Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Обзор законодательства для нотариусов

08.05.2008

Письмо Министерства финансов РФ от 13 декабря 2007 г. № 03-05-07-02/42

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» в п. 1 ст. 333.25 части второй Налогового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым в соответствии с пп. 7–10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса при исчислении размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий стоимость транспортных средств может определяться как организациями, осуществляющими оценку транспортных средств, так и судебно-экспертными учреждениями органа юстиции, стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, осуществляющими оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учёту объектов недвижимого имущества по месту его нахождения, стоимость земельных участков может определяться как организациями, осуществляющими оценку земельных участков, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями, стоимость иного не перечисленного выше имущества определяется специалистами-оценщиками.

С учётом изложенного стоимость транспортных средств и недвижимого имущества должна определяться организациями, осуществляющими оценку, за исключением иного имущества (пп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ), стоимость которого определяется специалистами-оценщиками.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона (далее – оценщики).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в ст. 5 Федерального закона объектов, заключённый заказчиком с оценщиком или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков (ст. 10).

Статьёй 22 Федерального закона определено, что саморегулируемой организацией оценщиков признаётся некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включённая в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая их на условиях членства.

Учитывая изложенные нормы Кодекса и Федерального закона, нотариусы при исчислении размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий должны принимать оценочные документы в отношении транспортных средств и недвижимого имущества, подготовленные оценщиком (физическим лицом) на основании договоров, заключённых заказчиком с саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является и в которой работает по трудовому договору. Что касается оценки иного имущества, то в этом случае для исчисления размера государственной пошлины нотариусы могут принимать оценочные документы и от оценщиков, осуществляющих оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой.

СПС «КонсультантПлюс»

 

Письмо Министерства финансов РФ от 6 февраля 2008 г. № ЧД-6-6/73@ «По вопросу заполнения формы сведений ПН, утверждённой Приказом ФНС России от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@»

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросу заполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, и органами, осуществляющими нотариальные действия, формы ПН «Сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство», утверждённой Приказом ФНС России от 17.09.2007 г. № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации», зарегистрированным в Минюсте России 19 октября 2007 г. за № 10369, сообщает следующее.

ФНС России считает нецелесообразным представление в налоговые органы сведений о движимом имуществе, переходящем в порядке наследования к физическим лицам, поскольку указанные сведения не используются в целях осуществления налогового контроля в рамках исполнения налоговыми органами положений Налогового кодекса РФ.

В связи с этим в форме ПН предусмотрено указание сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство физических лиц только в отношении недвижимого имущества.

Кроме того, в форме ПН реквизиты документа, удостоверявшего личность умершего физического лица, заполняются в случае наличия у нотариуса, занимающегося частной практикой, или у соответствующего органа сведений об указанном документе.

СПС «КонсультантПлюс»

 

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 82 «Об утверждении правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала»

Постановлением предусмотрено, что заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала направляется со всеми необходимыми документами в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания лицами, получившими государственный сертификат на материнский капитал, лично или через представителя. В определённых случаях такое заявление направляется непосредственно в Пенсионный фонд РФ.

Подача заявления со всеми необходимыми документами может осуществляться по почте, но в этом случае подлинники не направляются, а пересылаются нотариально заверенные копии.

Установлены сроки подачи заявления, перечень документов, направляемых одновременно с заявлением. В случае необходимости территориальный орган Пенсионного фонда РФ может запросить дополнительные сведения в соответствующих органах.

Заявление о распоряжении по желанию лица, получившего сертификат, может быть аннулировано.

СПС «КонсультантПлюс»

 

Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. № 29-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Коноплевой Ирины Анатольевны и Широковой Людмилы Владимировны на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации»

Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 12 декабря 2006 г., оставленным без изменения судом кассационной инстанции, в удовлетворении исковых требований граждан И.А. Коноплевой и Л.В. Широковой к гражданам Ю.А. Коноплеву и А.П. Широкову – супругам И.А. Коноплевой и Л.В. Широковой, а также к иным лицам отказано. Суд установил, что оснований для признания договора ипотеки нежилого помещения недействительным по мотиву отсутствия нотариально удостоверенных согласий истиц на его заключение не имеется, притом, что согласие на его залог на любых условиях от И.А. Коноплевой и Л.Б. Широковой было получено.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ И.А. Коноплева и Л.В. Широкова оспаривают конституционность положения п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ, согласно которому для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Конституционный Суд РФ, изучив представленные материалы, не нашёл оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 35 Семейного кодекса РФ, регламентирующая владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов, в системной связи со ст. 253 ГК РФ о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в совместной собственности, направлена на конкретизацию положений ст. 35 (части 1 и 2) Конституции РФ, не препятствует согласованию супругами условий совершаемой конкретной сделки и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительниц.

В силу ст. 54 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.

Решение же вопроса о том, является ли в данном случае получение согласия супруга на совершение сделки «на любых условиях» достаточным и соответствующим действительному намерению сторон, относится к полномочиям судов общей юрисдикции, проверка обоснованности решений которых – к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится.

На основании вышеизложенного Конституционный Суд РФ в своём определении отказал в принятии к рассмотрению жалобы граждан Коноплевой Ирины Анатольевны и Широковой Людмилы Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

СПС «Кодекс»


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100