Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Доклад о работе Правления Федеральной нотариальной палаты в 2005–2007 годах

16.06.2008

Уважаемые коллеги!

Позвольте мне поприветствовать вас в этом уютном и прекрасном зале. В зале, в котором за эти несколько дней должны произойти очень важные события, касающиеся не только определения основных задач нашей работы на текущий год, но и в целом касающиеся будущего нотариата.

От качества проведённых мероприятий и принятых решений зависит эффективное использование открывающихся для российского нотариата новых возможностей обеспечения надлежащей стабильности в сфере имущественных правоотношений.

По сути это второй после 1993 года объективно сложившийся шанс, дающий нам удивительную возможность для более динамичного развития всей системы российского нотариата. В связи с этим нам нужно чётко понимать, что в эти дни мы практически сдаём очередной экзамен на социальную зрелость перед государством и обществом, которые, предоставив нам публично-правовые функции, доверили нотариальную сферу деятельности. Вот почему мы, проявляя глубину человеческой мудрости и зрелости, тактично, корректно и терпимо относясь друг к другу, должны сдать этот экзамен не менее, чем на «отлично».

Только в консолидированной обстановке мы сможем выработать необходимую стратегию развития нашего института в новых исторических условиях и избрать оптимальную тактику поэтапной реализации стоящих перед нами задач.

Осознавая важность текущего момента и впервые находясь в этой роли перед почтенным высшим органом российского нотариата – Собранием, перед уважаемыми коллегами, с большинством из которых мне посчастливилось начиная с 1993 года пройти 15-летний путь – я очень волнуюсь.

Прежде чем перейти к Отчёту о работе Правления Федеральной нотариальной палаты за период 2005–2007 годов, то есть за период работы состава Правления ФНП, избранного в 2005 году, позвольте в очередной раз поздравить вас с тем, что это Собрание является по своей сути дважды юбилейным. Во-первых, 12 декабря этого года исполняется 15 лет нашему основополагающему закону – Конституции РФ, положившей начало реформированию правовой системы и впервые признавшей высшей ценностью Человека, фактически поставившей государство под контроль права. Во-вторых, 13 марта сего года исполнилось 15 лет с момента появления в правовом пространстве России небюджетного нотариата латинского типа.

В связи с этими юбилейными датами я не могу не отметить тот факт, что в этом зале находятся наши мэтры, глубокоуважаемые коллеги, которые с самого первого дня образования своих нотариальных палат, с 1993 по 2008 год, бессменно и активно находятся не просто в строю, а по существу «на передовой». Это Мария Ивановна Сазонова, Клавдия Михайловна Афанасьева, Татьяна Юрьевна Григорьева, Валентина Кирилловна Николаева, Татьяна Михайловна Марсакова, Валентина Ивановна Просвиркина, Людмила Юрьевна Зюзина, Наталья Юрьевна Попова, Владимир Борисович Челышев, Надежда Максимовна Баранюк, Марина Николаевна Алтузинская.

Низкий поклон вам за вашу смелость, стойкость и выносливость, за вашу мудрость и терпимость, за вашу удивительную скромность и искренность в общении, проявленные за все годы наших взлётов и падений, радостей и разочарований.

Вы все являетесь нашей гордостью, достойным примером для новых поколений, для молодых президентов, находящихся в этом зале. Спасибо вам за всё! Дай Бог вам всем здоровья! Да хранит вас Господь!

Пятнадцать лет мы с вами вместе создавали институт внесудебной защиты прав граждан и юридических лиц, и я уверен: будем трудиться и дальше. Это были не простые 15 лет как для России, так и для её правовых институтов. Менялись экономические отношения, внутригосударственные правовые конструкции, судебная, административная и прочие реформы следовали и следуют одна за другой... И небюджетный нотариат России переживал самые разные времена и нёс на себе отпечаток окружающих общественных отношений. Как и наше государство, он «болел теми же болезнями» и, болея, успешно взрослел и учился и на своих ошибках тоже, рос и территориально, и численно, консолидировался и развивался.

На сегодняшний день в наших рядах насчитывается 7 426 человек частнопрактикующих нотариусов, из которых:

•          женщин – 85 % (6 312);

•          с учёной степенью – 1 % (73);

•          заслуженных юристов РФ – 0,8 % (57).

Что касается государственных нотариусов, то их осталось 153 человека, и то там, где без них обойтись крайне сложно, из которых:

•          97 человек в Башкортостане;

•          13 человек в Республике Тыва;

•          10 человек в Республике Татарстан;

•          5 человек в Ямало-Ненецком автономном округе;

•          5 человек в Читинской области;

•          4 человека в Новгородской области;

•          4 человека в Хабаровском крае и т.д.

Ежедневно в нашей необъятной стране совершается более 200 тыс. нотариальных действий, что составляет в год 78,5 млн действий.

Если учесть, что нотариат является индикатором правовой культуры, цивилизованности общества, прозрачности правоотношений в нём, то при его востребованности в регулировании имущественных отношений более отчётливо проявляются институты гражданского общества.

Исходя из сказанного, следует, что полноценного развития государства без института нотариата, по определению, быть не может. Хочу отметить, что выбранное направление российского нотариата было и остаётся движением в сторону формирования правового государства цивилизованного общества, и мы все 15 лет идём к этой цели планомерно, последовательно и осмысленно. Каждое наше достижение – пусть небольшой, но уверенный шаг к цели. А затянувшиеся проблемы нотариата, как и в других не менее важных структурах государственного устройства, безусловно, имеют как объективные, так и субъективные причины, укоренившиеся внутри корпоративного сообщества. О них мы поговорим завтра. Скажу лишь о том, что базисные причины такой ситуации связаны не только с природой самого института нотариата и не только с деятельностью российского нотариального сообщества.

