Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Концепция проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»

08.05.2008

I. Основная идея, цели и предмет правого регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности

 

Основная идея разработки проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее также – законопроект) заключается в необходимости совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан.

Целями законопроекта являются:

• более точное и однозначное раскрытие содержания и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества;

• обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах;

• уточнение оснований приобретения и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности;

• подробная регламентация организации нотариальной деятельности, в том числе установление требований к помещениям нотариальных контор, режиму работы нотариусов, определение порядка хранения нотариальных архивов, уточнение вопросов страхования нотариальной деятельности;

• определение правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты;

• усиление ответственности нотариусов и нотариальных палат, детальная регламентация осуществления контроля за их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, усиление публично-правовой составляющей статуса нотариальных палат.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления нотариальной деятельности.

Действие законопроекта распространяется на:

нотариусов;

должностных лиц местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации, наделённых правом совершать нотариальные действия;

Федеральную нотариальную палату и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации;

Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата);

Министерство юстиции Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата);

органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

лиц, обращающихся за совершением нотариального действия.

 

II. Место будущего закона в системе действующего законодательства

 

Закон должен стать основным нормативным правовым актом в сфере нотариата, комплексно и системно регулирующим вопросы нотариальной деятельности способами и методами, применяемыми для регулирования публично-правовых институтов. В то же время при осуществлении нотариальной деятельности могут использоваться и частноправовые нормы, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (например, при заключении нотариусом договоров, направленных на организацию своей деятельности).

Поскольку в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законопроект будет предусматривать полномочия субъектов Российской Федерации в этой сфере.

В законопроекте будет установлен открытый перечень нотариальных действий, который может дополняться так же, как сегодня, иными федеральными законами.

В настоящее время необходимость совершения нотариальных действий предусмотрена Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; Жилищным кодексом Российской Федерации; Семейным кодексом Российской Федерации; Федеральными законами от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»; от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и рядом других нормативных правовых актов.

Указанными законодательными актами закреплён ряд нотариальных действий, который является обязательным (например, удостоверение согласия супруга на распоряжение общей собственностью, соглашения об уплате алиментов, согласия родителей на выезд ребенка за границу, удостоверение договора ренты, подлинности подписи на заявлении о регистрации юридического лица, во многих случаях предусмотрено обязательное предоставление нотариально засвидетельствованных копий документов).

Законопроект будет предусматривать принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственных.

 

III. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере нотариата

 

В настоящее время основным нормативным правовым актом в области нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. (далее также – Основы).

Указанный нормативный правовой акт во многом устарел, в детальной регламентации и совершенствовании нуждаются практически все вопросы организации нотариальной деятельности.

1. В настоящее время в соответствии с Основами нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой (смешанная модель).

В законопроекте планируется предусмотреть создание в Российской Федерации единой небюджетной модели нотариата, основанной на принципах самофинансирования и имущественной ответственности нотариусов, при условии обеспечения доступности нотариальной помощи на всей территории страны, усиления контроля за деятельностью нотариусов и нотариальных палат, введения разумных нотариальных тарифов.

Данное предложение обусловлено необходимостью построения института нотариата на единой организационной основе, устранения коллизий, существующих сегодня в законодательстве, регулирующем вопросы организации и деятельности государственных нотариальных контор и статус работающих в них нотариусов, невостребованностью государственных нотариальных контор в большинстве субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2007 г. в Российской Федерации действовали 7 065 нотариусов, занимающихся частной практикой, и 168 нотариусов, работающих в 136 государственных нотариальных конторах, которые сохранились только в 17 субъектах Российской Федерации. Основная часть государственных нотариальных контор (69) действует в Республике Башкортостан, по 12 – в Республике Татарстан и Республике Тыва, в остальных регионах, в основном, по 1–3 конторы. При этом наличие такой формы не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов.

По данным территориальных органов Федеральной регистрационной службы, по состоянию на 31 декабря 2006 года было учреждено 7 469 должностей нотариуса, при этом 251 должность остается вакантной. Вакантные должности имелись практически всегда. Так, в 2002 году их было 288, в 2003 – 298, в 2004 – 275, в 2005 году – 262 должности.

Как, правило, эти должности остаются вакантными в так называемых неперспективных районах, где нет условий для существования внебюджетного нотариата. Так, например, в Республике Саха (Якутия) из 82 должностей нотариусов 25 вакантны, в Магаданской области из 23 должностей вакантны семь. Аналогичная ситуация и в других регионах. В Брянской области из 65 должностей нотариусов 8 – вакантны, в Пермском крае – 6 из 148 должностей.

