Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Реализация полномочий конкурсного управляющего при проведении конкурсного производства

08.05.2008

О.Б. Соковиков, юрист

 

Порядок возникновения и осуществления полномочий конкурсного управляющего, требования к его кандидатуре и квалификации обусловливаются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной законом, за счёт имущества должника. Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлён не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство является завершающей стадией в процессе несостоятельности (банкротства) и прекращает существование юридического лица или предпринимательскую деятельность гражданина.

Целью конкурсного производства является соразмерное и справедливое удовлетворение требований кредиторов. Данная цель была сформулирована ещё Г.Ф. Шершеневичем, который определял в качестве главной цели банкротства необходимость «...установить известный порядок возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами».1

Одной из основных фигур в конкурсном производстве считается конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, что, в свою очередь, означает возникновение полномочий конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий утверждается в соответствии со ст. 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее – Закон о банкротстве).

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом. Помимо общих для всех арбитражных управляющих полномочий, конкурсный управляющий осуществляет ряд функций, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства. Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны и включают в себя правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника, а также правомочия по формированию и распределению конкурсной массы.

Следует заметить, что с момента назначения арбитражным судом конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления предприятиемдолжником и становится единственным пол-номочным представителем всего имущества должника, которое находится на балансе предприятия или у третьих лиц к моменту открытия конкурсного производства. Более того, ранее действовавшие органы управления должника в течение трёх дней с момента назначения конкурсного управляющего должны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве).

Вместе с тем следует отметить, что полномочия конкурсного управляющего всегда шире, чем полномочия органов управления должника, поскольку он не ограничен положениями, которые установлены уставом должника для его руководителей.

Законодатель предоставляет также конкурсному управляющему право принять все необходимые меры вплоть до обращения в арбитражный суд от имени должника для защиты его интересов в тех правоотношениях, в которых он является кредитором (конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершённых должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключённых должником, и т.д.).

Одним из основных этапов конкурсного производства является формирование конкурсной массы. В связи с этим в группу наиболее важных правомочий конкурсного управляющего включаются права, связанные с формированием конкурсной массы.

Конкурсную массу составляет всё имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей, в первую из которых включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. В конкурсную массу включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Прежде всего изымается имущество, находящееся в пользовании должника, но не принадлежащее ему. К такому имуществу можно отнести арендованное имущество или находящееся у должника на ответственном хранении, а также личное имущество работников предприятия, кроме имущественных вкладов участников юридических лиц.

Из оставшегося имущества исключаются изъятое из оборота имущество, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определённых видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве.

К последнему законодатель относит жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для данного региона (п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве).

Иначе решается вопрос об имуществе, подлежащем включению в конкурсную массу, в законодательстве о банкротстве зарубежных государств. Так, законодательство США в состав конкурсной массы включает не только материальные объекты и права на них, но и интеллектуальную и промышленную собственность: клиентуру, ноу-хау, патенты, торговые знаки. Исключение имущества из конкурсной массы может быть осуществлено в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.3 В Германии в конкурсную массу включается всё имущество, принадлежащее должнику на момент открытия и приобретённое им во время конкурсного производства. Из конкурсной массы исключаются предметы, на которые не может быть обращено принудительное взыскание, а также предметы обычного хозяйственного обихода, используемые в домашнем хозяйстве должника, если очевидно, что в случае их отчуждения выручка будет несоизмерима реальной стоимости.4

Конкурсный управляющий обладает также полномочиями, направленными на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также иными полномочиями, направленными на увеличение конкурсной массы, в частности, на предъявление исков о признании недействительными сделок, совершённых должником (ст. 166–181 ГК РФ), об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключённых должником (гл. 29 ГК РФ), и др.

Формируя конкурсную массу, конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. При проведении инвентаризации устанавливается фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учёта, а также проверяется полнота отражения в учёте обязательств организации.

Инвентаризация имущества должника является основанием для проведения оценки имущества должника, под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего ему имущества. Для этого конкурсный управляющий вправе привлекать независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счёт имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Оценщик должен определить ликвидационную стоимость имущества, в том числе финансовых вложений и нематериальных активов.