Фундаментальные факторы, породившие проблемы отечественного нотариата, коренились в современной российской политической, экономической и правовой действительности. Это легко доказывается как с научной точки зрения, так и с практической стороны. Ведь ни для кого не является секретом, что все процессы, протекающие и в природе, и в обществе, органически взаимосвязаны между собой. Конечно, субъективный фактор при этом присутствует и, безусловно, имеет определённое значение в данных процессах, но не более того.

 

О некоторых результатах нашей работы

 

С вашего позволения я не буду приводить статистические данные и большое количество цифр, т.к. все они есть в раздаточных материалах. Поэтому свою информацию я начну с отчёта по выполнению коллегиально выработанного 31 марта 2006 года Постановления Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, которым были утверждены Приоритетные направления деятельности Федеральной нотариальной палаты на 2006–2009 годы. Это для нас и есть тот основополагающий нормативно-правовой документ, который предопределил и определяет в настоящее время стратегические направления деятельности Правления ФНП, самой Федеральной нотариальной палаты и её структурных подразделений.

Документ имеет четыре раздела и состоит из 41 пункта:

1.         Цели и задачи деятельности ФНП.

2.         Направления деятельности в сфере укрепления института нотариата.

3.         Направления деятельности в сфере формирования механизмов финансирования и налогообложения нотариата.

4.         Направления деятельности в сфере взаимодействия нотариального сообщества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями независимо от их организационно-правовой формы и с международным нотариальным сообществом.

По существу это тот базис, который являлся основанием для Правления ФНП при принятии всех решений, в том числе при выработке ежегодно утверждаемых главных задач Федеральной нотариальной палаты на соответствующий календарный год.

В указанном документе в качестве одного из приоритетных направлений деятельности палаты было обозначено продолжение работы по организации обеспечения выполнения публично-правовой функции ФНП и нотариата России, его укреплению и активизации. Сюда включены как организационные меры по развитию и укреплению системы нотариата, так и деятельность в области законотворчества, непосредственно касающегося нотариальной защиты прав граждан.

Позвольте кратко осветить проделанную работу по некоторым, несомненно уже известным вам моментам развития законодательства, связанного с нотариальной деятельностью, в период с 2005 по 2007 год.

1. 2005 год. Приняты некоторые законодательные и иные правовые акты, приведшие к несогласованности правового урегулирования вопросов в сфере нотариата, касающихся компетенции РФ, субъектов, Минюста РФ и ФРС.

2. 2006 год. Как результат предшествующего года в ряде регионов РФ имели место случаи необоснованных подходов со стороны органов власти на местах к определению количества должностей нотариусов в нотариальном округе – к увеличению их количества.

Данная проблема не была единственной. Возникали вопросы и о порядке назначения на должность нотариуса, и о порядке определения границ нотариальных округов. Нельзя сказать, что эти вопросы на сегодняшний день сняты раз и навсегда. Но то, что мы имеем положительные тенденции в направлении ликвидации несогласованностей в правовом регулировании в этой сфере, является несомненным. И не только тенденции, но и результаты.

Учитывая разработку и принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», совместно с Федеральной регистрационной службой нами была проделана большая работа по подготовке Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе. В связи с этим проводилось тщательное обобщение позиций и конкретных предложений нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В результате в настоящее время проект данного нормативного акта подписан министром юстиции РФ и находится на регистрации.

На очереди Порядок определения границ нотариальных округов и Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, над которым члены Правления работают уже три недели. В ближайшее время вы все получите эти проекты и сможете внести свои предложения по корректировке. Названные положения должны лечь в основу проекта нового Закона о нотариате и нотариальной деятельности.

Предпосылкой разработки этих двух очень важных положений явилась совместная работа ФНП с Федеральной регистрационной службой по разработке проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части разграничения компетенции в сфере нотариата между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, Министерством юстиции и Федеральной регистрационной службой.

Говоря о некоторых несогласованностях, имевших место в порядке определения количества должностей в нотариальных округах, хотел напомнить, что эта работа проходила отнюдь не в «тихой гавани законотворчества». Постоянным, напряжённым фоном, регулярно грозящим вылиться в новое правовое регулирование, стал вопрос о возможности перехода к снятию ограничений по количеству должностей нотариусов в нотариальном округе. Мы все прекрасно помним эту довольно щепетильную ситуацию. И если бы не конструктивное, тесное взаимодействие, сложившееся между ФРС и ФНП, Министерством юстиции РФ и некоторыми субъектами РФ, способствовавшее чёткому, логичному, правовому обоснованию позиции о недопустимости такого шага, то на сегодняшний день мы имели бы не только 7 426 нотариусов (по состоянию на 1 января 2008 года) в системе небюджетного нотариата, а плюс ещё не менее 2 тысяч (именно столько, по данным ФНП, обладают лицензиями на право нотариальной деятельности). О каком тогда самофинансировании, имущественной ответственности нотариуса за результаты своей работы можно было бы говорить? Кто бы при такой ситуации осуществлял гарантированную Конституцией России нотариальную защиту имущественных прав граждан в периферийных округах, если бы все нотариусы одновременно задумали перебраться в крупные населённые пункты? Это, пожалуй, самый главный и опасный момент, на который вовремя обратили внимание.

Интересы граждан всегда были и должны оставаться ключевым моментом во взаимоотношениях небюджетного нотариата и государства. При законном лоббировании наших интересов в законотворческой деятельности всегда должен соблюдаться баланс интересов государства, общества и нотариата, который по сути своей является их стратегическим союзником.

Следующим приоритетным направлением, в котором велась наша работа в отчётном периоде, предусмотренным нашей долгосрочной программой, является расширение полномочий нотариуса в гражданско-правовых отношениях, в тех отношениях, в которых нотариат сегодня объективно необходим и востребован.

 

Ситуация для размышления. Если век XX был веком покорения космоса, то, несомненно, век XXI – это век электронных технологий. Мир переходит от индустриального и постиндустриального общества к обществу информационному – за этим будущее.