В настоящее время не урегулирован вопрос об организационно-правовой форме госнотконтор. Возложение обязанности по их финансированию и материально-техническому обеспечению на субъекты Российской Федерации вызывает неопределенность при реализации функций исполнительных органов власти федерального уровня, в том числе по открытию и упразднению госнотконтор и осуществлению контроля за их деятельностью, не предусмотрены основания принятия решения об открытии указанных контор, не решен вопрос об органе государственной власти, определяющем количество работающих в них нотариусов, не ясны статус и порядок назначения на должность этих нотариусов, а также помощников, стажёров и других сотрудников, работающих в госнотконторах.

Решение указанных вопросов невозможно при сохранении обязанности по финансированию и материально-техническому обеспечению госнотконтор за субъектами Российской Федерации, однако даже возложение этой обязанности на федеральный бюджет не снимет вопросов, касающихся статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

В связи с изложенным представляется целесообразным введение на всей территории Российской Федерации небюджетной модели нотариата, при которой нотариус, статус которого определяется как публичная должность, осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации.

Переход к данной модели может быть осуществлен одновременно или поэтапно в течение определённого срока.

2. Законопроектом предлагается сохранить право совершать отдельные виды нотариальных действий за уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса и уполномоченными должностными лицами консульских учреждений на территории других государств.

В то же время законопроектом предлагается установить требования к указанным должностным лицам о наличии определённого образования и стажа работы либо о прохождении соответствующей подготовки, предусмотреть контроль за их деятельностью, установить требования, касающиеся условий совершения ими нотариальных действий (наличие помещений, позволяющих сохранять тайну нотариального действия, хранить архивы и т.п.), предусмотреть обязательное скрепление всех нотариальных документов, совершённых (выданных) всеми названными лицами, печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Территориальные органы Росрегистрации должны вести реестр должностных лиц, наделённых правом совершать нотариальные действия.

Перечень поселений, в которых должностные лица местного самоуправления наделяются таким правом, должен определяться органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается возможность совершения определённых действий, приравненных к нотариальным, перечень этих действий и случаи их совершения, круг лиц, имеющих право совершать указанные действия.

3. Законопроект направлен на реализацию защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляемую путём совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариат – особый публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, призванный обеспечить исполнение гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Законопроектом предлагается в интересах граждан и иных участников гражданского оборота использовать потенциал института нотариата в полном объёме, в связи с чем предусматривается: • введение ряда новых нотариальных действий, а также возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом и т.д.).

• признание исполнительной силы нотариального акта и расширение перечня нотариальных актов, имеющих такую силу и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, об обращении взыскания на заложенное имущество, нотариально удостоверенных протестов векселей в неакцепте, неплатеже, нотариально удостоверенной неоплаты чеков, а также иные нотариальные акты в случаях, установленных федеральным законом;

• законодательное закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов в виде НОРМЫ об освобождении от доказывания обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе, если эти обстоятельства и (или) данное нотариальное действие нотариуса не подлежат оспариванию или обжалованию при рассмотрении другого гражданского дела.

4. Одной из основных задач законопроекта является обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций. В связи с этим законопроектом предлагается при сохранении установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению количества должностей нотариусов в каждом конкретном нотариальном округе и границ нотариальных округов предусмотреть, что это количество устанавливается на основании предложений территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты, а также установить критерии определения количества должностей нотариусов. К указанным критериям должны быть отнесены такие, как наличие в нотариальном округе не менее одной должности нотариуса для обеспечения нотариальным обслуживанием физических и юридических лиц; соблюдение экономических оснований независимости и беспристрастности нотариусов и возможности самофинансирования ими своей деятельности и деятельности нотариальных палат: численности населения в нотариальном округе, исходя из расчёта один нотариус на 15 000 ~ 20 000 человек с возможным увеличением или уменьшением этой цифры в пределах 5 000 человек, исходя из социально-экономического положения в субъекте Российской Федерации, расстояния между населёнными пунктами, наличия незаполненных вакантных должностей нотариусов, количества и видов совершаемых нотариусами нотариальных действий и других показателей, которые могут оказать влияние на оперативность и эффективность нотариальной деятельности.

Предлагается также вопросы обеспечения нотариальной помощью населения труднодоступных, малонаселенных и иных экономически нерентабельных районов решать посредством:

установления обязанности нотариальных палат в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в обеспечении нотариальной деятельности нотариусов, работающих в указанных районах (приобретение, аренда помещений для размещения нотариальной конторы, предоставление нотариусу оргтехники, реестров, журналов, средств связи, финансовое дотирование);

установления преимущественного права нотариусов, отработавших не менее трех лет в указанных районах, на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах;

расширения нотариального округа нотариусов;

установления в законе обязанности нотариусов субъекта Российской Федерации выезжать периодически по установленному территориальным органом Росрегистрации и нотариальной палатой графику в отдалённые районы их нотариального округа и в другие отдалённые нотариальные округа, где нет нотариуса, для совершения нотариальных действий;

установления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по бесплатному предоставлению в пользование помещений для размещения нотариальных контор или по предоставлению льгот по взиманию арендной платы за аренду указанных помещений: предоставления права совершения отдельных нотариальных действий должностным лицам местного самоуправления.

