Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

ФНП утвердила Концепцию по организации работы по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат

10.07.2008

Правление Федеральной нотариальной палаты, выполняя поручения Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ и считая повышение квалификации работников нотариата важнейшим направлением деятельности нотариального сообщества, утвердило Концепцию ФНП по организации работы по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат.

Предполагается, что в связи с принятием вышеназванной Концепции в организацию деятельности Комиссии ФНП по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат будут внесены некоторые коррективы.

 

Утверждена

Решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

от 13 мая 2008 года

(Протокол № 07/08)

 

Концепция Федеральной нотариальной палаты России по организации работы по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат

 

Подготовлена Центром нотариальных исследований Федеральной нотариальной палаты и Институтом нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

 

I. Основные подходы к построению работы по повышению квалификации

 

1. В современных условиях признания необходимости непрерывности образования деятельность по повышению квалификации должна строиться на основе следующих посылок:

– принципов Болонского соглашения о высшем образовании, участницей которого является Российская Федерация;

– Лондонского коммюнике от 18.05.2007 г., принятого министрами образования государств – участников Болонского соглашения;

– принципов непрерывного юридического образования, поддерживаемых и претворяемых в жизнь Европейской ассоциацией юридических факультетов (ELFA).

 

2. Среди принципов, упомянутых в п. 1, наиболее важными являются следующие:

– постоянное обновление профессиональных знаний как условие профессиональной деятельности юриста;

– квалификация юриста должна подтверждаться периодически и в установленной форме;

– результаты получения профессиональных знаний в различных образовательных учреждениях должны быть сравнимы и совместимы в первую очередь через установление стандартов требований к обучению и эталонов оценки знаний.

 

3. В соответствии с резолюцией ELFA (Гамбург, февраль 2008 г.) послевузовское юридическое образование должно осуществляться на базе юридических факультетов (вузов, научных организаций), поскольку именно в них сосредоточены наиболее квалифицированные специалисты по подготовке и переподготовке кадров. Практика европейских стран показала преимущество этого подхода с точки зрения экономической эффективности вложений в обучение юристов.

 

4. В России в настоящее время организация последипломного обучения осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 18.06.1997 г. № 1221 «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ». В указанном акте содержатся требования к формам и срокам повышения квалификации специалистов, в соответствии с которыми действуют курсы в тех образовательных центрах, которые имеют лицензию на оказание образовательных услуг. В целях сопоставимости результатов обучения на эти требования целесообразно ориентироваться и при организации обучения нотариусов.

 

II. Организация работы Комиссии по повышению квалификации и в целом всей деятельности по повышению квалификации

 

5. Комиссия по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат (в дальнейшем – Комиссия) сыграла определённую роль в становлении системы повышения нотариусов и сотрудников нотариальных палат.

Усилиями нотариального сообщества, Правления и аппарата ФНП, Комиссии привлечены к процессу повышения квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат основные юридические вузы России, в том числе Российская правовая академия, Санкт-Петербургский государственный университет (юридический факультет), Саратовская государственная академия права, Уральская государственная юридическая академия и другие юридические вузы, покрывающие практически всю территорию страны.

В 2006 году в ФНП было проведено первое совещание представителей основных юридических вузов России, занимающихся повышением квалификации нотариусов. В 2007 году Правлением ФНП одобрена Программа повышения квалификации для нотариусов (72 часа), подготовленная совместно Центром нотариальных исследований Федеральной нотариальной палаты и Институтом нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Центром нотариальных исследований за пять лет работы (2002–2007 годы) подготовлено 28 книг для нотариусов по самым разным направлениям нотариальной практики, доктрины, обобщения зарубежного опыта, в том числе 14 книг в рамках «Библиотеки нотариуса», которые являются основой для повышения квалификации наряду с книгами других авторов.

 

6. В настоящее время, когда создана сеть курсов по повышению квалификации нотариусов, в том числе при ведущих юридических вузах России, возникла необходимость изменения стиля и методов работы Комиссии.

Комиссии целесообразно отойти от работы по организации курсов, семинаров, поскольку соответствующая сеть создана и реально функционирует.

