Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Письма Федеральной нотариальной палаты

22.08.2008

Федеральная нотариальная палата

 

Исх. № 964/06-09 от 23 июня 2008 г.

На № 466 от 23 мая 2008 г.

 

Президенту Нотариальной палаты Республики Мордовия

О.Г. Илюшкиной

 

О подтверждении регистрации
наследодателя по месту жительства

 

Уважаемая Ольга Геннадьевна!

В связи с Вашим обращением по вопросу о документах, которыми можно подтвердить регистрацию наследодателя по месту жительства в частном секторе, сообщаю.

Как правильно отмечено в Вашем обращении, органами регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при отсутствии в населённых пунктах указанных органов их функции выполняет местная администрация (статья 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Также в предоставлении государственной услуги по регистрационному учёту граждан участвуют должностные лица, ответственные за регистрацию (жилищно-эксплуатационные организации, жилищные кооперативы и др.), которые осуществляют первичный приём от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учёта предусмотренных учётных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства (пункт 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 г. № 208, далее – Регламент).

Согласно перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 (в ред. от 28.03.2008 г.), ответственными за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации (пункт 2).

Исходя из содержания пункта 59 Регламента следует полагать, что физические и юридические лица, которым принадлежат на праве собственности жилые помещения, исполняют функции лиц, ответственных за регистрацию, включая ведение и хранение документации, связанной с регистрацией граждан по месту жительства, только в случае отсутствия соглашения собственника жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы.

Поскольку сведениями о месте жительства граждан располагают как лица, ответственные за регистрацию (пункты 58–59 Регламента), так и территориальные органы Федеральной миграционной службы (пункт 67 Регламента), по мнению Федеральной нотариальной палаты, подтверждение места жительства наследодателя производится на основании представленного наследниками документа, выданного любым из вышеуказанных лиц.

Имея в виду, что нормативными правовыми актами не установлена форма документа, подтверждающего место жительства гражданина, Федеральная нотариальная палата полагает возможным принятие нотариусами исходящего от указанных выше лиц документа, составленного в произвольной форме и содержащего сведения об адресе места жительства наследодателя (справка, выписка из домовой (поквартирной) книги и т.п.).

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

 

Исх. № 981/06-12 от 3 июля 2008 г.

На № 04-08-816 от 12 мая 2008 г.

Президенту
Нижегородской нотариальной палаты

Г.Ю. Наумовой

 

 

О свидетельствовании верности копий документов

 

Уважаемая Галина Юрьевна!

На Ваше обращение по поводу возможности свидетельствования нотариусами верности копий документов, исходящих от граждан и юридических лиц, в виде протоколов общего собрания участников обществ; решений единственного участника общества; решений совета директоров обществ; трудовых договоров, заключённых единоличным исполнительным органом обществ, при отсутствии в них нотариально засвидетельствованных подписей, сообщаю.

Согласно статье 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации.

Федеральная нотариальная палата разделяет Ваше мнение, что исходящие от юридических лиц и от граждан документы, с которых предполагается свидетельствование верности копий, не только по форме должны соответствовать требованиям закона, но и по существу не должны противоречить законодательным актам Российской Федерации.

В частности, если протокол общего собрания участников общества, решение единственного участника общества, решение совета директоров общества, представленные нотариусу для свидетельствования верности копий с них, оформлены должным образом (имеют соответствующие реквизиты и подписи, скреплённые печатью юридического лица), то, по мнению Федеральной нотариальной палаты, в таком случае нотариальное свидетельствование верности подписей, учинённых на них, не требуется и у нотариуса нет оснований для отказа в совершении указанного нотариального действия.

В отношении трудового договора, заключённого единоличным исполнительным органом общества, следует иметь в виду, что Федеральный закон «Об акционерных обществах» (пункт 3 статьи 69) предусматривает, что осуществление полномочий по руководству текущей деятельностью общества могут осуществлять не только директор, генеральный директор общества, но и другие лица, специально уполномоченные на то в соответствии с указанным Законом. Поэтому при свидетельствовании верности копии такого документа нотариус должен обратить внимание на то, чтобы представленный документ был подписан уполномоченным лицом, что будет соответствовать требованиям закона.