Ликвидационная стоимость объекта – это денежная сумма, которую продавец может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов (на практике обычно определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией данных активов в рамках конкурсного производства).

Заключительным этапом формирования конкурсной массы являются разделение имеющегося у должника имущества на лоты, их реализация и аккумулирование полученных денежных средств на единственном счёте должника.

Возможна продажа предприятия как единого имущественного комплекса, когда отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. При этом покупатель приобретает предприятие в чистом виде, без долгов.

Порядок продажи предприятия должника при конкурсном производстве аналогичен порядку, установленному ст. 110 Закона о банкротстве в отношении продажи предприятия должника во внешнем управлении. Однако не следует забывать о том, что правовой статус должника во внешнем управлении и конкурсном производстве различен, следовательно, ряд положений ст. 110 не могут применяться при продаже предприятия-должника в конкурсном производстве. К примеру, порядок и сроки продажи предприятия-должника включаются в план внешнего управления, и последующее одобрение собранием кредиторов плана внешнего управления автоматически влечёт за собой одобрение положений, касающихся порядка и сроков продажи предприятия. Однако данное положение не применимо к конкурсному производству ввиду отсутствия такого плана в данной процедуре.

Параллельно процессу формирования конкурсной массы осуществляется процесс выявления требований кредиторов, подлежащих удовлетворению из денежных средств, полученных от продажи имущества должника.

Конкурсный управляющий ведёт реестр требований кредиторов, переданный ему соответственно временным, административным или внешним управляющим.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.

После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчёты с кредиторами в порядке очерёдности, установленной действующим законодательством (ст. 64 ГК РФ, ст. 134 Закона о банкротстве). В отличие от очерёдности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренной ГК РФ, Законом о банкротстве закрепляются так называемые внеочередные расходы. Перечень требований, удовлетворяемых вне очереди, детализирован в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве: это судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, реестродержателю, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, а также требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, а также задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, и т.д.

После указанных внеочередных расходов погашаются требования кредиторов в порядке очереди, установленной Закона о банкротстве. Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (§ 2 гл. 59 ГК РФ, ст. 135 Закона о банкротстве), а также компенсация морального вреда. Возмещение вреда осуществляется независимо оттого, в каких отношениях состоял гражданин с причинителем вреда: договорных, трудовых, гражданско-правовых и т.д. (ст. 1024 ГК РФ).

Определение размера требований граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путём капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за десять лет (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве).

Эти отношения регулирует также Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».5 Данный закон предусматривает переход от возмещения непосредствен-но работодателями вреда гражданам, получившим увечье, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья в связи с выполнением трудовых обязанностей, к возмещению вреда на принципах социального страхования. Выплаты производятся единым страховщиком за счёт страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вступил в силу одновременно со вступлением в силу положений Федерального закона от 2 января 2000 г. № 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год»6, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во вторую очередь осуществляются расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При этом должны быть учтены непогашенная задолженность должника по оплате труда на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, задолженность по заработной плате, образовавшаяся после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до фактического увольнения работника, а также выходные пособия и компенсация за неиспользованные отпуска в соответствии с трудовым законодательством.

К третьей очереди отнесены требования других кредиторов (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов). В составе требований кредиторов третьей очереди учитываются также требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Такие требования удовлетворяются за счёт средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Закон о банкротстве устанавливает только три очереди удовлетворения требований кредиторов, из чего следует, что все остальные требования, не подпадающие под определённые законом очереди, должны удовлетворяться в порядке их поступления. К таким требованиям, в частности, относятся требования учредителей и участников должника и требования по начисленным, но не выплаченным дивидендам.

Конкурсное производство завершается после окончания расчётов с кредиторами и составления отчёта конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний по отчёту конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсное производство считается завершённым с момента внесения указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

 

1 Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. – М.: Статут, 2000. – С. 87.

2 СЗ РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.

3 Кодекс о банкротстве США. – § 522 // Аленичева Т.Д., Гришаев С.П. Банкротство: законодательство и практика применения в России и за рубежом. – М., 1993. – С. 40.

4 Там же // § 35 Конкурсного устава.

5 СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3803.

6 СЗ РФ. – 2000. – № 2. – Ст. 131.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100