 

7. В новых условиях Комиссии необходимо сосредоточиться не на организационной, а на аналитической работе по следующим направлениям:

– разработка предложений для Правления ФНП по структурированию и формам организации работы по повышению квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат;

– сравнительный анализ программ повышения квалификации, разработка предложений по их совершенствованию;

– выяснение потребностей нотариусов в той или иной форме обучения;

– определение потребностей сотрудников нотариальных палат в формах обучения;

– анализ территориальной привязки и размещения центров повышения квалификации с точки зрения их доступности для нотариусов и сотрудников нотариальных палат;

– проведение совместно с центрами повышения квалификации опросов нотариусов о качестве работы преподавателей по повышению квалификации, полезности предлагаемых учебных курсов;

– другие направления работы аналитического характера.

 

8. Для более эффективной организации повышения квалификации, установления обратной связи с нотариусами на сайте ФНП следует ввести отдельный раздел, посвящённый вопросам повышения квалификации, на котором как минимум следовало бы разместить следующую информацию:

– адреса и координаты для связи всех центров повышения квалификации;

– программы повышения квалификации с указанием читаемых курсов, предполагаемых преподавателей и учебных заведений, из которых будут привлекаться преподаватели;

– сроки проведения курсов в календарном году;

– стоимость курсов с расходами на оплату проживания.

Тем самым нотариусы будут иметь возможность оперативно устанавливать необходимую информацию не только о курсах, но и их программах и преподавателях, а также выбирать интересующие их курсы.

 

III. Совершенствование повышения квалификации нотариусов

 

9. Повышение квалификации может осуществляться в двух формах. Во-первых, путём периодического прохождения обучения на курсах повышения квалификации по программе повышения квалификации объёмом не менее 72 часов, соответствующей программе, утверждённой Правлением ФНП. Во-вторых, путём участия и обучения на краткосрочных тематических семинарах и конференциях, посвящённых отдельным вопросам нотариальной практики и законодательства.

Курсы повышения квалификации организуются ФНП на базе учебных заведений, имеющих лицензию на указанный вид образовательной деятельности.

 

10. Период действия свидетельства о повышении квалификации следует установить с учётом:

1) возможностей предоставления качественного послевузовского обучения нотариусов (наличие преподавательских кадров и т.п.) и

2) интенсивности изменения законодательства и практики.

Предлагается установить срок для повышения квалификации один раз в пять лет, в течение которого нотариус обязан в соответствии с правилами п. 11 набрать определённое количество баллов, подтверждающих повышение квалификации за каждые пять лет его работы.

11. Оценку повышения нотариусом квалификации целесообразно проводить по заранее установленным критериям. Для этого всем формам повышения квалификации присваивается определённая оценка в баллах и устанавливается, сколько условных единиц должен набрать нотариус за определённый период времени. Например, за пять лет нотариус должен повысить квалификацию, набрав в то же время 50 баллов. При этом обучение на курсах объёмом 72 академических часа даёт 50 баллов; курсов, объёмом не менее 36 и менее 72 часов – 25 баллов и т.д.

При таком подходе нотариус может выбирать наиболее удобные для него формы повышения квалификации: один раз проучиться на курсах объёмом 72 академических часа, поучаствовать в нескольких краткосрочных семинарах и т.д.

 

12. За основу обучения на курсах повышения квалификации следует взять Программу повышения квалификации нотариусов, утверждённую Правлением ФНП. Указанная программа преследует двоякие цели. Во-первых, она рассчитана на восполнение базовых знаний нотариусов, которые утрачены ими в связи с большими сроками, которые прошли после окончания юридических вузов, а также в связи с тем, что многие нотариальные действия совершаются не так часто. Практика преподавания на курсах повышения квалификации показывает, что многие нотариусы нуждаются в восполнении базовых знаний в систематизированной форме.

Во-вторых, программа рассчитана на изучение новых проблемных вопросов нотариальной деятельности и применения нового законодательства как в виде отдельных вопросов, так и путём включения новых проблемных вопросов в рамки той или иной темы более общего характера.

Программа курса повышения квалификации нотариусов объёмом 72 академических часа состоит из двух частей: обязательный компонент и региональный компонент. Обязательный компонент включает шесть тем в объёме часов не менее установленного (44 часов). Региональный компонент должен включать предложенные в данном документе темы и любые иные, актуальные для нотариата, в объёме часов, установленном обучающим центром. Время, отведённое на региональный компонент, не может превышать 24 академических часов.