С учётом обязанностей по обеспечению доступности нотариальной помощи, возлагаемых на нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату, необходимо предусмотреть меры поддержки указанных организаций со стороны государства путём сохранения освобождения от налогового бремени доходов нотариальной палаты в виде членских взносов; отмены налога на имущество нотариальных палат, приобретаемого и используемого для выполнения публичных функций и уставных целей палаты; освобождения от налогового бремени услуг палаты по оказанию помощи нотариусам, работающим в экономически нерентабельных районах (передача в безвозмездное пользование помещений для размещения нотариальной конторы нотариуса, обеспечение оргтехникой, связью, реестрами т.п.), и аналогичных услуг Федеральной нотариальной палаты, оказываемых ею нотариусам и нотариальным палатам в субъектах Российской Федерации для выполнения ими возложенных на них государственных полномочий; отмены установленных амортизационных сроков для списания расходов нотариуса, связанных с нотариальной деятельностью; возврата нотариусам по окончании отчётного периода налогообложения налога на доходы их затрат, понесённых ими при совершении бесплатно или на льготных условиях нотариальных действий в отношении определённых федеральными законами отдельных категорий граждан и юридических лиц: определения федеральным законом экономически обоснованных размеров нотариальных тарифов.

5. Публично-правовой характер нотариальной деятельности обуславливает необходимость законодательного закрепления особого порядка приобретения и прекращения статуса нотариуса.

Законопроект сохраняет существующий порядок допуска к профессии нотариуса при введении возрастного ценза (с не менее 25 лет и не более 70 лет) и изменении порядка формирования состава конкурсной комиссии путём обязательного включения в неё представителей науки, общественных организаций, занимающихся обеспечением защиты прав граждан и по согласованию представителей судейского сообщества.

Законопроектом предусматриваются выдача нотариусу удостоверения и ведение трудовых книжек нотариусов территориальным органом Росрегистрации.

Также вводится возможность приостановления нотариальной деятельности, устанавливаются основания такого приостановления (например, в случае избрания нотариуса на выборную должность, признания нотариуса в установленном порядке безвестно отсутствующим), определяются порядок и сроки приостановления, предусматриваются возможность и порядок наделения иного лица полномочиями нотариуса на срок приостановления его деятельности.

Законопроектом решаются вопросы, касающиеся перевода нотариуса из одного субъекта Российской Федерации в другой, изменения территории деятельности нотариуса в рамках субъекта Российской Федерации.

Детально регламентируются основания и процедура прекращения полномочий нотариуса, в том числе устанавливаются случаи прекращения полномочий нотариуса территориальным органом Росрегистрации в случае достижения нотариусом возраста 70 лет, смерти нотариуса или объявления его умершим, прекращения нотариусом нотариальной деятельности по собственному волеизъявлению, наличия медицинского заключения о невозможности нотариусом исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья.

Устанавливается, что в случае неоднократного или грубого нарушения нотариусом законодательства территориальный орган Росрегистрации или нотариальная палата обращаются в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса.

Предусматривается порядок восстановления или повторного приобретения статуса нотариуса после принятия судом решения о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью.

6. Законопроектом предусматривается подробная регламентация организации нотариальной деятельности.

В настоящее время Основы содержат положения, наделяющие нотариуса, занимающегося частной практикой, правом иметь контору и обязывающие нотариуса иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Иных требований по организации нотариальной деятельности закон не содержит.

Законопроектом предлагается установить, что для осуществления нотариальной деятельности нотариус обязан иметь нотариальную контору, расположенную в пределах нотариального округа, в который нотариус назначен на должность, при этом он вправе иметь только одну нотариальную контору.

Помещение нотариальной конторы должно обеспечивать свободный доступ к нотариусу, тайну совершения нотариального действия, сохранность нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков нотариуса. В случае осуществления нотариальной деятельности в одном помещении двух и более нотариусов каждый из них обязан обеспечить тайну совершения нотариального действия, хранение нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков.

При несоответствии помещения нотариальной конторы требованиям, установленным законом, территориальный орган Росрегистрации направляет представление об устранении нарушений, неисполнение которого влечет привлечение нотариуса к дисциплинарной ответственности.

Нотариус обязан информировать нотариальную палату, налоговый орган, территориальный орган Росрегистрации о месте нахождения его нотариальной конторы, а также о его изменении.