Обеспечивая долгосрочные перспективы для нотариата, мы, конечно, должны идти в ногу со временем и прогрессом. Именно поэтому Правлением ФНП данной теме на протяжении всех лет уделялось самое пристальное внимание. Работа над исследованием возможностей надлежащего обеспечения силами нотариата защиты прав и законных интересов граждан в сфере правоотношений, возникающих в области электронного документооборота, продолжается и в настоящее время.

При формировании и утверждении бюджета на 2008 год Правлением были заложены необходимые денежные средства для изучения и анализа российского и зарубежного законодательства по использованию информационных технологий, введению и постоянной доработке Единой информационной системы (ЕИС) нотариата России «еНот», разработке вопросов по её применению при передаче документов в электронной форме и использованию при этом электронно-цифровой подписи согласно условиям, установленным в Федеральной программе «Электронная Россия».

Имеются в виду:

•          и законотворческий аспект – Палатой уже разработаны и переданы предложения по проекту Федерального закона «Об использовании электронной цифровой подписи в органах государственной власти и местного самоуправления», которые направлены на установление взаимодействия нотариусов и органов государственной власти при передаче документов в электронной форме;

•          и научно-концептуальный аспект – при взаимодействии с Федеральным агентством по информационным технологиям разработаны предложения, которые могут быть использованы для развития соответствующей законодательной базы.

В 2007 году в ЕИС началось размещение информации о недействительных бланках паспортов граждан Российской Федерации. Сотрудничество с Федеральной миграционной службой по данному вопросу продолжается и сегодня.

С учётом поступивших от вас предложений Комиссия по использованию информационных технологий (А.Н. Гусев) внесла на рассмотрение Правления предложение о планомерном, с учётом степени важности (приоритетности), блочном внедрении дополнений и изменений ЕИС. Это семь блоков:

1.         «Наследственные дела». Сюда будет входить информация о зарегистрированных наследственных делах, позволяющая установить нотариуса, открывшего наследственное дело данного гражданина. Основная цель – предотвратить повторное заведение наследственного дела.

2.         «Недееспособные лица» и «Несовершеннолетние лица».

3. «Исполняющие обязанности нотариуса».

4. «Антитерроризм».

5. «Отмененные доверенности».

6. «Выданные бланки».

7. «Передача архива».

Всего – на сумму 1,5 млн рублей (на начало выделено 510 тыс. руб.).

Кроме того, обсуждение вопросов об использовании электронных технологий в нотариальной деятельности являлось многократным предметом рассмотрения на семинарах специалистов нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Правление продолжает уделять большое внимание возможности централизованного получения и размещения в ЕИС достоверной и актуальной информации, которая имеется в электронной форме у федеральных органов власти, и могла бы быть полезной нотариусам при совершении нотариальных действий.

Но вот что хотелось бы отметить. Ровно год назад Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации было принято решение о подключении до 2008 года всех нотариальных палат к ЕИС «еНот». Каков результат выполнения постановления нашего общего собрания? На 1 марта 2008 года в ЕИС функционируют только 57 нотариальных палат и 2 194 нотариуса. Получается, что 25 нотариальных палат и 5 232 нотариуса вообще не работают на компьютерах? Значит, из 82 нотариальных палатах только в 15 подключены к электронной почте все 100 % нотариальных контор.

А сможет ли в таком случае всеми нами любимый нотариат России надлежащим образом воспринять и как требуется реализовать расширение своих полномочий? Или мы опять должны будем констатировать, что граждане не понимают сути нашей работы, и сетовать на то, что с имиджевой политикой у палаты дела обстоят неважно?

Такого рода недоработки, с которыми граждане будут сталкиваться каждый день, не устранишь ни новым законом, ни регулярными телепрограммами, ни созданием палатой ещё хоть десяти Фондов развития правовой культуры.

 

Правлением во взаимодействии со многими органами государственной власти велась эти три года и сегодня ведётся работа и по другим немаловажным направлениям.

В рамках взаимодействия с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в части проработки возможности по использованию потенциала института нотариата для предотвращения ситуаций неправомерного завладения предприятиями (изменения в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») обсуждались положения законодательства, касающиеся имущественной ответственности нотариусов и страхования их деятельности.

В настоящее время Правлением ведётся проработка этого вопроса с учётом замечаний, полученных из Государственно-правового управления Президента РФ.

Далее. Известный всем нам Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-Ф3 о «дачной амнистии». Результат известен. По реализации этого закона есть множество вопросов. Надо сказать, что по поручению Правления ФНП предпринимались попытки согласования с Федеральной регистрационной службой и Министерством юстиции РФ порядка и процедур по реализации положений указанного закона, связанных с возможностью более ускоренной и упрощённой передачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с привлечением нотариуса. Однако должного понимания пока мы не нашли.

Если быть объективным, то по данному вопросу палатой проявлена безынициативность и робость. Я убеждён, что необходимо попытаться выйти с таким предложением ещё раз, но с новыми, более проработанными обоснованием и мотивацией.

Хочу отметить, что вопросы внедрения новелл в законодательство или устранение противоречий и пробелов – это не ежеминутное и одноразовое действие. Это длительные периоды кропотливой работы, как вы знаете. Только в рамках работы Правления по систематическому изучению вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, предмет регулирования которых касался интересов граждан и юридических лиц и имел какое-либо отношение к нотариальной деятельности, в период 2005–2007 годов было изучено:

• 249 законопроектов;

• по 39 проектам подготовлены и направлены в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечания и предложения.

В том числе предложения и замечания были направлены по проектам таких важных для нас федеральных законов, как:

• «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;

• «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;

• «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам налогового администрирования и другие налоговые акты»;

• по десяти проектам о внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате;

• «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности"»;

• «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»;

• Часть четвёртая Гражданского кодекса РФ (авторское право);

• «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Российской Федерации"»;

• «О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах"»;

• «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.

В 2007 году были направлены наши заключения по законопроектам «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»;

• «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки»;

• «О государственном кадастре недвижимости»;

• «Об управлении имуществом подопечного»;

• «О внесении изменений в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;

• «О внесении изменений в статьи 1116, 1151, 1162 и 1175 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и др.

