Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Отчёт Комиссии Федеральной нотариальной палаты по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов РФ о работе, проделанной в 2007 году

16.06.2008

Комиссия по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации в 2007 году провела десять комплексных проверок нотариальных палат и три внеплановые проверки по жалобам (Нотариальная палата Владимирской области, Нотариальная палата Республики Карелия, Нотариальная палата Иркутской области).

В 2007 году были проверены Нотариальная палата Костромской области, Саратовская областная нотариальная палата, Нотариальная палата Кабардино-Балкарской Республики, Нотариальная палата Курганской области, Нотариальная палата Архангельской области, Нижегородская нотариальная палата, Нотариальная палата Республики Алтай, Нотариальная палата Удмуртской Республики, Нотариальная палата Республики Коми, Нотариальная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решением Правления Федеральной нотариальной палаты комплексная проверка Нотариальной палаты Республики Ингушетия перенесена на 2008 год (Протокол заседания Правления Федеральной нотариальной палаты № 04/07 от 14–15 мая 2007 года).

Проверки осуществлялись в соответствии с Основными направлениями проведения выездной проверки деятельности нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, утверждёнными Правлением Федеральной нотариальной палаты 23–24 мая 2000 года.

Большинство нотариальных палат субъектов Российской Федерации (за исключением Нотариальной палаты Республики Алтай) были проверены вторично. В ходе проводимых проверок проверяющие отмечают улучшения в работе большинства нотариальных палат (за исключением Нотариальной палаты Костромской области). Анализ материалов проверки показал следующее.

I. Организация деятельности нотариальных палат и создание условий для выполнения публично-правовых функций

Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации действуют на основании уставов, но есть замечания по их содержанию:

• принят Устав общественной профессиональной организации, тогда как в соответствии со ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией (Архангельск);

• членство в палату ограничивается лишь нотариусами, занимающимися частной практикой (Н. Новгород);

• противоречия в определении квалифицированного большинства (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

• не внесены изменения в часть, касающуюся определения количества должностей нотариусов и определения границ нотариальных округов (Курган, Архангельск).

Руководящими органами палаты являются собрание членов палаты, Правление и президент.

О созыве годового либо внеочередного собрания не всегда извещаются надлежащим образом нотариусы (Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика), допускается участие в работе собрания представителей по доверенности (Н. Новгород, Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика). Нарушаются сроки проведения собраний (Кострома).

Нарушаются сроки проведения заседаний Правления (Костромская область, Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика). При решении вопросов Правление иногда выходит за пределы своей компетенции (Кабардино-Балкарская Республика).

Для выполнения возложенных на нотариальную палату публично-правовых функций сформирован аппарат исполнительных работников палаты.

Комиссией отмечена хорошая организация работы аппарата в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, по мнению комиссии, необходимо улучшить работу аппарата в Кабардино-Балкарской Республике, Костромской области, Республике Алтай.

Из десяти проверенных нотариальных палат у девяти помещения находятся в собственности, везде проведён ремонт, все рабочие места оборудованы техникой, мебелью, созданы необходимые условия для работы. Лишь Нотариальная палата Костромской области арендует помещение, которое не отвечает современным требованиям.

 

II. Контроль за профессиональной деятельностью нотариусов и ведением нотариального делопроизводства

До настоящего времени нарушаются сроки проведения проверок, предусмотренные ст. 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в Республике Коми, Саратовской области, Кабардино-Балкарской Республике, Костромской области, Республике Алтай, Удмуртской Республике.

Комиссии несвоевременно предоставляют справки (Удмуртская Республика), не заслушиваются итоги проверок (Костромская область).

III. Методическая работа и работа по повышению квалификации нотариусов в нотариальных палатах

Методическая работа и работа по повышению квалификации нотариусов в нотариальных палатах организованы на должном уровне (кроме Нотариальной палаты Костромской области).

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате в компетенцию нотариальных палат входит повышение квалификации нотариусов и стажёров нотариальных палат.

Нотариальными палатами используются традиционные формы повышения квалификации: проведение семинаров, «круглых столов», направление на курсы повышения квалификации.

Получила распространение и одобрение практика проведения межрегиональных семинаров.

Во всех проверенных нотариальных палатах организована методическая работа. В федеральных округах организуются Координационно-методические советы, которые активно работают. На заседаниях таких советов рассматриваются вопросы, которые законодательно не решены, и совместно в округе вырабатывается практика.

Полагаю, что Федеральная нотариальная палата должна рассмотреть подобную практику и дать этому движению правовую оценку.

 

IV. Вопросы совместной компетенции

В целом вопросы совместной компетенции нотариальных палат и Управления Федеральной регистрационной службы решаются в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате. Правлением Федеральной нотариальной палаты отмечена хорошая работа в этом направлении в Нотариальной палате Курганской области, Саратовской областной нотариальной палате.

Сделаны замечания по организации работы в данном направлении Нотариальной палаты Республики Алтай, Нотариальной палаты Костромской области.

 

V. Организация работы со стажёрами

Хотелось бы обратить внимание всех нотариальных палат на организацию работы со стажёрами.

Необходимо ежегодно определять количество должностей стажёров, утверждать руководителей стажировки (нет – Нотариальная палата Кабардино-Балкарской Республики).

Заключения о прохождении стажировки должны утверждаться Правлением нотариальной палаты (нет – Нотариальная палата Архангельской области, Нотариальная палата Республики Алтай, Саратовская областная нотариальная палата).

Стажёры состоят в трудовых отношениях с палатой, но в штатном расписании не предусмотрены должности стажёров (нет – Нотариальная палата Кабардино-Балкарской Республики, Нижегородская нотариальная палата).

Имеют место случаи сокращения сроков стажировки без достаточных оснований (Нижегородская нотариальная палата).

 

VI. Членские взносы

Основным источником формирования бюджета нотариальных палат являются членские взносы. Прослеживается тенденция к дальнейшему увеличению размера членских взносов в нотариальных палатах.

В ходе проверок устанавливаются полнота, достоверность, своевременность уплаты членских взносов.

В связи с этим обращаем внимание нотариальных палат на то, что:

– не всегда требуются ежемесячные справки о доходах нотариуса;

– не осуществляется контроль в ходе проверок профессиональной деятельности;

– отсутствует контроль за своевременностью уплаты членских взносов.

В целом проверки показали, что проверяемые нотариальные палаты правильно понимают задачи, стоящие перед палатами, и постоянно совершенствуют свою работу.

 

Председатель Комиссии по контролю, президент Нотариальной палаты Ульяновской области В.А. Браташова 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100