Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях

22.08.2008

А.Е. Черников,
нотариус г. Орла, соискатель юридического факультета Орловской региональной академии государственной службы

 

В конституционном праве Российской Федерации важнейшее значение имеет статус не только коллективных, но и индивидуальных субъектов правоотношений. Об этом свидетельствует логика построения Конституции Российской Федерации, а также ряда текущих законодательных актов конституционно-правового содержания. Так, статус Совета Федерации и Государственной Думы регулируется непосредственно Конституцией Российской Федерации, а статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы – специальным федеральным законом1. Аналогичные подходы характерны для соотношения статуса Правительства Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации2, статуса судов и судей, статуса Счётной палаты Российской Федерации и аудиторов этой палаты. Данные теоретико-методологические основы могут быть использованы при исследовании индивидуального конституционно-правового статуса нотариуса как субъекта конституционных правоотношений.

Нужно подчеркнуть, что в правоотношениях, возникающих вследствие осуществления тех или иных нотариальных действий, праводееспособным субъектом обычно выступает именно нотариус, а не нотариальная контора или нотариальная палата. На нотариуса законом возлагаются права и обязанности, нотариус обладает деликтоспособностью. Статус нотариуса юридически выражается в его правах, обязанностях, гарантиях и ответственности. Все указанные обстоятельства требуют самостоятельного исследования проблематики конституционно-правового статуса нотариуса в современных условиях.

Сравнительный анализ ст. 15 и 16 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) позволяет, прежде всего, отметить, что законодатель не всегда последовательно отражает соотношение прав и обязанностей нотариуса. Многие права нотариуса, изложенные в анализируемом нормативно-правовом акте, при определённых обстоятельствах могут быть квалифицированы в качестве обязанностей и наоборот, обязанности – в качестве прав.

Примером, обосновывающим этот тезис, является норма ст. 15 Основ, в соответствии с которой нотариус имеет право совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. По существу, нотариус не вправе, а обязан совершать нотариальные действия; буквальный смысл анализируемой нормы также подразумевает связанность нотариуса при совершении нотариальных действий интересами физических и юридических лиц, обратившихся к нему. В данном случае речь идёт исключительно об обязанностях, а не о правах нотариуса.

Каталог прав и обязанностей нотариуса, указанный в ст. 15 и 16 Основ, кроме отмеченных неточностей юридико-технического плана, характеризуется недостаточной полнотой; из указанного перечня оказались выбывшими многие права и обязанности нотариуса, на что обращается внимание в юридической литературе.

Главная обязанность нотариуса – это «правовое обслуживание населения».3 Такие публичные услуги «означают юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и граждан»4, причём основополагающее значение здесь имеет не столько субъект, оказывающий публичные услуги, сколько то, «что они собой представляют и в чьих интересах оказываются»5. Исходя из этого, в законодательстве следует чётко определить, что основной обязанностью нотариуса является оказание публичных юридических услуг в интересах не только клиентов, но также общества и государства. Деятельность любого нотариуса обладает консолидирующим эффектом, когда норма, совокупность условий для реализации этой нормы через правоприменение могут достигать индивидуально значимого результата в каждом конкретном случае.6

Нотариус несёт обязанность активного действия, направленного на защиту прав и законных интересов субъектов правоотношений. По мнению французских юристов Д. Медара и Б. Мобрю, практика, при которой нотариусы отказываются вступать в юридический спор и предпочитают договариваться с противоположной стороной в целях поиска компромисса, заслуживает критики с точки зрения режима законности.7 Но в то же время обязанностью нотариуса является предупреждение правовых конфликтов в рамках действующего законодательства. Будучи представителем публичной власти, беспристрастным свидетелем и советчиком сторон, он «идеально подходит для этой роли по урегулированию договорных отношений без участия суда».8

Нотариус должен оформлять нотариальные документы с максимальной точностью, полнотой, ясностью и убедительностью, опираясь на методы стандартизованности и краткости изложения правовой информации.9 Эти принципы являются конституционными по своему юридическому смыслу, что неоднократно находило подтверждение в практике Конституционного Суда Российской Федерации применительно к оценке действий законодателя.10 На наш взгляд, данные правовые позиции высшего судебного органа конституционного контроля в полной мере применимы и к статусу нотариуса в современных условиях.