 

Не менее всех интересующий вопрос – закон о нотариате. Это одно из приоритетных направлений деятельности Правления.

Исходя из задач подготовки нового проекта федерального закона о нотариате, Правлением было организовано и осуществлялось взаимодействие с органами государственной власти по проработке отдельных аспектов нотариальной деятельности.

Совместно с Федеральной регистрационной службой в конце прошлого года была разработана Концепция федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Вам всем она уже разослана. Концепция одобрена Министерством юстиции РФ. На сегодняшний день при Федеральной регистрационной службе с участием представителей Федеральной нотариальной палаты создана рабочая группа по разработке самого проекта закона о нотариате.

 

На протяжении трёх лет ФНП осуществляет тесное взаимодействие более чем с 20 федеральными структурами государственной власти. Направления работы касались таких вопросов, как:

•          правила нотариального делопроизводства;

•          обеспечение доказательств, содержащихся в Интернете;

•          дополнение форм удостоверительных надписей и др.

Совместно с Росрегистрацией нами вырабатывалась позиция относительно объёма сведений о правообладателях – физических и юридических лицах, указываемых в нотариально удостоверяемых или выдаваемых нотариусами документах, что обусловлено внесением изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, касающихся объёма сведений о правообладателях.

В рамках указанной работы был подготовлен и направлен в Росрегистрацию соответствующий проект приказа о внесении дополнений в Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99, которым утверждены нотариальные свидетельства и удостоверительные надписи нотариусов.

Кроме того, представители ФНП принимают участие в работе ряда постоянно действующих рабочих групп, комиссий и советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, в том числе:

• при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Экспертно-консультативный совет по вопросам оказания правовой помощи и услуг гражданам, предприятиям и организациям);

• Межведомственной комиссии при Федеральной службе по финансовому мониторингу (Э.В. Махноносов) и др.

 

Следующее не менее важное приоритетное направление деятельности палаты – взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу, строилось как по вопросам, возникающим в сфере применения нотариусами Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», так и в связи с проводимой проверкой Российской Федерации со стороны ФАТФ (FATF) – Группы финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering – FATF). Именно такое конструктивное взаимодействие с финансовой разведкой России ведётся в рамках соглашения, подписанного летом 2007 года, между Росфинмониторингом и Федеральной нотариальной палатой.

Сама комиссия ФАТФ по финансовому противодействию отмывания денег была создана ещё в 1989 году на встрече Большой семерки в Париже. В настоящее время она объединяет 29 государств-участников, Европейскую комиссию и Совет сотрудничества Персидского залива.

Говоря о серьёзности этого вопроса, следует отметить, что при отрицательном результате проведённых этой комиссией проверок нашу страну могут занести в так называемый чёрный список с последующим ужесточением режима для страны и её граждан по открытию счетов и проведению финансовых транзакций (операций) в государствах – участниках ФАТФ, вплоть до ареста счетов и запрета операций (транзакций) и применения к стране иных финансовых санкций. Российская Федерация только в 2002 году была исключена из этого «черного списка».

В рамках проведения плановой проверки России в 2007 году особое внимание уделялось деятельности и организации работы судебной системы, прокуратуры, правоохранительных органов, банковских учреждений, адвокатов и нотариусов.

Взаимодействие с комиссией ФАТФ по финансовому противодействию отмыванию денег осуществлялось под руководством Федеральной службы по финансовому мониторингу, возглавляемой в то время В.А. Зубковым, и курировалось помощником Президента Российской Федерации. Проверки имели место не только в Москве, но и в пяти регионах (Калининград, Ростов, Нижний Новгород, Иркутск, Хабаровск).

Приятно сегодня отметить, что деятельность нотариата России получила положительную оценку международных экспертов. Комиссией не было высказано ни одного замечания к работе нотариата России в сфере противодействия, борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путём. Это, несомненно, послужило укреплению авторитета и позиций небюджетного нотариата в органах государственной власти России и на международном уровне.

 

Ещё хотелось бы привести один очень актуальный пример взаимодействия.

По обращению Федеральной регистрационной службы ФНП проводился анализ состояния нотариального обслуживания в отдалённых местностях, возможности перехода нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, на частную практику, в том числе предусматривалась возможность оказания практической помощи в рамках утверждённого Правлением ФНП 1 декабря 2005 года Постановления «О мерах по обеспечению функционирования нотариата России в отдаленных, экономически неразвитых регионах и созданию условий доступности нотариальной деятельности».

Некоторые нотариальные палаты, имеющие сложности с заполнением вакансий, привели необходимые расчёты затрат на содержание одной нотариальной конторы ежегодно. Например:

•          Иркутская областная нотариальная палата – 500 тыс. руб.;

•          Кемеровская областная нотариальная палата – 108 тыс. руб.;

•          Нотариальная палата Красноярского края – 500–1 100 тыс. руб.;

•          Нотариальная палата Курганской области – 64 тыс. руб.;

•          Смоленская областная нотариальная палата – 96 тыс. рублей.

Исследование полученной информации показало, что для содержания и функционирования нотариальных контор в указанных местностях необходимы регулярные (ежегодные) дотации, в связи с чем этот вопрос требует нашей совместной дополнительной проработки.

Теперь об актуальности продолжения работы в данном направлении, проработке и отладке схем финансирования и аккумулирования для этого денежных средств.

Утверждённой Концепцией проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» определяется, что в законопроекте планируется предусмотреть создание в Российской Федерации единой небюджетной модели нотариата, основанной на принципах самофинансирования и имущественной ответственности нотариусов, при условии обеспечения доступности нотариальной помощи на всей территории страны.

Ситуация на 1 января 2008 года складывается следующим образом:

1. В 2007 году на единую небюджетную основу перешли нотариусы Пермского края и Республики Калмыкия.

2. Смешанная организационно-правовая форма нотариата осталась в 16 субъектах Российской Федерации. Это составляет 19,5 % от общего количества нотариальных палат.

