Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Обзор законодательства для нотариусов

10.07.2008

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются введение упрощённого порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), при этом законом вводится ограничение по даче согласий на распоряжение имуществом, временная опека вводится сроком на один месяц и в исключительных случаях продлевается до двух месяцев, возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определены порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключённые до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. По желанию приёмных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Необходимо отметить, что, находясь в стадии законопроекта, рассматриваемый закон предусматривал возможность указания в завещании лица, которое будет являться опекуном в случае, если завещатель – единственный родитель. Однако в принятой редакции закона указан заявительный порядок обращения гражданина в органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением.

Важно также отметить, что документом, подтверждающим статус лица-опекуна, является акт органа опеки и попечительства о назначении лица опекуном.

«Российская газета» – Федеральный выпуск № 4651 от 30 апреля 2008 г.

 

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"»

Федеральный закон направлен на совершенствование и упорядочение норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Для решения указанной задачи вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, а также отдельные федеральные законы.

Так, изменениями, внесёнными в ГК РФ, устанавливается, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

Кроме того, уточняются пределы, в которых опекун без согласия органа опеки и попечительства может расходовать средства подопечного, устанавливается возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе, предусматривается изменение норм патрона над дееспособными гражданами.

Семейный кодекс РФ дополняется нормами, согласно которым назначение опекуна ребёнку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия, передача братьев и сестёр под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на денежное содержание, которое выплачивается ежемесячно. Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) над детьми по договору. Помимо договора о приёмной семье, таким договором могут быть договор о патронате и иные соглашения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года.

«Российская газета» – Федеральный выпуск № 4651 от 30 апреля 2008 г.

 

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"»

Принятый Федеральный закон направлен на приведение отдельных законодательных актов РФ в соответствие со вступившим с 1 марта 2008 г. в силу Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Ряд вносимых изменений носит технический характер и касается унификации используемой терминологии. Так, понятия «кадастровый план земельного участка» и «поэтажные планы здания, сооружения» заменены на понятия «кадастровый паспорт земельного участка» и «кадастровый паспорт здания, сооружения или помещения».

Уточнены органы, осуществляющие ведение кадастрового учёта, состав документов, необходимых для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, порядок ведения Единого государственного реестра прав, а также условия предоставления сведений о государственной регистрации прав и объектов недвижимого имущества. Установлено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы до 1 марта 2008 года, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Скорректирован порядок предоставления земельных участков. Установлено, что вместо утверждения проекта границ земельного участка при его формировании должна утверждаться схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Однако до 1 ноября 2008 г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Проект границ земельного участка признаётся действительным и имеет равную юридическую силу с утверждённой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

«Российская газета» – Федеральный выпуск № 4662 от 17 мая 2008 г.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан»

Признано неконституционным отдельное положение ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в части, устанавливающей запрет на регистрацию граждан по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населённых пунктов. Как пояснил КС РФ, исключая право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведённых на садовых участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. Вместе с тем в результате такого использования института регистрации оказалось ограничено конституционное право граждан на выбор места жительства. Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. В то же время тот факт, что ЖК РФ прямо не предусматривает возможность указанного переоформления, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений. При таких обстоятельствах оспариваемое положение ФЗ представляет собой препятствие для осуществления конституционного права граждан на выбор места жительства. Данная норма порождает правовую неопределённость, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учёта отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведённых на садовых участках жилых строениях, являющихся для них единственно возможным местом жительства. Кроме того, до принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.

Таким образом, представление документа о последнем месте жительства наследодателя, содержащего информацию о регистрации его в помещении, расположенном на садовом земельном участке, в ближайшее время станет возможным.

«Российская газета» – Федеральный выпуск № 4649 от 26 апреля 2008 г.

 

Обзор подготовлен совместно с Тульской областной нотариальной палатой.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100