К обязанности нотариуса относится обеспечение надёжности документов и иных актов, находящихся в гражданском обороте.11 При удостоверении сделок нотариус несёт обязанность контролировать правильность волеизъявления сторон и соответствие сделки их подлинной воле.12 Немаловажна обязанность нотариуса поддерживать свой профессиональный уровень и профессиональную репутацию13. Нотариус должен быть беспристрастным в своей деятельности и оказывать правовую помощь в равной мере всем лицам, обратившимся к нему.14 В обязанности нотариуса, как справедливо подчеркивает президент нотариата Испании Хуан Болас, находится «не только заверение подписи». Он «информирует людей о том, что именно они намерены сделать, сколько им это будет стоить, существует ли возможность сделать это по-другому, что какое-то решение следовало бы тщательнее взвесить, или что какие-то вещи попросту нельзя делать, поскольку это противоречит действующему законодательству».15

Нотариус должен быть советником и доверенным лицом своих клиентов.16 Он обязан обеспечивать сохранение различных видов охраняемой законом тайны на основе корпоративной политики комплексной информационной безопасности.17 В юридической литературе выделяются обязанности нотариуса содержать в надлежащем виде нотариальную контору18, знать законодательство и правоприменительную практику, постоянно повышать свою юридическую квалификацию19.

Нотариус несёт обязанность охранять законность, обеспечивать правовую защищённость составляемых и удостоверяемых им актов, что в конечном счёте придаёт этим актам дополнительные гарантии как предъявляемому доказательству на основе презумпции его достоверности.20 Нотариально заверенная сделка должна быть прочной гарантией её законности21. Нотариус обязан «формировать представления граждан о правовой системе страны»22, которые должны быть адекватными сложившимся реалиям правовой культуры, состоянию законодательства и правоприменительной практики.

Приведённые примеры неоспоримо свидетельствуют о том, что каталог прав и обязанностей нотариуса нуждается в научной систематизации. В этой связи предлагаем следующую классификацию прав и обязанностей нотариуса.

По назначению в механизме правового регулирования общественных отношений следует различать права и обязанности нотариуса материальные и процессуальные. Правовые нормы, закрепляющие нотариальные действия, имеют материально-правовую природу, поэтому фиксируют права и обязанности нотариуса материального содержания. Это, в частности, относится к таким нотариальным действиям, как удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определённом месте; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображённым на фотографии; удостоверение времени предъявления документов; передача заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков; принятие на хранение документов; совершение морских протестов; обеспечение доказательств.

Что касается прав и обязанностей нотариуса, направленных на реализацию вышеуказанных обязанностей, то они имеют процессуально-правовую природу. Существенной особенностью как судебной, так и нотариальной деятельности, непосредственно связанной с претворением в жизнь принципа законности, является наличие в её основе строгой процессуальной формы, которая чётко регламентируется законодательством.23

Например, установление нотариусом личности должно осуществляться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия (ст. 42 Основ). Эта обязанность имеет процессуальную сущность. Аналогичными примерами могут служить права и обязанности нотариуса, связанные с порядком подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов (содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса. Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия).

По критерию содержания прав и обязанностей можно выделить организационные и профессиональные права и обязанности нотариуса. Организационные права и обязанности связаны с порядком и процедурой замещения должности нотариуса, его взаимодействием с нотариальной палатой, органами юстиции, другими субъектами конституционных правоотношений. В качестве примеров можно привести права информировать общественность о своей деятельности, проводить индивидуальную имиджевую политику, обязанность участия в деятельности профессиональной корпорации. Профессиональные права и обязанности касаются права истребовать сведения и документы, составлять проекты документов, давать консультации и разъяснения, оказывать посреднические услуги.