3. На сегодняшний день существуют 204 вакантные должности в 99 нотариальных округах. В этих 99 нотариальных округах вакантны все должности. Иными словами, нотариусов там нет, и как позволяет судить наша статистика – нет уже очень давно:

•          2005 год – полностью вакантны должности в 106 округах;

•          2006 год – 79.

Вакантные должности были всегда. Так, в 2002 г. таких должностей было 288, в 2003 г. – 298, в 2004 году – 275.

Напомню ещё раз – единый небюджетный нотариат в России допустим только при условии обеспечения доступности нотариальной помощи на всей территории страны.

Для того чтобы прекратить начавшуюся нотариальную деятельность должностных лиц муниципальных образований, нам срочно нужно выработать определённый алгоритм повсеместного и качественного нотариального обслуживания, который и должен будет лечь в основу готовящегося проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности».

В связи с этим хочу обратить ваше внимание ещё на один очень важный вопрос.

Если Концепция закона о нотариате предусматривает возложение обязанности по обеспечению доступности нотариальной помощи на небюджетный нотариат, а она предусматривает, то этот вопрос должен решаться не без участия органов нотариального сообщества и, как я уже говорил ранее, только на основе баланса интересов государства, граждан и нотариата. Это должно стать аксиомой.

Пример правовой конструкции у нас уже есть – Порядок определения количества должностей нотариусов. Кстати сказать, логично и справедливо было бы урегулировать этот вопрос и для должностных лиц органов местного самоуправления. Впрочем, это одна из многих задач, которые нам предстоит решать в процессе работы над законопроектом в соответствии с утверждённой Концепцией.

 

О финансовой стороне вопроса. Нельзя сказать, что Программа по обеспечению функционирования нотариата России в отдалённых, экономически неразвитых регионах и созданию условий доступности нотариальной деятельности в настоящее время реализована. Но и это не означает, что материальная поддержка Правления ФНП нотариальных палат субъектов все прошедшие три года отсутствовала и отсутствует.

Вы, конечно, знаете, что Правлением ФНП был принят ряд локально-нормативных актов, регулирующих порядок оказания помощи палатам субъектов, и поэтому я остановлюсь лишь на цифрах, характеризующих работу в данном направлении.

В 2005–2007 годах году палатой была оказана безвозмездная помощь семи нотариальным палатам:

•          Чеченской Республики;

•          Еврейской автономной области – 1 млн 450 руб.;

•          Республики Алтай – 2 млн руб.;

•          Республики Адыгея – 500 тыс. руб.;

•          Республики Карелия – 2 млн руб.;

•          Республики Калмыкия – 500 тыс. руб;

•          Республики Ингушетия – 1,5 млн руб.;

•          Карачаево-Черкесии.

Всего на общую сумму 9 млн 625 тыс. рублей.

Кроме того, предоставлены беспроцентные ссуды 22 нотариальным палатам субъектов Российской Федерации на общую сумму 40 млн 50 тыс. рублей.

Кроме того, палатой обеспечивалось страхование жизни и здоровья президентов нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Пенсионерам (бывшим нотариусам) ежегодно оказывалась материальная помощь в размере 10–15 тыс. руб. каждому на общую сумму более 12 млн 761 тыс. рублей.

 

О налогах. Направление работы Правления ФНП по формированию механизмов финансирования нотариальной деятельности особо обозначено в Приоритетных направлениях деятельности Федеральной нотариальной палаты на 2006–2009 годы. Методы работы в данном направлении сильно не отличаются от методов работы по иным вопросам, непосредственно затрагивающим интересы нотариата. Это:

• аналитика проблемных ситуаций;

• законное лоббирование в нормотворчестве;

• формирование судебной практики и т.д.

Подведение итогов по данному направлению можно выразить в цифрах: за три года прирост валового дохода одного нотариуса составил 42,4 %.

Объективности ради следует отметить, что и расходы, связанные с нотариальной деятельностью, тоже не оставались на одном уровне в эти годы. Произошло повышение:

•          арендной платы;

•          стоимости расходных материалов и оргтехники;

•          зарплаты сотрудникам нотариальной конторы и нотариальной палаты (необходимое увеличение).

Но и обозначить рост доходов на 42 % как негативную тенденцию, более того, как стагнацию или регресс, я, думаю, будет просто неразумно.

Может быть, нас непомерно задавили налоги – ведь это тоже одна из обязательных статей наших расходов. В 2005–2007 годы мы работали в соответствии с гл. 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ и ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Вы прекрасно знаете, сколько споров возникало по вопросам:

• правового регулирования в вопросах возмещения предоставляемых нотариусами льгот по оказанию нотариальной помощи;

• определения вида стоимости имущества;

• определения размеров нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий;

• взимания платы за услуги правового и технического характера вплоть до инициированного Федеральной нотариальной палатой рассмотрения законодательных несогласованностей Конституционным Судом РФ.

Этому предшествовали и впервые организованный Правлением мониторинг формирующейся практики по вопросам финансирования нотариальной деятельности, в том числе нотариальных палат субъектов Российской Федерации, и многочисленные обращения ФНП в:

•          Министерство финансов Российской Федерации;

•          Федеральную налоговую службу;

•          Федеральную регистрационную службу;

•          Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации за разъяснением порядка применения гл. 25.3 части второй Налогового кодекса РФ и ст. 22, 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате.

Перед этими обращениями Правлением были организованы всесторонние исследования возможности унификации взимания платы за оказание услуг правового и технического характера и консультации с ФГУП Научно-исследовательский институт труда и социального страхования (которые показали невозможность использования методики ФГУП НИИ труда по учёту трудозатрат).

Конечно, сегодня правовое поле нашей деятельности в вопросе финансирования очерчено принятым Конституционным Судом РФ Определением от 11 июля 2006 года № 349-O, указывающим на обязательность совершения нотариусами льготных нотариальных действий, которое позволяет вновь ставить вопрос перед законодателем о необходимости введения регулирования вопроса о возмещении нотариусам, занимающимся частной практикой, затрат в связи с льготным обслуживанием определённых категорий физических и юридических лиц. Следует отметить, что именно такой подход нашёл отражение и в утверждённой Концепции закона о нотариате.