Что касается свидетельствования верности копии документов, исходящих от граждан, в частности, при свидетельствовании верности копии протокола или решения, отражающих факт учреждения (создания) обществ физическими лицами, следует иметь в виду: если верность подписей указанных лиц на таких документах засвидетельствована в порядке, определяемом статьёй 78 Основ, то, по мнению Федеральной нотариальной палаты, оснований для отказа в совершении указанного нотариального действия у нотариуса не имеется. Свидетельствование верности копий протоколов или решений об учреждении (создании) обществ физическими лицами может быть произведено не только в случаях, когда подлинность подписей физических лиц на этих документах засвидетельствована нотариально.

Такой вывод можно сделать также, исходя из содержания статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в которой предусмотрено, что заявитель подтверждает достоверность представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица документов и соответствие их законодательству, на представляемых им подлинных документах нотариально засвидетельствованная подпись не требуется. Нотариальное свидетельствование подлинности подписи требуется только в отношении подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица (статья 9 указанного Закона).

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

 

Исх. № 984/06-06 от 3 июля 2008 г.

На № 03-03/664 от 14 мая 2008 г.

 

Президенту Нотариальной палаты Пермского края

Н.Н. Пьянковой

 

О проведении проверки
профессиональной деятельности нотариуса

 

Уважаемая Надежда Николаевна!

В связи с Вашим обращением по поводу проверки профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, сообщаю.

Исходя из норм статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты.

Методическими рекомендациями по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты, протокол № 04/05 от 17 июня 2005 г. – раздел 2) предусмотрена возможность проведения не только плановых комплексных проверок профессиональной деятельности нотариусов, но и внеплановых проверок в соответствии с решениями Правления и иного органа нотариальной палаты, основанием для проведения которых послужили поступившие в нотариальную палату жалобы либо иные обращения граждан, органов государственной власти, муниципальных органов, представления органа юстиции на территории субъекта Российской Федерации, судов, прокуратуры, общественных организаций.

Кроме того, Методическими рекомендациями предусматривается проведение повторной (контрольной) проверки в случае, когда в результате проведения проверки были выявлены существенные недостатки в работе нотариуса и нарушения законодательства.

Когда проверка не может быть осуществлена по определённым причинам, по мнению Федеральной нотариальной палаты, она может быть перенесена нотариальной палатой на другой срок без внесения изменений в утверждённый план (график) проведения проверок профессиональной деятельности нотариусов.

Что касается указанного Вами судебного решения, то из него не усматривается, что Нотариальная палата не вправе перенести срок проведения проверки профессиональной деятельности нотариуса, если таковая по определённым причинам не состоялась.

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

 

Исх. № 989/06-12 от 4 июля 2008 г.

 

Федеральная регистрационная служба

Начальнику Управления по контролю

и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,

государственной регистрации актов

гражданского состояния

О.В. Сарайкиной

 

О совершении некоторых нотариальных действий

 

Уважаемая Оксана Викторовна!

По поводу Вашего обращения в связи с письмами Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.03.2008 г. № 279/03-01 и ЗАО «Банк долгосрочного кредитования» от 4.04.2008 г. № 1-12/2845, касающихся некоторых вопросов совершения нотариальных действий, сообщаю:

1. По вопросу о свидетельствовании подлинности подписи несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет на анкете зарегистрированного физического лица паевого инвестиционного фонда

Согласно статье 14 Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (абзац второй пункта 5) учёт прав на инвестиционные паи осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паёв. Порядок открытия таких счетов установлен Положением о порядке ведения реестра инвестиционных паёв владельцев паевых инвестиционных фондов, утверждённым постановлением ФКЦБ РФ от 7.06.2002 № 20/пс (далее – Положение): для открытия лицевого счёта требуется представление заявления и анкеты зарегистрированного лица (пункты 4.7, 4.12).

