуры была обусловлена тем, что до её появления институт банкротства служил разрешением либо проблем должников, либо проблем кредиторов, а в отдельные периоды истории выступал в защиту общего хозяйственного результата.

Так, в XV–XVI в. должник, который был не в состоянии погасить свои долги перед кредиторами, платил своей свободой: если он был должен только одному кредитору, то поступал к нему в услужение и отрабатывал таким образом свой долг, а если был должен сразу нескольким кредиторам, то подлежал продаже, кредиторы при данной ситуации удовлетворялись из вырученной суммы от продажи должника на «торгу». То есть в данном примере налицо защита интересов кредиторов, кабальное положение должников – а это были физические лица – не принималось во внимание.

Если мы возьмём период истории нашей страны 30–90 гг. XX в., то вопросы банкротства должников решались на государственном уровне в административном порядке. Как вы помните из истории, экономика в нашей стране в эти десятилетия была плановая, предприятия в основной своей массе – государственные, и поэтому основной задачей государства в тот период времени было сохранение их работоспособности. Государственным предприятиям и учреждениям предоставлялись определённые преимущества в вопросах конкурсного права и процесса. Кредиторы фактически были устранены от участия в процессе банкротства. Такая ситуация соответствовала общей идее: «Советский закон не может руководствоваться стремлением к удовлетворению интересов отдельных кредиторов, а должен быть направлен на защиту общего хозяйственного результата». И это понятно, т.к. плановая экономика с государственной собственностью и конкурсные отношения несовместимы.

И только с развитием рыночной экономики в нашей стране начали развиваться конкурсные отношения и институт банкротства. Поэтому основной задачей появления такой процедуры, как наблюдение, является достижение баланса интересов должника и кредиторов, а также предотвращение возможных злоупотреблений. Исходя из этой задачи, были определены основные цели процедуры наблюдения:

• обеспечение сохранности имущества должника;

• проведение анализа финансового состояния должника;

• составление реестра требований кредиторов;

• проведение первого собрания кредиторов.

Таким образом, из целей наблюдения и складывается понятие данной процедуры наблюдения. Процедура наблюдения – это процедура, вводимая в отношении должника для сохранности его имущества, определения его платёжеспособности, формирования реестра кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Схема введения процедуры наблюдения следующая. В соответствии с действующим законодательством правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

• сам должник;

• конкурсный кредитор;

• уполномоченные лица.

Заявитель подаёт в арбитражный суд заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) с приложением документов, предусмотренных законом и подтверждающих несостоятельность должника.

В течение пяти дней с момента поступления подобного заявления в суд выносится определение о принятии заявления к производству и назначении даты специального судебного заседания по рассмотрению обоснованности требований заявителя. Специальное судебное заседание должно состояться в срок не менее чем через 15 и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления.

Одновременно с заявлением о признании должника банкротом заявитель может ходатайствовать о принятии мер по обеспечению заявления, включая арест имущества должника. Такое ходатайство рассматривается судом не позднее дня, следующего за днём поступления ходатайства о применении обеспечительных мер без вызова сторон.

По общему правилу процедура наблюдения должна быть завершена в срок, предусмотренный Законом для принятия решения по делу о банкротстве. Это означает, что процедура наблюдения вводится на срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 Закона).

Установление размера требований каждого кредитора является обязательным в процедуре наблюдения. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения процедуры наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в рамках дела о банкротстве должника.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования кредиторов, предъявленные по истечении 30-дневного срока, подлежат рассмотрению после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

По результатам рассмотрения требований кредиторов к должнику суд выносит определение о включении или об отказе во включение требований в реестр требований кредиторов.

В результате введения процедуры наблюдения должник впервые ограничивается в правах. В чём же выражаются данные ограничения?

В соответствии с требованиями ст. 64 Закона органы управления должника могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. К таким сделкам относятся сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного правления имуществом должника. То есть должником в процедуре наблюдения могут совершаться только мелкие сделки.

Таким образом, при удостоверении сделки, одной из сторон которой является должник, находящийся в процедуре банкротства, нотариус должен установить, в какой конкретной процедуре банкротства находится должник, и если это процедура наблюдения, то при совершении сделки должны быть соблюдены требования ст. 64 Закона. Следует обратить внимание на тот факт, что при введении в отношении процедуры наблюдения над имуществом должника руководитель организации-должника не отстраняется. Это означает, что названные сделки в процедуре наблюдения не могут совершаться от имени временного управляющего, но с его письменного согласия.

При отсутствии такого согласия сделка будет ничтожной по причине несоответствия её содержания требованиям законодательства. Возможен, однако, и вывод об оспоримости сделок, если будет доказана правомерность последующего одобрения управляющим сделки.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 64 Закона с момента введения процедуры наблюдения органы управления должника лишаются возможности принимать решения о:

• реорганизации и ликвидации должника;

• создании юридических лиц или участии должника в иных юридических лицах;

• создании филиалов и представительств и заключении договоров простого товарищества;

выплате дивидендов, размещении ценных бумаг (кроме акций).

Указанные категории решений не могут быть приняты ни временным управляющим, ни органами управления должника.

Данные ограничения, предусмотренные п. 3 ст. 64 Закона, в целом защищают имущество должника от самого должника, т.к. предупреждают последствия возможных неразумных действий со стороны органов управления должника. Совершение нотариальных действий, связанных с перечисленными решениями, недопустимо на протяжении всей процедуры наблюдения, т.к. противоречит действующему законодательству о несостоятельности (банкротстве).

Ещё одним из способов защиты имущества должника является право временного управляющего обратиться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случае нарушения последним названных ограничений на совершение сделок.

Временный управляющий является лицом, которое контролирует деятельность органов должника для обеспечения целей наблюдения. В обязанности временного управляющего входят:

• проведение анализа финансового состояния должника;

• выявление кредиторов;

• установление размеров их требований;

• подготовка и проведение первого собрания кредиторов.

Период наблюдения заканчивается вынесением судом решения или определения, устанавливающего дальнейшую судьбу должника. Суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом названных определений или решений процедура наблюдения считается завершённой, а полномочия арбитражного управляющего, ведущего процедуру наблюдения, прекращаются.

 

 

* Доклад на семинаре, организованном Нотариальной палатой Самарской области на теплоходе «Фёдор Шаляпин» 23–29 августа 2008 г.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100