Хочу напомнить: год 2001 – введение второй части Налогового кодекса РФ, в первую очередь – в действующую в то время редакцию гл. 21 «Налог на добавленную стоимость». Можно вспомнить и про налог с продаж. Я думаю, не надо комментировать ту ситуацию, те условия, которые пытались навязать нотариату и которые действительно могли бы быть основанием для прекращения существования небюджетного нотариата.

В дополнение хочется отметить, что ситуация в этой области на сегодняшний день сложилась принципиально иная. Позиции налогообложения нотариуса стали более чёткими, ясными, экономически приемлемыми. Конечно, есть ещё над чем работать. Но и то, что мы сегодня имеем, на нас не с неба свалилось. Если бы не активное участие палаты в законотворческих процедурах, в судебных процессах в Конституционном Суде, то, я уверен, финансовое состояние небюджетного нотариата выглядело бы тогда унылым и даже бесперспективным. Сегодня, по большому счёту, мы имеем те ставки и тот минимум налогов, на которые с завистью смотрят наши зарубежные коллеги. И это благодаря и тому, что в последние три года работы Правления мы последовательно и планомерно продолжали отстаивать интересы нотариата.

Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 1 января 2007 года нотариусы, занимающиеся частной практикой, выделены из лиц, приравненных к индивидуальным предпринимателям, в группу налогоплательщиков – физических лиц (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Ставка ЕСН, по которой происходит налогообложение деятельности нотариусов, является в настоящее время самой минимальной, существующей в Российской Федерации (ст. 241 Налогового кодекса РФ). Мы имеем регрессную шкалу с максимальной ставкой в 8 % и минимальной – в 2 %.

Названным мною законом был завершён логический путь решения вопроса по обложению нотариусов НДС. Если ранее мы могли защитить себя только Обзором судебной практики Верховного Суда РФ, то с 1 января 2007 года этот вопрос не вызывает споров и толкований – нотариальная деятельность НДС не облагается.

Наконец разрешилась и ситуация, возникшая в связи с ранее существовавшей возможностью взыскания с частнопрактикующего нотариуса налогов и пени во внесудебном порядке (ст. 47 и 48 Налогового кодекса РФ). Теперь это только судебный порядок, что является дополнительной возможностью защиты профессиональных прав нотариуса и гарантией беспристрастного рассмотрения возникающих спорных ситуаций.

 

Очередными приоритетными направлениями деятельности палаты являются формирование методической базы для осуществления нотариальной деятельности, повышение квалификации нотариусов, работников нотариальных палат.

Для этого у нас работают:

•          Центр нотариальных исследований;

•          Комиссия по законодательной и методической работе;

•          Комиссия по повышению квалификации;

•          КМС;

•          отделы ФНП.

Сотрудниками палаты в 2005–2007 годах было рассмотрено более 1 600 материалов и обращений нотариальных палат субъектов Российской Федерации, нотариусов, граждан и юридических лиц по вопросам применения законодательства в нотариальной деятельности. Прорабатываемые вопросы являлись основой для подготовки регулярных обзоров, публикуемых в журнале «Нотариальном вестникъ», и разработки методических рекомендаций силами ФНП, комиссий, ЦНИ.

Разработаны следующие методики по:

• удостоверению завещаний;

• проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей;

• принятию наследства.

В 2007 году Правлением Федеральной нотариальной палаты были утверждены разделы Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав:

• раздел I «Открытие наследственного дела. Производство по наследственному делу»;

• раздел IX «Выдача свидетельства о праве на наследство».

Сегодня с учётом сделанных Комиссией по законодательной и методической работе ФНП замечаний проект раздела Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав «Отказ от наследства» находится в процессе окончательной доработки.

Кроме того, подготовленный проект Методических рекомендаций по совершению нотариального действия о передаче заявлений граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам также дорабатывается с учётом замечаний и предложений, поступивших от членов Правления ФНП и Комиссии по законодательной и методической работе ФНП.

Ведётся работа над разделом Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав «Определение круга наследников».

 

В феврале 2007 года совместно с Ассоциацией юристов России и независимой организацией «Гражданское общество» палатой была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы».

Участниками представительного форума были:

• члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

• депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

• руководители и представители Верховного Суда Российской Федерации;

• представители Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

• представители Счётной палаты Российской Федерации;

• представители федеральных органов государственной власти;

• представители Международного союза нотариата;

• представители Ассоциации юристов России;

• представители нотариального сообщества России;

• представители научных и исследовательских организаций в сфере права.

Итогом конференции стал вывод о том, что нотариату России должна отводиться значительная роль в вопросах обеспечения стабильных и предсказуемых отношений гражданского оборота. При этом нотариус, выполняя возложенные на него законом публично-правовые полномочия, оказывает самым весомое влияние на формирование в России институтов гражданского общества.

Несмотря на то, что подготовка таких представительных мероприятий требует значительных усилий и затрат, научная значимость и положительный общественный резонанс проведенной конференции – это то, ради чего, несомненно, стоит тратить и силы, и средства.

В Резолюции участников прошедшей конференции Федеральной нотариальной палате и нотариальным палатам субъектов РФ рекомендовано рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений деятельности обеспечение силами нотариата равных условий доступа физических и юридических лиц к получению квалифицированной нотариальной помощи.

Однако обеспечение квалифицированной юридической помощи – это не только снабжение различными методиками и обучающие мероприятия. Это, прежде всего, внутрикорпоративный контроль за тем, как нотариальные палаты и нотариусы организуют свою деятельность. Такой контроль в палате организован надлежащим образом, что ведёт к большему доверию нотариату со стороны ФРС, Минюста и других государственных органов.

