Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Проблемные вопросы выдачи в бесспорном порядке нотариусами свидетельств о праве на наследство на землю

28.03.2008

Н.Н. Фокина, советник президента Тульской областной нотариальной палаты по правовым вопросам

 

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации1.

Положения статей 35 и 36 Конституции РФ в совокупности определяют неотчуждаемое право гражданина наследовать землю.

В данной статье мы не будем подробным образом рассматривать вопросы терминологического характера относительно категорий «земельный участок», «земельная доля», «земля», т.к. применение указанных понятий в нотариальной практике является отдельным предметом исследования.

Итак, нотариусы Российской Федерации уполномочены в рамках оформления наследственных прав граждан выдавать свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию. Выдаче указанных выше правоустанавливающих документов предшествует этап полного сбора наследниками необходимых правоподтверждающих документов.

Здесь необходимо пояснить некоторые моменты.

Во-первых, свидетельство о праве на наследство является действительно правоустанавливающим документом, т.к. только на его основании органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выдают наследнику свидетельство о праве собственности на тот или иной объект права.

Во-вторых, необходимость «полного сбора правоподтверждающих документов» обусловлена спецификой нотариальной деятельности и подтверждена должным образом на уровне законодателя.

Нотариусы в Российской Федерации, как и иные нотариусы стран – участников системы Международного союза нотариата, являются субъектами превентивного (бесспорного) правосудия.

Законодательным закреплением данного принципа при выдаче свидетельств о праве на наследство является, например, положение ст. 72 Основ: «Нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путём истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества».

В-третьих, в тексте указанной статьи представлен ответ на вопрос о необходимости истребования нотариусом именно от наследников соответствующих документов.

Поясним, что при выдаче нотариусом свидетельства о праве на наследство на землю наследники в обязательном порядке должны представить в нотариальную контору подлинный правоподтверждающий документ принадлежности наследодателю земельного участка (земельной доли) – свидетельство о праве собственности (пожизненного наследуемого владения) на землю либо государственный акт.

В случае, если указанные документы повреждены либо утеряны, представляется их дубликат. Согласно п. 28 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утверждённого Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. № 28, дубликат документа – повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.

Таким образом, мы столкнулись с основным вопросом, который указан в названии настоящей статьи.

Указание Роскомзема от 12 октября 1995 г. № 8 «О порядке выдачи документов о правах на землю взамен утраченных» Приказом Госкомзема РФ от 2 февраля 1999 г. № 15 признано утратившим силу.

Однако проблема невозможности выдачи территориальными отделами Управления Роснедвижимости дубликатов свидетельств о праве собственности (пожизненного наследуемого владения) на землю, а также государственных актов обострилась именно в 2007 г. и фактически парализовала работу в данном направлении и нотариусов, и судов. Нотариусам наследники представляли простые копии свидетельств2 и государственных актов.

Почему данная проблема коснулась судебной системы?

Ответ очевиден. Поскольку нотариусы осуществляют только бесспорное правосудие, то в случае обнаружения несоответствия в документах либо их отсутствия, вправе рекомендовать гражданам обратиться в суд для установления факта, имеющего юридическое значение (соответствие копии свидетельства о праве собственности на землю подлиннику документа) либо признать право собственности за наследником в судебном порядке.

Однако данный путь – не решение проблемы в целом.

Тульская областная нотариальная палата совместно с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области (Роснедвижимость) достигли соглашения по данному вопросу и разрешили имеющиеся несоответствия в федеральном законодательстве путём заключения внутриведомственного нормативного акта.

Указанные две структуры пришли к следующему соглашению.

При обращении заинтересованного физического лица (правообладателя либо наследника) в территориальный отдел управления в случаях, установленных законом, с заявлением о выдаче ему дубликата свидетельства на право собственности, пожизненно наследуемого владения на землю, либо государственного акта на землю взамен утраченных правообладателем (или наследодателем в целях вступления в наследство) и представлении им документа, удостоверяющего личность (и справки, выданной нотариусом по месту открытия наследства, свидетельствующей о том, что заинтересованный наследник принял наследство), территориальный отдел управления выдаёт такому лицу (правообладателю либо наследнику) справку установленного образца (Приложение 1). Вместе со справкой территориальный отдел управления выдаёт обратившемуся копию второго экземпляра правоустанавливающего документа (свидетельства либо государственного акта) на право на землю, хранящихся в архиве соответствующего территориального отдела. Копия выдаваемого документа свидетельствуется подписью начальника и скрепляется печатью соответствующего территориального отдела. На обратной стороне копии указывается дата её выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в архиве соответствующего территориального отдела (Приложение 2).

Если обратиться к упомянутому ранее ГОСТУ, где в п. 30 установлено: «заверенная копия документа – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу», то можно однозначно констатировать, что достигнутое соглашение между Тульской областной нотариальной палатой и Управлением Роснедвижимости действующему законодательству не противоречит, а наоборот, конкретизирует и восполняет имеющиеся пробелы.

Закономерно можно прийти к выводу о том, что в рамках конструктивного сотрудничества двух правоприменительных структур можно исправить и стабилизировать непростую ситуацию, сложившуюся в настоящее время при оформлении наследственных прав на землю.

 

1 Абзац 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в посл. ред. от  2.10.2007 г.).

2 Копия документа: Документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. – П. 29 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. № 28.

 


 

Приложение 1

 

Угловой штамп

Управление Федерального агентства

кадастра объектов недвижимости

по Тульской области

 

СПРАВКА

 

Настоящая __________________ справка выдана в том, что в архиве _________________ территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области хранится второй (подлинный) экземпляр Свидетельства на право собственности на землю, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству _____________ района Тульской области (Администрацией __________ сельского Совета народных депутатов _____________ района Тульской области) _____________________ 19 года за № _______________ гражданину ______________ на земельный участок _________________ площадью ________, расположенный по адресу ________________.

Указанное выше свидетельство на право собственности на землю выдано на основании постановления (решения) администрации __________________ от 19 года за № ____________________________.

 

Начальник территориального

отдела                                                           ________________________________

 

М.П.

 

 


Приложение 2

 

 

КОПИЯ ВЕРНА

 

Дата выдачи копии:

Выдана: (Ф.И.О. гражданина)

Подлинник хранится в: (полное название
территориального отдела Роснедвижимости)

Начальник территориального отдела:

(Ф.И.О.)

Подпись

М.П.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100