Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Система нотариата России

27.03.2008

О.М. Сычёв, аспирант кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета, юрисконсульт Нотариальной палаты Краснодарского края

 

Одной из важных задач Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.1 является внедрение примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров. Анализируя программу, В.Ф. Яковлев совершенно обоснованно говорит о том, что суд должен являться исключительным и чрезвычайным способом разрешения конфликтов. По мнению автора, своеобразным барьером между судом и обществом, заинтересованным в безопасности частноправовых и публично-правовых отношений могла бы стать, в том числе, система нотариата.2

На нотариат, таким образом, возлагаются задачи по развитию и обеспечению положительного эффекта судебной реформы России. Вместе с тем среди учёных отсутствует единое мнение о его системе.

Большинство авторов в систему нотариата включают органы и должностных лиц, совершающих от имени Российской Федерации нотариальные действия, предусмотренные действующим законодательством.3 Данные авторы при этом прямо указывают, что в рассматриваемую систему входят и должностные лица консульских учреждений, и главные врачи, и командиры воинских частей и т.д. Однако такое мнение в юридической литературе не является бесспорным.4

Понимание нотариата как системы различных органов и должностных лиц нашло своё отражение в законодательстве некоторых иностранных государств. Так, статьёй 1 Закона Республики Беларусь № 305-З от 18.07.2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» установлено, что нотариат включает государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительских органов, а также дипломатических агентов и консульских должностных лиц.5

Представленной точке зрения можно противопоставить такие характеристики системы, как «нечто целое, представляющее единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей», «совокупность организаций, однородных по своим задачам».6 Лишь в чётко определённой и логически построенной системе можно добиться целей, поставленных перед нотариатом.

Анализ нормативно-правовых актов о лицах, имеющих право совершения нотариальных действий, и задачах, возложенных на них, позволяет, как мне кажется, правильно применять термин «система» относительно нотариата.

Правом совершения нотариальных действий, кроме нотариусов, в РФ обладают глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения7, начальники медицинских учреждений, командиры воинских подразделений, начальники мест лишения свободы, администрации учреждений социальной защиты населения (ч. 3, 4 ст. 185 ГК РФ).8

Согласно действующему законодательству Российской Федерации медицинская деятельность включает выполнение работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи.9

На командиров воинских подразделений как лиц, являющихся военнослужащими, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» возложены обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.10

Задачами органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы согласно одноимённому Закону Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-111, являются обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства РФ, создание условий для обеспечения безопасности осуждённых и персонала, обеспечение привлечения осуждённых к труду и т.д.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12 на органы местного самоуправления возложено решение вопросов местного значения, которыми, в частности, являются формирование, утверждение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.

Приведённый выше анализ некоторых нормативно-правовых актов Российской Федерации позволяет сделать вывод об отсутствии однородности в задачах органов местного самоуправления, медицинских учреждений, воинских подразделений, органов, исполняющих уголовные наказания, и нотариата, который, согласно ч. 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основ), призван обеспечивать в соответствии с действующим законодательством РФ защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Совершение некоторых видов нотариальных действий для вышеуказанных органов является одной из второстепенных функций в общем ряду поставленных задач. При этом важным является то обстоятельство, что в большинстве случаев данные органы составляют свои системы, как, например, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний, составляют уголовно-исполнительную систему; органы местного самоуправления также составляют отдельную систему.

Выполнение отдельных действий, составляющих функции различных органов со стороны нотариата (например, нотариус предупреждает преступление путём выявления фальсифицированного паспорта), либо нотариальных действий со стороны различных органов (не нотариусов) не является обстоятельством, влияющим на включение нотариата в систему, например милиции, или наоборот, органов местного самоуправления РФ в систему нотариата.

Спорным является включение некоторыми авторами в систему нотариата Министерства юстиции РФ и управлений юстиции в субъектах РФ (под управлениями юстиции субъектов РФ автор, видимо, имел в виду территориальные органы Федеральной регистрационной службы РФ).13

Аргументом против этого довода является обладание данным ведомством всеми признаками органа государства, более полно отражёнными, на мой взгляд, Г.А. Воробьевым14. Министерство является самостоятельным элементом механизма государства, образовано и действует на основе правовых актов, выполняет свойственные только ему задачи и функции (реализует одно из направлений государственной политики, причём не только в сфере нотариата, но и в других, например, в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, регистрации актов гражданского состояния)15, наделено властными полномочиями, имеет соответствующую структуру (в соответствии с поименованным выше указом Президента РФ структурными подразделениями министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы).

Бесспорно утверждение, что все органы государственной власти в РФ созданы для достижения основной цели – признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. И только исходя из этой позиции, возможно было бы включать в систему нотариата Министерство юстиции. Но, следуя указанной логике, в систему нотариата, как и в любую другую систему, необходимо также включать и Президента РФ, и Федеральное Собрание РФ, и Правительство РФ, и т.д. Между тем, как уже было сказано выше, система организаций подразумевает однородность их задач.

