Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Порядок возникновения и осуществления полномочий временного управляющего при проведении процедуры наблюдения

16.06.2008

О.Б. Соковиков, юрист

 

Порядок возникновения и осуществления полномочий временного управляющего, требования к его квалификации и кандидатуре обусловливаются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке их обоснованности проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Процедура наблюдения является по сути дополнительной, поскольку её цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объёме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, сохранить его имущество, а с другой, определить финансовое состояние должника.

Порядок введения данной процедуры зависит оттого, кто является заявителем. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника по общему правилу наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Когда заявление подаётся конкурсным кредитором и уполномоченным государственным органом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете».

Согласно п. 6 ст. 231 Закона о банкротстве1 до определения Правительством РФ официального издания, в котором в соответствии со ст. 28 настоящего закона подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в «Российской газете». Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2005 г. № 510 «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"»2 установлено, что официальное издание, в котором осуществляется опубликование сведений, определяется по результатам конкурса между редакциями печатных СМИ. В названном постановлении закреплены требования к официальному изданию. Организация и проведение конкурса возложены на Федеральную регистрационную службу. Конкурс должен быть проведён в четырёхмесячный срок с даты утверждения Минэкономразвития России правил его организации и проведения, но не ранее 1 января 2006 года. Поскольку в деле о банкротстве стадия арбитражного процесса подготовки дела о банкротстве к рассмотрению по существу совпадает с процедурой банкротства – наблюдением, то и общий срок, установленный в ст. 152 АПК РФ, увеличен до семи месяцев. В течение данного срока должны быть проведены все мероприятия, составляющие процедуру банкротства.

Следует отметить, что Законом о банкротстве установлены определённые требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своём заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утверждёнными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учётом их профессиональных качеств (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве).

Право отвода по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур, имеют должник и заявитель (представитель собрания кредиторов). Собственно арбитражный суд и утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражным судом утверждается кандидатура, занимающая более высокую позицию в списке представленных кандидатур.

В случае непредставления такого списка в срок, установленный Законом о банкротстве, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Законодатель связывает возникновение процесса по делу о несостоятельности с частной инициативой, давая возможность определённому кругу субъектов право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Однако о публичном характере инициативы можно говорить лишь в тех случаях, когда подача заявления о признании должника банкротом является не правом, а обязанностью. С определением условий возникновения обязанности и лица, наделённого ею, при исполнении этой обязанности реализуется воля государства. Неисполнение этой воли влечёт применение мер ответственности.

И заявление должника, и заявление конкурсного кредитора должны отвечать требованиям, предъявляемым к ним Законом о банкротстве. Указанные требования предъявляются к содержательной части заявления и документам, прилагаемым к заявлению. Одним из таких требований является необходимость указания в этих заявлениях наименования и адреса саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд назначает временного управляющего, а также размера вознаграждения арбитражного управляющего. Нужно отметить, что конкурсный кредитор при этом вправе в своём заявлении указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего, а должник такого права лишён. По нашему мнению, нормативное закрепление обязанности указывать в заявлении вышеназванную информацию означает, что уже на этой стадии начинает определяться круг лиц, с которыми должник или конкурсный кредитор желал бы вступить в правоотношения, связанные с реализацией процедур банкротства, и начинают формироваться условия оказания услуг по арбитражному управлению. Вышеназванный круг лиц, из которых должен быть утверждён арбитражный управляющий, ограничивается членами конкретной саморегулируемой организации.

Полагаем, что существующий порядок выдвижения кандидатуры временного управляющего требует изменения в части права должника предъявить в своём заявлении профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Введение процедуры наблюдения возможно по итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. О времени и месте соответствующего судебного заседания уведомляются заявитель, должник, заявленная саморегулируемая организация и регулирующий орган. При этом их неявка не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.

Заканчивается рассмотрение заявления вынесением арбитражным судом определения, отражающего выводы, к которым суд пришёл по итогам рассмотрения. Одним из возможных определений, в соответствии с п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве, является определение о признании требований заявителя обоснованными, введении наблюдения и назначение временного управляющего. Таким образом, возникновение его полномочий напрямую связано с вынесенным арбитражным судом определением.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения, обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела возлагается на временного управляющего.

Порядок осуществления полномочий временного управляющего связан с реализацией его деятельности по двум основным направлениям – во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

В обязанность временного управляющего входит и ведение реестра требований кредиторов. Реестр – один из основных документов, необходимых для осуществления процедуры несостоятельности (банкротства) юридического лица-должника. Как правило, реестр составляется для целей проведения собрания кредиторов, т.е. на протяжении осуществления процедуры банкротства состав информации в реестре изменяется3. Новеллой Закона о банкротстве является рассмотрение арбитражным судом всех поступивших требований кредиторов. По результатам рассмотрения суд выносит определение о включении или об отказе от включения требования в реестр. При этом определение должно содержать размер и очерёдность удовлетворения включаемого требования. Определение суда направляется административному управляющему, на основании которого последний вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующее определение временного управляющего. Временный управляющий – это арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом по заявлению конкурсного кредитора или должника для проведения процедуры наблюдения в отношении конкретного должника и осуществления иных полномочий, установленных законодателем.

 

1 СЗ РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.

2 СЗ РФ. – 2005. – № 34. – Ст. 3504.

3 Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов: Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. № 345 // СЗ РФ. – 2004. – № 29. – Ст. 3052.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100