Анкета содержит сведения о зарегистрированном лице (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и др.) и образец подписи данного лица. В анкете зарегистрированного лица в возрасте от 14 до 18 лет также указываются данные его законного представителя и образец его подписи (пункты 4.14–4.15 Положения). Регистратору необходимы данные законного представителя, в том числе и образец его подписи, в связи с тем, что несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 18 лет может осуществлять операции с учтёнными на его лицевом счете инвестиционными паями, то есть распоряжаться ими, только с письменного согласия законного представителя (пункт 1 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положением предусмотрено, что образцы подписей на анкете зарегистрированного лица должны быть сделаны в присутствии работника регистратора или заверены в установленном порядке (пункт 4.32). Нотариусы свидетельствуют подлинность подписи в порядке, установленном статьёй 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Необходимо учитывать, что на некоторых документах в силу ряда особенностей, связанных с их оформлением, может проставляться и быть нотариально засвидетельствованной не одна, а несколько подписей (например, в карточке с образцами подписей и оттиска печати). На наш взгляд, свидетельствование нотариусом нескольких подписей на одном документе не противоречит правилам совершения данного нотариального действия, установленным указанными Основами.

Федеральная нотариальная палата полагает, что в удостоверительной надписи на таком документе нотариусами могут быть использованы форма № 57 б отношении несовершеннолетнего лица и форма № 54 в отношении действующего от своего имени законного представителя (Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утверждённые Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 99).

2. О свидетельствовании верности копии с копии учредительных документов в случае, если данная копия выдана регистрирующим органом

Порядок свидетельствования верности копии с копии документа установлен статьёй 79 Основ, согласно которой засвидетельствовать верность копии с копии документа возможно, если копия выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ, при этом копия документа должна быть изготовлена на бланке юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица.

Свидетельствование верности копии с копии учредительного документа юридического лица, выданной регистрирующим органом, в государственном реестре которого содержится учредительный документ (может быть и в копии), будет противоречить требованиям статьи 79 Основ, поскольку регистрирующий орган не является юридическим лицом, от которого исходит учредительный документ, к кроме того, в государственном реестре не всегда содержатся подлинники учредительных документов (см. статью 12, подпункт «в» Закона).

Если у юридического лица возникла необходимость в нотариально засвидетельствованной копии учредительного документа, верность такой копии может быть засвидетельствована в порядке, предусмотренном статьей 77 Основ.

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

Исх. № 1008/06-06 от 8 июля 2008 г.

На № 5-297 от 12 мая 2008 г.

 

Начальнику Управления по контролю и

надзору в сфере адвокатуры, нотариата,

государственной регистрации

актов гражданского состояния

О.В. Сарайкиной

 

О применении нотариусами
форм удостоверительных надписей

 

Уважаемая Оксана Викторовна!

В связи с обращением в Федеральную регистрационную службу Управления Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю и Нотариальной палаты Самарской области по поводу применения нотариусами ряда форм удостоверительных надписей, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99, Федеральная нотариальная палата сообщает:

1. О форме удостоверительной надписи, совершаемой нотариусом, при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице

Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статьи 9, 17, 18) определён перечень уполномоченных лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица, в том числе при регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Подлинность подписи уполномоченных лиц на заявлении в силу закона должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 форма № Р 14001 – заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (приложение № 4 к постановлению), имеет запись о том, что соответствующая строка заявления заполняется в соответствии со статьёй 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определённым лицом. При этом Основы не содержат понятие «определённое лицо», однако использование его в нотариальной практике, на наш взгляд, предполагает не только установление личности этого лица. Поскольку с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в регистрирующий орган могут обратиться только уполномоченные лица, круг которых чётко определён вышеуказанным федеральным законом, нотариус, по мнению Федеральной нотариальной палаты, обязан проверить полномочия лица, обратившегося за совершением данного нотариального действия, в связи с чем подлежит применению форма удостоверительной надписи № 56, утверждённая Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99.

Учитывая, что форма 56 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица» предусматривает обязательное указание должности представителя юридического лица, тогда как представителем юридического лица в определенных случаях может быть и физическое лицо, не являющееся должностным лицом, считаем необходимым дополнить данную удостоверительную надпись примечанием следующего содержания:

«Примечание к форме № 56

При свидетельствовании подлинности подписи физического лица, являющегося представителем юридического лица, но не занимающим в юридическом лице какую-либо должность, в удостоверительной надписи наименование должности представителя заменяется словом "представитель" в соответствующем падеже, указываются наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество представителя».