Включению авторами Министерства юстиции РФ в систему нотариата содействовало, по моему мнению, заблуждение в связи с анализом функций территориальных органов Федеральной регистрационной службы.

Действительно Федеральная регистрационная служба РФ тесно взаимодействует с нотариусами. В соответствии с Положением «О Федеральной регистрационной службе», утверждённым Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 131516, она наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности, определяет совместно с Федеральной нотариальной палатой количество должностей нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, образует совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приёму экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности.

Однако рассматриваемая нами федеральная служба, как и Министерство юстиции, обладает всеми признаками государственного органа и, что самое важное, на мой взгляд, в соответствии с классификацией государственных органов по форме реализации государственной деятельности17 является контрольно-надзорным органом.

Данное обстоятельство подтверждается ч. 1 гл. 1 Положения «О Федеральной регистрационной службе»: «Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим... функции по контролю и надзору в сфере нотариата…», а также положениями Основ, например ст. 9, в соответствии с которой контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении частнопрактикующих нотариусов осуществляется в порядке, определяемом совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой.

Вышеизложенное не позволяет включить в систему нотариата Федеральную регистрационную службу и её территориальные органы. Отталкиваясь от обратного при включении в систему нотариата указанной службы, логично было бы включить и иные контрольные органы, например суд и налоговые органы.

Что касается предложений авторов о включении в систему нотариата нотариальных палат18, то это весьма логично. Несмотря на выполняемые нотариальными палатами контрольные функции, делегированные им государством (ст. 4, 9, 12, 34 Основ), палаты субъектов РФ, в том числе и Федеральная нотариальная палата РФ, представляют и защищают интересы нотариусов, оказывают им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организуют повышение профессиональной подготовки нотариусов (ст. 25, 30 Основ).

Более детально полномочия нотариальных палат субъектов РФ изложены в Примерном уставе нотариальной палаты, утверждённом Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001 г. № 1019. Среди многочисленных полномочий можно выделить, например, такие как организация и координация деятельности занимающихся частной практикой нотариусов по обеспечению и защите интересов физических и юридических лиц; анализ и обобщение опыта работы нотариусов; разработка и издание методических пособий и справочных материалов по вопросам нотариальной деятельности; осуществление международного профессионального сотрудничества; взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, касающимся нотариальной деятельности и обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц; участие по поручению государственных органов власти и органов местного самоуправления в разработке и проведении экспертиз проектов федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью.

Приведённое выше не умаляет двойственность природы нотариальных палат, однако свидетельствует о непосредственной охране палатами интересов физических и юридических лиц, а также интересов самих нотариусов.

Переходя к предложениям определения системы нотариата, оговорюсь, что объективно необходимым условием их реализации является переход нотариата на единую основу небюджетного (латинского) нотариата.*

Итак, полагаю возможным о системе нотариата говорить как о совокупности нотариусов России, нотариальных палат субъектов РФ и Федеральной нотариальной палаты. В связи с изложенным неудачным представляется название ст. 1 Основ: «Нотариат в Российской Федерации». Следуя логике, в статье должны быть отражены специфика нотариата и его система. Статью 1, на мой взгляд, можно было бы назвать: «Нотариат в Российской Федерации и его система», а одну из последующих статей: «Совершение нотариальных действий иными лицами».

 

 

 

1 О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 41. – Ст. 4248.

2 Оптимизация гражданского правосудия России / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2007.

3 Самсонов В.В. Нотариат. – М.: Экзамен, 2006. – С. 9; Полтавская Н.А. Нотариат. Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 3.

4 Черемных Г.Г. Ещё раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности») // Нотариус. – 2005. – № 1. – С. 3.

5 Нотариат за рубежом: позитивный опыт: Сб. материалов и статей / Центр нотариальных исследований. – СПб., 2006. – С. 209.

6 Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. – М.: АЗЪ, 1996. – С. 708.

7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1 (ч. I). – Ст. 21.

8 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

9 Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности: Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г.  № 30 //  Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 5. – Ст. 656.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.

11 Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 33. – Ст. 1316.

12 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 186. – Ст. 3822.

13 Миронов А.Н. Нотариат. – М.: ФОРУМ-ИНФРА. – 2005. – С. 30.

14 Основы государства и права / Под ред. Г.А. Воробьева. – Краснодар, 1998. – С. 130, 131.

15 Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г.
№ 1313 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 42. – Ст. 4108.

16 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 42. – Ст. 4110.

17 Матузов Н.И. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2004. – С. 93.

18 Стешенко Л.А. Нотариат в Российской Федерации / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – С. 57.

19 Нотариальный вестникъ. – 2001. – № 7.

* Отдельные аргументы в пользу данного перехода изложены в статье: Сычев О.М. Свободный, но ответственный нотариат в гражданском обороте / О.М. Сычев // Юридический мир. – 2007. - № 7. – С. 52–53.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100