В этом плане программа не преследует цели предельно жёсткой регламентации содержания тем обучения, поскольку в различных регионах России могут быть в разной степени значимы те либо иные вопросы нотариальной практики. Кроме того, могут быть сложности с подбором квалифицированных преподавателей, в связи с чем в каждом обучающем центре могут быть сделаны в рамках общей программы свои акценты на те или иные темы в зависимости от наличия тех либо иных специалистов-преподавателей.

 

13. Свидетельство установленного образца о прохождении обучения на курсах повышения квалификации обучающимся может быть выдано при условии:

1) прохождения обучения по программе, соответствующей утверждённой Правлением ФНП;

2) получение положительной оценки при итоговом контроле знаний.

 

Дело в том, что программа включает обязательное проведение итогового контроля, что по практике программ повышения квалификации для других групп специалистов дисциплинирует слушателей, делает отношение к обучению более серьёзным. В конечном счёте итоговый контроль, особенно путем подготовки нотариусом заключения по актуальной проблеме нотариальной практики, превращает нотариуса из обучаемого объекта в субъекта обучения, активно участвующего в образовательной деятельности и предлагающего свой вариант решения того либо иного вопроса.

Поэтому слушателям могут быть предложены три вида заданий итогового контроля (по выбору обучающего центра):

1)         тесты в количестве не менее 15;

2)         задачи – не менее 3;

3)         заключение нотариуса по поводу актуальной проблемы нотариальной практики (тема по выбору слушателя из нескольких предложенных обучающим центром).

Итоговый контроль проводится в письменной форме по методике, приведённой в данном документе. Документы, подтверждающие результаты итогового контроля, хранятся в обучающем центре не менее пяти лет.

При получении неудовлетворительной оценки по результатам итогового контроля слушателю выдается справка о том, что он прослушал соответствующий курс повышения квалификации.

 

14. Участие и обучение на краткосрочных тематических семинарах и конференциях, посвящённых отдельным вопросам нотариальной практики и законодательства, в отсутствие утверждённого Минобразованием документа, может подтверждаться документом, выдаваемым ФНП, нотариальной палатой субъекта Российской Федерации по форме, утверждённой ФНП либо документом, выдаваемым соответствующей организацией, вузом, организовавшим такие семинары.

15. Перспективным является организация работы по внедрению системы дистанционного обучения нотариусов с использованием возможности сети Интернет.

Для этого потребуется подготовка:

1) «начинки» (методические материалы, задачи, тесты и т.п.) и

2) технической «оболочки» (компьютерная программа, позволяющая преподавателю проводить занятия с учащимся или группой, где бы они ни находились).

Такая система обучения через Интернет может быть эффективной для подготовки стажёров. Не секрет, что качественная подготовка стажёров порой невозможна из-за небольшого их числа. При дистанционном обучении эта проблема снимается. Кроме того, внедрение дистанционного обучения позволит обеспечить выравнивание уровня подготовки новых нотариусов по регионам.

Подобные программы уже используются в вузах, в том числе и на юридическом факультете СПбГУ.

 

16. Другое перспективное направление совершенствования повышения квалификации – создание электронной базы консультаций. Это позволит практически предоставить нотариусам упорядоченную информацию по проблемам нотариальной практики, облегчить получение консультаций по типичным проблемам и проблемам, не требующим специальной экспертизы, уменьшить вероятность использования нотариусами неквалифицированных консультаций.

Такая работа уже ведётся на базе сайта Федеральной нотариальной палаты, Центра нотариальных исследований, сети «Енот».

Для более полного и системного движения в этом направлении необходимо:

1) создание программы для ЭВМ или приобретение прав на соответствующую программу;

2) разработка классификатора информации и словаря ключевых слов, актуального для нотариусов;

3) внесение в базу данных имеющейся информации (источниками для формирования базы должны явиться вопросы нотариусов, во множестве поступающие в палаты и на специальные сайты в сети Интернет, судебная практика, периодические издания, в том числе выпускаемые нотариальными палатами);

4) постоянное обновление информации.

 

IV. Организация проведения семинаров по повышению квалификации

 

17. Практика проведения семинаров по отдельным регионам нуждается в пересмотре. В настоящее время они проводятся в известной мере стихийно, в зависимости от степени активности той либо иной нотариальной палаты и предпочтений Комиссии. Более целесообразно проводить такие семинары в исключительных случаях, с привязкой к федеральным округам, только по тем темам, которые не охватываются тематикой соответствующих курсов повышения квалификации.