В свою очередь, организационные права и обязанности нотариуса поддаются последующей классификации по следующим признакам:

1) порядок назначения на должность нотариуса и прекращения его полномочий (право на равный доступ к замещению должности нотариуса, недопустимость произвольного прекращения полномочий нотариуса иначе как в случаях и порядке, установленных законом);

2) внешние атрибуты нотариуса (право на личную печать, штампы и бланки);

3) соблюдение правил территориальной подведомственности в пределах нотариального округа (обязанность, по общему правилу, совершать нотариальные действия в пределах нотариального округа; установленные законом исключения из этого общего правила);

4) ритуальные действия (обязанность нотариуса приносить присягу с торжественным обещанием исполнять полномочия в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своём поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку);

5) деятельность нотариальной палаты (обязательность членства, обязанность уплаты членских взносов, обязанность предоставлять палате необходимые сведения, обязанность личного участия в заседаниях палаты, право избирать и быть избранным в руководящие органы палаты). Так, во Франции нотариус несёт обязанность личного присутствия на общем собрании нотариусов, причём отсутствие на собрании без уважительных причин может стать предметом дисциплинарного расследования;24

6) государственный контроль нотариата (обязанность представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы).

Государственный контроль за осуществлением нотариальной деятельности – «это не самоцель, это не безликое и уж тем более не слепое проявление власти. Это способ убедиться в том, что деятельность каждого нотариуса наилучшим образом отвечает потребностям граждан, которые заинтересованы в защите своих прав».25 Имеются факты, когда нотариальные палаты и территориальные органы юстиции немотивированно блокируют решения друг друга26, что даёт основания некоторым авторам квалифицировать нотариат в качестве «падчерицы юстиции».27

В этой связи следует согласиться с мнением, что государственный контроль не должен касаться собственно нотариальных действий. Вопросы делопроизводства, организации деятельности нотариуса, дисциплины, режима работы – всё это подведомственно государственным органам управления юстиции. Что же касается оценки того, в соответствии ли с законом совершил нотариус нотариальное действие, то дать её вправе лишь суд на основе принципа состязательности и равноправия сторон по отстаиванию прав и законных интересов.28

Права и обязанности нотариусов могут быть не только индивидуальными, но и коллективными29. В частности, нотариальное сообщество имеет право участвовать в политической жизни страны, предлагать свои концепции развития законодательства о нотариате, давать экспертные заключения на законопроекты о нотариате, на паритетных началах взаимодействовать с органами государственного контроля, уполномоченными в сфере нотариата. Однако авторитет нотариальной корпорации в России «пока не настолько высок, чтобы с ним считаться на законодательном уровне».30 Эта негативная тенденция, на наш взгляд, нуждается в коренном переосмыслении и преломлении.

В частности, вытеснение нотариата из сферы оборота недвижимости, по мнению Л.В. Усович, «абсолютно не характерно для стран нотариата латинского типа»31. Для того, чтобы законодательство Российской Федерации было перенаправлено в русло общеевропейских стандартов, необходимо активное участие нотариата в политическом процессе, включая законотворческую деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.

Приведенные выше теоретико-методологические подходы к правовому регулированию конституционно-правового статуса нотариуса, как показывает анализ действующего законодательства, еще не нашли своего адекватного выражения в соответствующих нормативных правовых актах. Многие права и обязанности нотариуса чётко не зафиксированы в законе, что даёт основания для произвольной правоприменительной практики, нарушения прав и законных интересов участников нотариальных правоотношений, избыточных дискреционных полномочий органов юстиции.

При этом в законодательстве следует предусматривать не только перечень прав и обязанностей нотариуса, но и указывать условия их реализации. Значительную помощь в этом процессе может оказать метод сравнительного правоведения.

В российском законодательстве весьма неопределённым образом сформулированы права и обязанности нотариуса в сфере информирования общественности о нотариальной деятельности. Французское законодательство о нотариате и правоприменительная практика Франции предполагают следующие критерии для оценки законности информирования общественности о нотариусе: сказанное должно ограничиваться только информацией, необходимой и полезной для общественности; не должны иметь место восхваление личных заслуг нотариуса и уничижение его коллег; нотариус не должен иметь заранее обдуманный умысел сделать личную рекламу.32 Соответствующие критерии целесообразно указать и в отечественном законодательстве. Следует согласиться с предложением о наделении нотариуса правом на самостоятельный сбор и личную проверку документов, необходимых для совершения нотариального действия.33