2. Об удостоверительных надписях нотариуса на соглашениях

При рассмотрении вопроса о дополнении приложения к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99 формами удостоверительных надписей на соглашениях, заключённых гражданами (с участием представителя; с участием лица, не могущего подписаться лично вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности; с участием несовершеннолетнего (с 14 до 18 лет), действующего с согласия родителей (усыновителей, попечителей); с участием лица, не могущего подписаться вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности; с участием лица, не знающего языка, на котором изложено соглашение, с устным переводом ему текста соглашения нотариусом; с участием лица, не знающего языка, на котором изложено соглашение, с устным переводом ему текста соглашения переводчиком), Федеральная нотариальная палата исходит из следующего.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 153 и 154) соглашения граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, являются по своей сути многосторонними сделками (договорами), в связи с чем, по мнению Федеральной нотариальной палаты, для удостоверения указанных соглашений не требуется утверждение специальных форм удостоверительных надписей, поскольку могут применяться формы удостоверительных надписей на соответствующих договорах (формы № 31–33, 38, 39).

Однако в целях формирования единообразной правоприменительной практики представляется целесообразным дополнить приложение к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99 примечанием к формам 31–33 следующего содержания:

«Примечание к формам 31–33

По указанным формам составляются удостоверительные надписи на соответствующих соглашениях, при этом слово "договор" заменяется словом "соглашение"».

3. О возможности внесения нотариусами изменений в формы удостоверительных надписей

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 51) формы нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации. Нотариальные свидетельства, удостоверительные надписи призваны подтвердить, в частности, возникновение прав наследования, соответствие удостоверяемых сделок действующему законодательству и намерению сторон, соблюдение нотариусом определённых процедур, установленных законом для совершения нотариальных действий. При этом унификация нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей путём утверждения их образцов позволяет регламентировать обязательный объём сведений, включаемых нотариусами в выдаваемый или оформляемый документ и подтверждающих совершение конкретного нотариального действия в рамках действующего законодательства. Применение утверждённых для определённых нотариальных действий форм свидетельств и удостоверительных надписей является, по сути, одним из элементов порядка совершения конкретного нотариального действия. Таким образом, наряду с нормами материального права, предусматривающими возможность совершения того или иного нотариального действия, должна существовать соответствующая форма нотариального акта (свидетельства, удостоверительной надписи), позволяющая единообразно применять данную правовую норму.

Вместе с тем для ряда предусмотренных законодательством нотариальных действий формы нотариальных актов (свидетельств, удостоверительных надписей) или не утверждены, или установленные формы не в полной мере отражают суть правовой нормы или закреплённого законодательством порядка её реализации. Так, например, отсутствует форма удостоверительной надписи для предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 1130) распоряжения об отмене завещания; не утверждены формы актов о морском протесте и о протесте векселей, несмотря на установленную законом нотариальную форму данных протестов (статьи 395, 400 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; статья 5 Федерального закона «О переводном и простом векселе», статьи 35, 95 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате); отсутствует общая форма удостоверительной надписи на односторонней сделке, хотя утверждены удостоверительные надписи для ряда конкретных односторонних сделок, обладающих специфическими признаками (завещания, доверенности, согласия).

Учитывая, что отсутствие утверждённой в установленном порядке соответствующей формы удостоверительной надписи нотариального акта или свидетельства не может служить основанием для отказа в совершении нотариального действия (статья 48 Основ), нотариус, по мнению Федеральной нотариальной палаты, обязан совершить предусмотренное законодательством нотариальное действие, совершая удостоверительную надпись (оформляя свидетельство или акт) по аналогии с утверждёнными на момент оформления документа нотариальными формами, исходя из существа совершаемого действия.

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

 

Исх. № 1013/06-09 от 9 июля 2008 г.

 

Президенту Новгородской областной нотариальной палаты

С.А. Пушенковой

 

По вопросу оформления наследственных прав на имущество

умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Уважаемая Светлана Алексеевна!

На Ваше обращение по поводу оформления наследственных прав на имущество умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства, если наследник не является членом этого хозяйства, сообщаю.

В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (статьи 4, 6, подпункт 4 пункта 6) граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения, в частности, о членах фермерского хозяйства, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства и о порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом. Изменения о составе фермерского хозяйства, в том числе касающиеся имущественных отношений между членами хозяйства, должны быть внесены в названное соглашение.