 

Об обращениях и жалобах. Одним из критериев определения качественного уровня нашей работы является количество поступающих в нотариальную палату жалоб на действия нотариусов. Именно они способствуют объективному и критическому подходу к оценке компетентности, человечности и, наконец, нравственности.

В 2005–2007 годах в ФНП поступило 751 связанных с деятельностью нотариусов обращений от граждан, юридических лиц, прокуратуры, судов, ведомств, депутатов, нотариусов и нотариальных палат. Поступившие жалобы и обращения рассмотрены согласно существу жалобы и в установленный законом срок. Были взяты на контроль 179 жалоб по вопросам нотариальной деятельности. Из них 34 обращения были признаны обоснованными.

Наличие жалоб – это показатель внешней реакции общества на нотариальную деятельность, а работа с жалобами – показатель уровня внутрисистемного контроля и взаимодействия. В этой связи хочу отметить, что по производствам, поставленным на контроль, нотариальные палаты в основном своевременно информируют Федеральную нотариальную палату об итогах рассмотрения и мерах реагирования.

Нотариальные палаты Кемеровской, Ростовской, Волгоградской областей, Алтайского, Пермского и Краснодарского краёв полно и обстоятельно проверяют изложенные в жалобах обстоятельства, направленные в их адрес Федеральной нотариальной палатой, по итогам проверки дают исчерпывающие ответы заявителю, информируют Федеральную нотариальную палату о результатах и мерах профессионального воздействия.

В случае подтверждения фактов приобщаются документы (копии судебных решений, решений Правления НП и др.), которые были предметом обсуждения и принятия нотариальной палатой соответствующего решения.

По статистике ФНП, количество жалоб на работу нотариусов, поступающих в нотариальные палаты, за последний год увеличилось незначительно. Более чем в 1,5 раза увеличилось количество случаев применения к нотариусам мер взыскания со стороны нотариальных палат. К каждому из 14 нотариусов (всего 498 нотариусов) применялись меры дисциплинарного взыскания.

Хотелось бы верить, что это результат более внимательного рассмотрения органами нотариальных палат поступивших жалоб со стороны нотариальной палаты, а не динамика, связанная с тем, что понизился уровень профессиональной деятельности нотариусов России. Поскольку ничто так не формирует положительный имидж всего российского нотариата, как каждодневная добросовестная работа каждого нотариуса, каждого сотрудника нотариальной палаты на своём рабочем месте.

Но это не значит, что нет необходимости работать в сфере пропаганды правовых знаний, повышения правовой культуры граждан.

 

О работе со СМИ. Только активная деятельность в этом направлении может способствовать ликвидации в нашем обществе тенденций правового нигилизма. Только активная деятельность поможет объяснить гражданам задачи и существо нотариальной защиты прав, преимущества и перспективность такой защиты.

Безусловно, более активно этим надо было заняться ещё 15 лет назад, на этапе становления небюджетного нотариата, и вполне возможно, что сегодня мы уже в полной мере ощущали бы отдачу от работы в данном направлении.

Понимание задач и важности имиджевой работы, анализ ситуации – всё это привело к совершению значительного и, на мой взгляд, верного шага в направлении организации такой работы, обеспечивая сегодня системный подход к информированию граждан о нотариальной деятельности.

Объединить и упорядочить выпуски СМИ Федеральной нотариальной палаты (журнал «Нотариальный вестникъ», сайт), взаимодействие с федеральными и региональными СМИ, выпуск книг нотариальной тематики, производство телепрограмм, организацию пресс-конференций позволило по решению Правления ФНП в августе 2005 года учреждение Фонда развития правовой культуры. Надо сказать, что за три года консолидированная работа в направлении пропаганды правовых знаний имеет не только количественные, но и качественные результаты.

Эти результаты проявились в виде:

•          утверждённой Правлением PR-концепции ФНП;

•          нового интернет-сайта ФНП, посетители которого обладают обширной информацией о небюджетном нотариате;

•          новых собственных информационных ресурсов (газета «Право каждого», «Нотариальные вести» – Ставрополь);

•          приложения «Нотариальный вестникъ плюс».

Принципиально изменился «Нотариальный вестникъ», став не только по содержанию, но и по статусу «научно-практическим журналом», будучи внесённым в Перечень изданий Высшей аттестационной комиссии. Это большое признание нашего журнала.

Более 70 интервью и публикаций было организовано в газетах федерального значения: «Коммерсантъ», «Известия», «Ведомости», «Время новостей», «Газета», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Московская правда», «Парламентская газета», «Московский комсомолец», «РБК-Дейли», «Бизнес», «Гудок», в журналах: «Политический журнал», «Огонёк», «Коммерсантъ-Деньги», «Законодательство», «Юридический мир», «Российская юстиция», «Закон», «Newsweeк», «Секрет фирмы» и др.

На страницах интернет-изданий и информационных агентств («Газета.Ру», «ИА РБК», «ИА Финмаркет», «ИА Клерк.ру», «Интерфакс», «РИА Новости», «Итар-ТАСС» и др.) было размещено не менее 80 упоминаний о небюджетном нотариате России.

Работа ведётся не только на федеральном уровне. Фондом оказывается практическая помощь заинтересованным нотариальным палатам субъектов Российской Федерации в пропаганде нотариальной защиты прав граждан на региональном уровне.

За истёкшие три года в различных СМИ состоялось 5 411 выступлений нотариусов.

Наибольшую активность проявили нотариусы Красноярской, Свердловской, Самарской, Воронежской, Краснодарской, Орловской, Ставропольской, Московской областной, Нижегородской, Волгоградской нотариальных палат.

Представители ФНП ежегодно принимают участие в более чем 20 теле- и радиоэфиров на телеканалах «Первый канал», «Россия», «ТВЦ», «РЕН-ТВ», «Мир», «Столица», «Домашний», «Звезда», «РБК-ТВ» и на радиостанциях «Радио России», «Маяк», «Радио Свобода», «Говорит Москва», «Голос России», «Сити-ФМ».