Вместе с тем не всегда высказываемые в юридической литературе предложения по совершенствованию законодательства о статусе нотариуса являются обоснованными. Например, в экспертном заключении Регионального общественного фонда ИНДЕМ в целях исключения взяточничества при назначении на должность нотариусов были предложены следующие меры: снять количественное ограничение учреждаемых должностей нотариусов, отменить конкурсную процедуру занятия вакантной должности нотариуса, наделять заинтересованных лиц полномочиями нотариуса в течение месяца после подачи им в органы юстиции заявлений и лицензий на право нотариальной деятельности.34 Эти меры, с нашей точки зрения, привели бы не только к нарушению конституционных прав и свобод нотариусов как граждан Российской Федерации, но и вряд ли способствовали устранению тех негативных явлений, которые послужили причиной принятия подобных мер. Следует подчеркнуть, что не всегда предложения, направленные на снижение коррупциогенности российского законодательства о нотариате, являются адекватными мерами, соответствующими конституционным принципам и ценностям.

Завершающим элементом в системе конституционно-правового статуса нотариуса является механизм его ответственности. Ответственность является «социальным свойством любого общественного организма и выступает в качестве признака его социальной организации».35 Ответственность нотариуса является существенным признаком нотариальной деятельности36 при общей тенденции роста корпоративной и социальной ответственности нотариусов37.

Юридическая ответственность как разновидность государственного принуждения занимает особое (специализированное) место в системе таких мер, причём основные отличия юридической ответственности от иных разновидностей государственного принуждения выделяются по таким критериям, как цель применения, характер возникновения, функции применения, характер последствий, связь с санкцией правовой нормы, порядок и время применения, наличие виды субъекта.38 Одно из наиболее часто встречающихся оснований для вынесения частных определений судами и представлений правоохранительными органами в отношении нотариусов – формальное, невнимательное отношение к установлению личности граждан и определению их дееспособности, нарушение прав несовершеннолетних при удостоверении сделок с недвижимостью, удостоверение сделок в отсутствие сторон, нарушение прав третьих лиц.39

Нотариус несёт не только «юридическую ответственность перед государством за выполнение возложенных на него публичных полномочий», «но и нравственную ответственность за свои действия перед обществом и гражданами».40 Однако при такой логической конструкции возникает опасность разграничения юридической и нравственной ответственности нотариуса не по критерию характера совершенного деликта, а исходя из субъектного состава отношений. В действительности юридическая и нравственная ответственность нотариуса не находятся в прямой зависимости оттого, перед какими лицами такая ответственность наступает, на что обращалось внимание в юридической литературе. По справедливому утверждению В.С. Нерсесянца, «отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах».41 Ключевое значение здесь имеет юридический и, соответственно, внеправовой характер деяния.

 

1 Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. // СЗ РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3466; 2001. – № 7. – Ст. 614; № 32. – Ст. 3317; 2002. – № 28. – Ст. 2785; № 30. – Ст. 3033; 2003. – № 2. – Ст. 160; № 27 (Ч. 1). – Ст. 2700; 2004. – № 17. – Ст. 1588; – № 25. – Ст. 2484; № 35. – Ст. 3607; № 51. – Ст. 5128; 2005. – № 19. – Ст. 1749.

2 Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. // СЗРФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712; 1998. – № 1. – Ст. 1; 2004. – № 25. – Ст. 2478; № 45. – Ст. 4376; 2005. – № 23. Ст. 2197.

3 Нотариат и современное гражданское общество: пути и перспективы развития // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 8. – С. 34.

4 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. – М., 2001. – С. 200.

5 Публичные услуги и право / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Норма, 2007. – С. 13–14.

6 Швецов С.Б. Особенность правового регулирования органами нотариата // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 12. – С. 47.

7 Цит. по: Особенности французского нотариата // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 4. – С. 55.

Клер Э. Роль нотариата // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 6. – С. 46.

Баринова А.В. Стилистические особенности языка деловых документов // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 12. – С. 27.

10 См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 532.

11 Ярков В.В., Медведев И.Г., Трушников С.С. Сравнительно-правовой анализ законодательства государств – членов Евразийского экономического сообщества в сфере нотариальной деятельности и рекомендации по его гармонизации // Нотариальный вестникъ. – 2006. – № 2. – С. 25.

12 Москаленко И.В. О законности в нотариальной деятельности // Нотариальный вестникъ. – 2005. – № 10. – С. 16.

13 Абилова А.Б. Нотариат и социология: становление российского и казахстанского нотариатов // Нотариальный вестникъ. – 2005. – № 9. – С. 21.