Следовательно, фермерское хозяйство имеет сведения о составе членов крестьянского (фермерского хозяйства), а также сведения об имуществе, принадлежавшем членам крестьянского (фермерского) хозяйства.

Открытие наследства и наследование имущества любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляются на общих основаниях. При этом следует иметь в виду, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (статья 6 (пункт 3) Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статья 257 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации). Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное (статья 258 (пункт 3) Гражданского кодекса Российской Федерации).

Наследник, не являющийся членом крестьянского (фермерского) хозяйства, наряду с другими наследниками, призываемыми к наследованию, имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной стоимости его наследуемой доли в имуществе, принадлежавшем наследодателю в крестьянском (фермерском) хозяйстве. Стоимость указанного имущества определяется по общим правилам в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (статья 333.25), способ оценки нотариусы определять не вправе (подпункт 5 пункта 1 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации).

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

 

Исх. № 1027/06-07 от 10 июля 2008 г.

На № 455/1-13 от 2 июня 2008 г.

 

Вице-президенту Нотариальной палаты Ставропольского края

Н.Г. Фатиной

 

О взимании платы за свидетельствование
верности копий документов

 

Уважаемая Наталья Григорьевна!

В связи с Вашим обращением о методике определения размера платы за выполнение нотариусом технической работы и правомерности взимания платы за услуги правового характера при свидетельствовании верности копий документов сообщаю.

Федеральная нотариальная палата полностью разделяет позицию, высказанную Вами в обращении. В её обоснование представляется необходимым добавить следующее.

Как правильно Вами отмечено, совершение нотариального действия представляет собой систему действий, из них следует различать те действия, которые обязан выполнять только нотариус, и те, которые могут быть выполнены другими лицами.

Например, при свидетельствовании верности копии нотариус проверяет, не противоречит ли содержание подлинника действующему законодательству, соответствие копии оригиналу, отсутствие в подлиннике подчисток, приписок, зачёркнутых слов и иных неоговоренных исправлений или каких-либо особенностей, проставляет соответствующую удостоверительную надпись на копии и регистрирует нотариальное действие в реестре для регистрации нотариальных действий. Изготовление копии документа и сшивание листов копии (техническая работа) могут выполняться нотариусом по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариального действия.

Федеральная нотариальная палата полагает, что нотариус вправе взимать плату за техническую работу (изготовление копий и сшивание листов). Действия, связанные с правовым анализом документов, представляемых для свидетельствования верности копий, относящиеся к обязанностям нотариуса при совершении данного нотариального действия, оплачиваются за счёт нотариального тарифа за соответствующее нотариальное действие.

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

№ 1028/06-09 от 10 июля 2008 г.

На № 204/03 от 4 июня 2008 г.

 

Президенту Кемеровской областной нотариальной палаты

В.И. Просвиркиной

 

О наследовании имущества,
переданного в доверительное управление

 

Уважаемая Валентина Ивановна!

В связи с Вашим обращением по вопросу об оформлении наследства состоящего из активов (денежных средств, облигаций, акций), находящихся в доверительном управлении у банка, сообщаю.

Статьёй 1124 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1) предусмотрено, что договор доверительного управления прекращается вследствие смерти гражданина, являвшегося выгодоприобретателем по такому договору, если договором не установлено иное. Таким образом, при прекращении договора доверительного управления наследникам в соответствии со статьей 1112 ГК РФ переходит принадлежавшее наследодателю имущество, являвшееся объектом доверительного управления (например, акции). Наследственные права на такое имущество оформляются по общим правилам, установленным действующим законодательством.

Одновременно сообщаю, что по заявлению лиц, действующих в интересах сохранения наследства, на время, необходимое наследникам для вступления в наследство, в отношении требующего управления наследственного имущества может быть учреждено доверительное управление наследственным имуществом (пункты 1, 2, 4 статьи 1171 ГК РФ, статья 1173 ГКРФ).

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

Исх. № 1029/06-12 от 10 июля 2008 г.

На № 428 от 18 июня 2008 г.

 

Президенту Нотариальной палаты Астраханской области

Л.А. Шияновой

 

О свидетельствовании верности копий документов

 

Уважаемая Людмила Алексеевна!

На Ваше обращение по поводу возможности свидетельствования нотариусами верности копий договоров, заключённых в простой письменной форме между юридическими лицами, и верности копий паспорта транспортного средства сообщаю.