Реализуя программу по положительному позиционированию превентивного правосудия в телесериалах, было установлено партнёрское сотрудничество со Всероссийской государственной телерадиокомпанией.

Первым результатом подобного сотрудничества стал выход на телеканале «Россия» сериала «Ваша честь», где были предусмотрены эпизоды с участием нотариуса.

В настоящее время завершена работа над созданием сериала под рабочим названием «Брачный контракт». В соответствии с заключённым договором проведены съёмки, выполнен монтаж четырёх серий фильма.

Хочу отметить, что Правлением ФНП поддерживаются различные инициативы нотариальных палат субъектов Российской Федерации по проведению ежегодных мероприятий, направленных на развитие внутрикорпоративного объединения и имиджевой политики нотариата (Нотариальная олимпиада, Фестиваль нотариальных палат ЮФО).

Всё вышеперечисленное – это результат ежедневной и планомерной работы и, на мой взгляд, результат положительный, говорящий сам за себя.

 

В 2005–2007 годах в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ФНП и Высшим Советом нотариата Франции был проведён ряд совместных российско-французских семинаров на следующие темы:

• «Нотариат как институт превентивного правосудия»;

• «Вопросы интернационального (трансграничного) наследования»;

• «Опыт использования информационных технологий в нотариальной деятельности».

Организована ежегодная стажировка российских нотариусов в Университете нотариата Франции.

ФНП и Высшим Советом нотариата Франции совместным решением продлено действие соглашения о сотрудничестве на 2008 год.

В целях изучения иностранного опыта по пенсионному обеспечению нотариусов совместно с Центром нотариальных исследований проводилась встреча с представителями нотариата Франции.

В Швейцарии по инициативе Международного института высших нотариальных исследований (Швейцария) был проведён учебный семинар для российских нотариусов. Состоялись визит группы швейцарских нотариусов во главе с президентом Ассоциации и торжественная встреча российских и швейцарских нотариусов при участии Посольства Швейцарии в Москве по случаю 10-летия начала российско-швейцарского сотрудничества (2007 год).

В преддверие XXV Международного съезда нотариата в Мадриде, на котором была представлена многочисленная делегация российского нотариата, состоялся визит в ФНП делегации испанских нотариусов во главе с президентом Генерального совета нотариата Испании.

 

Я вкратце проинформировал вас о проделанной Правлением ФНП работе в период с 2005 по 2008 год. Многие аспекты нашей деятельности из-за дефицита времени даже не были затронуты. О некоторых добавят мои коллеги в информациях о деятельности комиссий.

Сказать, что всё запланированное получилось, как и задумывалось, было бы неверно. В качестве объективной самокритики могу заметить, что у Правления и президента явно были недоработки в области:

• полной, объективной и своевременной информированности всех нотариальных палат о проводимой работе как Правлением, президентом, так и аппаратом палаты. Именно это и вызывает с вашей стороны совершенно справедливую критику;

• несмотря на очень большой объём проделанный работы ЦНИ, институтом нотариата при юрфаке Санкт-Петербургского университета и Екатеринбургской юридической академией, не удалось осуществить давно витающую в наших умах идею (ещё со времени Тихенко) об объединении авторитетных представителей юридической науки в научно-консультативный совет, который бы давал экспертные заключения по любым интересующим нас законопроектам;

• не удавалось за три года покончить и с давно всем надоевшей конфронтацией между ФНП и МГНП;

• не в полной мере найдены рычаги для активизации роли нотариальных палат во взаимодействии с исполнительной и представительной властями в субъектах РФ, а ведь это колоссальный потенциал, который мы должны использовать.

 

В заключение хочу сказать ещё об одном. Отталкиваясь от декабрьских событий прошлого года (12–13 декабря), когда на внеочередном собрании представителей нотариальных палат субъектов РФ Е.Н. Клячин неожиданно для всех сложил президентские полномочия, некоторые пессимистично настроенные люди пытались, да и пытаются сейчас, исходя из этого факта, создать обстановку глубочайшего внутрикорпоративного кризиса.

Это действительно крайне неприятный факт, но не более того. И когда всё-таки приходится слышать, что в нотариате кризис, то я, зная ситуацию и владея ею, склонен трактовать это как необходимость дополнительной и ещё более кропотливой работы. Ибо никакой это не кризис, а, говоря языком лётчиков, российский нотариат вошёл в «зону турбулентности» (завихрения). Конечно, в связи с данными событиями для нас возникли определённо неожиданные моменты, связанные не только с тем, что кроме настоящего отчётного собрания мы должны ещё провести выборы Правления и президента, но и, что самое главное и ответственное, организовать и достойно провести III Конгресс, посвященный 15-летию российского нотариата.

Кроме того, с утверждением концепции дальнейшего развития нотариата нам необходимо уже сегодня более активно участвовать в разработке качественно нового законопроекта о нотариате.

Пользуясь случаем, хочу разочаровать всех сторонников кризисной теории. Турбулентность – далеко не кризис. Развивая эту тему при написании доклада, я вспомнил, что в китайском языке иероглиф «кризис» имеет целых два значения – «опасность» и «целесообразность». Соответственно, как таковой опасности у нас не существует, ибо, находясь совершенно на другом, качественно новом уровне развития, мы показали всему окружающему миру, что как публично-правовой институт нотариат в состоянии оперативно и решительно принимать самые кардинальные меры и перегруппироваться. Это хороший пример для укрепления сложившегося к нам за 15 лет доверия со стороны государства и общества. Именно поэтому к свершившемуся факту мы должны относиться трезво и спокойно. Звучащее в отношении нотариата слово «кризис» я склонен трактовать именно как «целесообразность». На целесообразность мы должны смотреть ясно и прозорливо.

Эту ясность и прозорливость внушает нам то доверие, которое оказывают нам руководство ФРС и другие госорганы, с должностными лицами которых нам – Н.И. Кашурину, М.И. Сазоновой и В.В. Ралько – приходится общаться.

 

Вице-президент ФНП Н.И. Кашурин

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100