Правовые основания пользования помещением, в котором располагается нотариальная контора, могут быть различными, однако права на пользование помещением должны подтверждаться соответствующим документом, отвечающим требованиям законодательства.

В целях защиты интересов граждан законопроектом предусматриваются положения о порядке установления графика работы нотариусов, а также об увеличении суммы страхования риска профессиональной деятельности нотариусов с ее дифференциацией в зависимости от места осуществления нотариальной деятельности (в городе, в сельской местности); введение наряду с индивидуальным страхованием каждым нотариусом риска своей профессиональной деятельности коллективного страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой на принципах накопительного страхования и обязательного перестрахования, в том числе и в иностранных страховых компаниях.

Законопроектом предлагается установить порядок хранения и обслуживания нотариальных архивов, в том числе архивов упразднённых государственных нотариальных контор, который действующими норматив ными правовыми актами не урегулирован.

В настоящее время в среднем в течение года одним нотариусом совершается примерно 30 тыс. нотариальных действий. В связи с этим нотариальные архивы имеют значительные объёмы, для их хранения требуются помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов. При этом следует учитывать государственную значимость этих архивов и высокую востребованность населением хранящихся в них документов.

С учётом изложенного законопроектом предлагается создание единых централизованных архивов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, с возложением обязанности по обслуживанию этих архивов на нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации.

7. Законопроект направлен на детальную регламентацию процедуры (правил) совершения всех нотариальных действий с предоставлением права Министерству юстиции Российской Федерации в случае введения нового нотариального действия устанавливать впредь до внесения дополнений в федеральный закон временный порядок совершения такого нотариального действия. Также предлагается предусмотреть юридические последствия нарушения (несоблюдения) нотариусом правил совершения нотариальных действий.

Законопроектом предлагается создать в Российской Федерации реестр нотариально удостоверенных завещаний, завещательных распоряжений и завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным, а также предусмотреть утверждение формы защищённого бланка нотариального документа.

Законопроектом планируется определить понятие тайны совершения нотариального действия, последствий ее разглашения, случаев, объёма информации и круга лиц, когда информация о совершённом нотариальном действии может быть раскрыта; установить обязанность по возврату и по минованию надобности изъятых нотариальных документов и реестров нотариусу или органу, осуществляющему их хранение.

В законопроекте будут предусмотрены экономически обоснованные размеры нотариальных тарифов и их индексации исходя из уровня инфляции в стране. При установлении размеров нотариальных тарифов предполагается учитывать необходимость оплаты интеллектуальной деятельности нотариуса при совершении нотариального действия, оплаты технической работы и оплаты составления проекта документа, если в его составлении возникнет надобность.

8. При осуществлении контроля в сфере нотариата законопроектом предлагается сохранить судебный порядок обжалования совершённых нотариальных действий.

В то же время предлагается наделить правом по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов территориальные органы Росрегистрации и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации, детально регламентировав их полномочия при осуществлении контроля. В том числе предлагается наделить территориальные органы Росрегистрации и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации полномочиями по проведению совместных или самостоятельных проверок деятельности нотариусов, вынесению представлений (предупреждений) нотариусу о необходимости устранения нарушений, обращению в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса.

Законопроектом предлагается подробно урегулировать процедуру дисциплинарного производства, осуществляемого нотариальной палатой по собственной инициативе или инициативе территориального органа Росрегистрации, а также предусмотреть меры дисциплинарной ответственности нотариусов.

Также предусматриваются полномочия территориальных органов Росрегистрации и Федеральной нотариальной палаты по осуществлению контроля за деятельностью нотариальных палат в субъектах Российской Федерации, а также полномочия Федеральной регистрационной службы по осуществлению контроля за деятельностью Федеральной нотариальной палаты.

Законопроектом предлагается сохранить принцип организации деятельности нотариата, основанный на обязательном членстве нотариуса в нотариальной палате в субъекте Российской Федерации и на обязательном членстве нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации в Федеральной нотариальной палате, закрепить создание в субъекте Российской Федерации только одной нотариальной палаты и только одной Федеральной нотариальной палаты в Российской Федерации; предусмотреть возможность создания одной межрегиональной нотариальной палаты в граничащих между собой субъектах Российской Федерации в случае, если на территории одного из этих субъектов Российской Федерации осуществляют нотариальную деятельность не более 20 нотариусов, наделить нотариальные палаты всех уровней статусом саморегулируемых организаций.

 

IV. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона

 

Реализация федерального закона будет способствовать:

наиболее полному обеспечению реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов;

приданию гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного и законного характера;

усилению роли нотариата как института превентивного правосудия;

обеспечению доступности нотариальной помощи;

усилению ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или надлежащее исполнение своих обязанностей.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100