Согласно статье 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации.

Исходящие от юридических лиц документы, с которых предполагается свидетельствование верности копий, не только по форме должны соответствовать требованиям закона, но и по существу не должны противоречить законодательным актам Российской Федерации.

В частности, если договор, заключённый между юридическими лицами, представлен нотариусу для свидетельствования верности копий с него, оформлен должным образом (имеют соответствующие реквизиты и подписи, скреплённые печатью юридического лица), то, по мнению Федеральной нотариальной палаты, в таком случае у нотариуса нет оснований для отказа в совершении указанного нотариального действия.

Представляется, что также не имеется оснований для отказа в свидетельствовании верности копий паспорта транспортного средства.

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

Исх. № 1032 /06-07 от 14 июля 2008 г.

На № 456/1-13 от 24 июня 2008 г.

 

Вице-президенту Нотариальной
палаты Ставропольского края

Н.Г. Фатиной

 

О размере нотариального тарифа за свидетельствование верности копий документов,

для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма

 

Уважаемая Наталья Григорьевна!

В связи с Вашим обращением по поводу размера нотариального тарифа за свидетельствование верности копий документов, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, сообщаю.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливают общие подходы к определению размера нотариального тарифа или государственной пошлины за совершение конкретных нотариальных действий. За совершение нотариальных действий, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, государственная пошлина (нотариальный тариф) взимается по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, за совершение нотариальных действий, для которых законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариальный тариф взимается в размере, установленном в соответствии с требованиями Основ (статья 22.1).

В ряде нормативных правовых актов Российской Федерации содержится требование нотариального свидетельствования копий документов, например, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 38), в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» (статья 35) – о нотариально удостоверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в единый государственный реестр юридических лиц, в Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 23, 26) – о засвидетельствовании в нотариальном порядке копий правоустанавливающих документов. Таким образом, для свидетельствования верности копий указанных документов законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, в связи с чем, по нашему мнению, нотариальный тариф в таких случаях взимается в соответствии с вышеназванным Кодексом (подпункт 26 пункта 1 статьи 333.24) как за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма. В случае, когда для свидетельствования верности копий документов обязательная нотариальная форма законодательством не предусмотрена, размер нотариального тарифа за совершение указанного нотариального действия взимается в соответствии со статей 22.1 (подпункт 9 пункта 1) Основ.

Следовательно, для определения размера нотариального тарифа за свидетельствование верности копий документов нотариус должен установить, предусмотрена ли законодательством обязательная нотариальная форма для совершения названного нотариального действия.

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин

 

 

Федеральная нотариальная палата

 

 

Исх. № 1036/06-06 от 14 июля 2008 г.

На № 333 от 5 июня 2008 г.

 

Президенту Нотариальной палаты Удмуртской Республики

О.Л. Артемьевой

 

О формах удостоверительных надписей на документах,

предназначенных для действия за границей

 

Уважаемая Ольга Леонидовна!

На Ваше обращение по поводу совершения нотариусом удостоверительных надписей при оформлении документов, предназначенных для действия за границей, сообщаю.

Как Вы правильно отметили в своем обращении, утверждённые Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99 Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах не содержат соответствующих форм удостоверительных надписей, совершаемых нотариусами при оформлении документов, предназначенных для действия за границей. При этом Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утверждённые Министерством юстиции СССР от 29 декабря 1973 года, содержащие удостоверительные надписи, в том числе на документах, предназначенных для действия за границей (формы № 70–79, 81), признаны недействующими на территории Российской Федерации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2003 года № 77 (пункт 11 Приложения № 1).

По проблеме, связанной с удостоверительными надписями, совершаемыми нотариусами на документах, предназначенных для действия за границей, Федеральной нотариальной палатой проводились консультации с Министерством иностранных дел Российской Федерации, сообщившим, что международные договоры, стороной-участницей которых является Российская Федерация, не содержат требований о специальных формах удостоверительных надписей в случае оформления документов для действия за границей.

В связи с изложенным, в случае оформления документов, предназначенных для действия за границей, нотариусы применяют соответствующие формы удостоверительных надписей для конкретного нотариального действия, утверждённые Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99.

 

С уважением,

вице-президент палаты Н.И. Кашурин


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100