 

18. Правильным было бы составление ежегодного плана работы по повышению квалификации нотариусов, в который включались бы мероприятия, поддерживаемые ФНП, с правом получения финансовой поддержки из бюджета ФНП. Разумеется, нотариальные палаты свободны в проведении собственных мероприятий по повышению квалификации, однако за счёт собственных средств, если соответствующее мероприятие не включено в общий годовой план повышения квалификации ФНП.

В этом плане следует решить вопрос о проведении центрами повышения квалификации, признанными ФНП, не только общих курсов повышения квалификации, но и тематических 1–3-дневных семинаров по определённой проблеме нотариальной деятельности, как правило, по новому законодательству либо сложному большому вопросу нотариальной практики.

Тематические семинары также целесообразно сохранить для сотрудников нотариальных палат по отдельным направлениям деятельности.

 

V. Организация работы по взаимодействию с обучающими центрами, занимающимися повышением квалификации нотариусов

 

19. ФНП должна иметь список всех вузов и научных центров, которые занимаются или готовы заниматься обучением нотариусов. Необходимо составить список научно-педагогических работников, занимающихся проблемами нотариата, выделив специалистов с научной степенью, а также составить список нотариусов, склонных к научно-педагогической деятельности.

Это можно сделать путём опроса региональных палат, просмотра списка защищённых диссертаций на сайте ВАК, анализа публикаций последних лет и т.д., а также с помощью личных контактов.

 

20. Отдельной задачей является анализ программ, по которым в вузах страны читаются специальные курсы по теме «Нотариат». Это позволит выяснить, в каких вузах проводится обучение по специализации «Нотариат», выявить потенциал научно-преподавательских кадров для привлечения к совместной работе, составить представление об имеющемся потенциале подготовки нотариусов в рамках базового юридического образования.

 

21. Полезным представляется постоянный мониторинг систем повышения квалификации для судей, специалистов Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, других юридических профессий, для целей соотношения обучающих программ, использования положительного опыта, проведения совместных образовательных программ.

 

22. Отдельно следует выделить такое направление деятельности, как контроль фактического качества обучения. Общим требованием Минобразования ко всем программам обучения является наличие итогового контроля знаний. Это требование включено и в программу обучения, утверждённую ФНП. Сейчас итоговое тестирование проводится достаточно мягко, поскольку многие нотариусы психологически не готовы к тестированию, а некоторые (увы) имеют невысокий уровень знаний. Требовать от человека, впервые за 30 лет приехавшего учиться, чтобы он за 72 часа восстановил всю систему знаний (при их значительном объёме – см. «Перечень теоретических вопросов для включения в экзаменационные билеты при проведении квалификационного экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности», утверждённый распоряжением Минюста РФ от 4 августа 2000 г. № 157), вряд ли возможно. С введением обязательного повышения квалификации и изменением отношения к непрерывному образованию ситуация постепенно изменится.

Однако для этого необходимо формировать соответствующее отношение к обучению и начать работу по контролю за соблюдением обучающими центрами требования об обязательной итоговой аттестации специалистов, соответствии читаемых курсов программам и другим направлениям.

 

VI. Предложения в проект Федерального закона о нотариате

 

23. В новом Федеральном законе о нотариате целесообразно закрепить правила о периодическом повышении квалификации нотариусами не менее одного раза в пять лет. Однако вряд ли такое повышение квалификации следует рассматривать как аттестацию на соответствие должности нотариуса, более правильно – для проверки профессионального уровня в различных сферах нотариальной деятельности. Поэтому такое повышение квалификации должно сопровождаться сдачей зачёта в форме теста, защиты доклада или другой формы, избранной на курсах повышения квалификации (см. п. 13 Концепции), как это и предусмотрено одобренной Правлением ФНП Программой повышения квалификации нотариусов (примерной) в 2007 году.

 

24. При этом следует предусмотреть право органов нотариальных палат субъектов Федерации обязывать нотариусов по результатам проверок профессиональной деятельности проходить внеплановые курсы повышения квалификации для устранения пробелов знаний, выявленных в ходе проверки. Такая практика существует, например, в Нотариальных палатах Воронежской, Свердловской и Самарской областей.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100