Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Способ организации арбитражного управления при проведении судебной санации

27.03.2008

О.Б. Соковиков, юрист

 

Порядок возникновения и осуществления полномочий внешнего управляющего, требования к квалификации и к его кандидатуре обусловливаются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлён не более чем на шесть месяцев, причём по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращён. Однако совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет согласно п. 2 ст. 92 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (далее – Закон о банкротстве).

Законодатель связывает момент возникновения полномочий внешнего управляющего с датой вынесения определения об утверждении внешнего управляющего арбитражным судом (п. 3 ст. 96 ФЗ Закона о банкротстве).

Внешний управляющий может быть утверждён судом одновременно с введением внешнего управления только по итогам рассмотрения принятых заявлений заинтересованных лиц (кредиторов, должника, уполномоченных органов) о признании должника банкротом.

Следует отметить, что полномочия внешнего управляющего могут возникнуть и по результатам наблюдения, финансового оздоровления или конкурсного производства, при этом сначала вводится внешнее управление, а после выбора кандидатуры внешнего управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве, утверждается внешний управляющий.

На стадии внешнего управления внешний управляющий, в отличие от других стадий процедуры несостоятельности (банкротства), фактически наделяется полномочиями руководителя должника. Рассматриваемая функция внешнего управляющего специфична и направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица – должника и удовлетворение требований кредиторов, т.е. носит хозяйственный характер. В свою очередь, полномочия руководителя должника, при нормальном функционировании юридического лица, носят административный характер. На стадии внешнего управления руководитель как должностное лицо сохраняется, но осуществляет усечённые функции.

Внешнее управление направлено на оздоровление финансового состояния должника и восстановление его платёжеспособности. Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 106 Закона о банкротстве платёжеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона о банкротстве. Результатом осуществления мероприятий внешнего управления должно быть: удовлетворение всех требований кредиторов, а также продолжение осуществления хозяйственной деятельности должником.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, других органов управления должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Одной из основных обязанностей внешнего управляющего являются разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве). В утверждённый собранием кредиторов план внешнего управления включаются перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника участниками и третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счёт взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; замещение активов должника.

Следует заметить, что законодательство США о банкротстве также закрепляет ряд мероприятий по восстановлению платёжеспособности должника, в частности, отстранение действующего руководства должника, опубликование сведений, касающихся финансового положения должника, расследование предыдущих финансовых операций должника, предоставление арбитражному суду возможности контролировать деятельность должника и др.2

В соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве), внешний управляющий в своей работе может опираться на служащих аппарата управления должника, а также может пригласить сторонних специалистов: аудитора, бухгалтеров, юристов, производственников и прочих лиц. При этом правовые отношения с данными лицами могут быть выстроены в рамках трудовых отношений, посредством заключения трудового договора, а также на основе гражданско-правовых договоров подряда или возмездного оказания услуг. Соответственно, договоры с привлекаемыми специалистами внешний управляющий заключает от имени должника. В свою очередь внешний управляющий состоит с должником в особых правовых отношениях, основанных на определении арбитражного суда об утверждении внешнего управляющего.

Одним из наиболее эффективных способов восстановления платёжеспособности должника является признание арбитражным судом сделок должника недействительными по заявлению внешнего управляющего.

В статье 103 Закона о банкротстве законодатель устанавливает, что если должник совершил сделку с заинтересованным лицом и в результате её исполнения кредиторам были или могут быть причинены убытки, или в случае если сделка заключена или совершена с отдельным кредитором или лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, которые предшествовали подаче такого заявления, что повлекло предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими или сделка была связана с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника участнику должника в связи с его выходом из состава участников, в этих случаях сделки, совершённые должником, признаются недействительными.

Достаточно обширный практический опыт по применению данного способа восстановления платёжеспособности должника накоплен в зарубежных странах. В традиционных законах Континентальной Европы признание сделок недействительными («шаги по отмене») рассматривается исключительно как мера ликвидационных, а не реабилитационных процедур, которые считаются выгодными для должника. Данная мера рассматривается в качестве реабилитационной только в законодательствах Германии и США.

Положениями Кодекса США о банкротстве предусматривается, что денежные средства или переданное имущество взыскиваются с получателя через суд по делам о банкротстве и помещаются в объединённый фонд активов должника (остаточный фонд по делу о банкротстве), который позволяет перераспределять имеющиеся активы.3

Согласно ст. 110 Закона о банкротстве законодатель помимо вышеперечисленных мер, направленных на восстановление платёжеспособности должника, включает и продажу предприятия должника.

Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.

При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукция, права, требования и т.д. Кроме того, следует заметить, что все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Продажа предприятия производится путём проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. В плане внешнего управления, например, может быть установлено, что предприятие подлежит продаже без торгов по цене, не ниже установленной планом внешнего управления.

По общему правилу продажа предприятия осуществляется путём проведения открытых торгов в форме аукциона, однако возможны и исключения, например, продажа градообразующей организации производится путём проведения конкурса (ст. 175 Закона о банкротстве).

Результаты проведения торгов отражаются в протоколе, который имеет силу договора. При проведении конкурса, кроме протокола, заключается также договор купли-продажи предприятия, в котором в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе и стоимости имущества, включённого в состав предприятия, а именно сведения о земельном участке, на котором находится недвижимое имущество, характеристики иного недвижимого имущества (дата постройки, степень износа, общая и полезная площади и т.д.) и наличие обременения (является ли оно предметом залога, передано ли в аренду и др.).

Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее десяти дней с даты подведения итогов торгов обязаны подписать договор купли-продажи предприятия.

Планом внешнего управления в число мер, направленных на восстановление платёжеспособности должника, может быть включена уступка прав требования должника. Данная мера может быть осуществлена внешним управляющим путём продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов (ст. 112 Закона о банкротстве).

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует также порядок предоставления финансовой помощи должнику. Реализация данного положения обеспечивается путём закрепления в ст. 113 закона возможности одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом / лицами.

 

 

 

1 СЗ РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.

2 Материалы международного семинара о банкротстве. – М., 29 июня 1993 г.

3 Митчелл Т.О. Приоритетный статус и неправомочные трансферты // Материалы международной конференции по банкротству. – М., 29 июня 1993 г.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100