14 Медведев И.Г. Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе России: современное состояние и перспективы развития (аналитическая записка) // Нотариальный вестникъ. – 2005. – № 3. – С. 19.

15 Болас Х. Бизнес без правового обеспечения – это обреченный бизнес // Нотариальный вестникъ. – 2007. – № 9. – С. 5.

16 Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Медведев И.Г., Ярков В.В. Российский нотариат: проблемы и их решение // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 5.– С. 32.

17 Лютенко А.И. Обеспечение комплексной информационной безопасности в офисе нотариуса // Нотариальный вестникъ. – 2007. – № 3. – С. 44.

18 Попова Н.Ю. Нотариальные конторы – лицо нотариата // Нотариальный вестникъ. – 2006. – № 12. – С. 43.

19 Комиссарова Е.Г. Правовое значение и роль нотариальной практики // Нотариальный вестникъ. – 2007. – № 9. – С. 20.

20 Швахтген А. Деятельность нотариуса на благо гражданского общества // Нотариальный вестникъ. – 2002. – № 9. – С. 42.

21 Краснов М.А. Нотариат как публично-правовой институт // Нотариальный вестникъ. – 2007. – № 5. – С. 25.

22 Мдивани М.О. Нотариат и общество: как достичь взаимопонимания? // Нотариальный вестникъ. – 2007. – № 6. – С. 63.

23 Рыжов К.Б. Нотариат и правосудие. Нотариат как орган превентивного правосудия // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 11. – С. 28.

24 Варвен-Литез К. Структура французского нотариата и его руководящих органов // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 6. – С. 43.

25 Анрио П. Институциональные отношения между нотариатом и Министерством юстиции // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 6. – С. 41.

26 Дьякова С.В. Только наши совместные и слаженные действия способны сохранить и упрочить российский нотариат // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 7. – С. 25.

27 Жигачева Э.Ф. Печать ответственности // Нотариальный вестникъ. – 2005. – № 1. – С. 14.

28 См.: Евдокимова Е.Н. Нотариат выживет, если будет единым и сплоченным // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 6. – С. 54.

29 См.: Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. С. 141. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 2002. – С. 96.

30 См.: Москаленко И.В. Нотариальная деятельность, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и административно-управленческая деятельность // Нотариальный вестникъ. – 2006. – № 3. – С. 35.

31 См.: Усович Л.В. Принцип «одного окна» и его реализация в нотариальной практике // Нотариальный вестникъ. – 2007. – № 7. – С. 39.

32 Матья Ж.-Д. Нотариусы, журналисты и личная реклама // Нотариальный вестникъ. – 2005. – № 6. – С. 52–53.

33 Ярков В.В. Основные вопросы становления нотариального права России // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 1. – С. 46.

34 Экспертное заключение о степени коррупциогенных и социальных последствий реализации предложений по изменению регулирования организации и деятельности нотариата (материал подготовлен Региональным общественным фондом ИНДЕМ) // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 8. – С. 24.

35 Родионова Е.В. Социальная природа ответственности // Социальное и пенсионное право. – 2006. – № 3. – С. 16.

36 Калиниченко Т.Г. Публично-правовая нотариальная деятельность // Нотариальный вестникъ. – 2006. – № 8. – С. 15.

37 Аналитическая записка «Текущее состояние российского небюджетного нотариата и оценка влияния изменения нотариальных тарифов на экономические условия его деятельности» (Материал подготовлен ОАО «Российская финансовая корпорация» // Нотариальный вестникъ. – 2004. – № 9. – С. 29.

38 Глаголев П.В. Юридическая ответственность в системе мер государственного принуждения. Автореф. канд. юрид. наук. – Саратов, 2007. – С. 7.

39 Справка по результатам обобщения практики лишения нотариусов нотариальной деятельности и сложения ими полномочий в добровольном порядке, а также привлечения нотариусов к уголовной ответственности в случаях нарушения действующего законодательства за период с 1993-го по 2001 год // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 7. – С. 49.

40 Шахорский П.В. Нотариат в условиях правовой реформы // Нотариальный вестникъ. – 2003. – № 9. – С. 23.

41 Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М.: НОРМА, 1999. – С. 51.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100