Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Выборы как фактор нотариального ренессанса

27.03.2008

Н.Ф. Шарафетдинов,
нотариус г. Москвы, кандидат юридических наук

 

Мы переживаем эпоху совпавших выборов. Российский народ выбирает Президента Российской Федерации. Российские нотариусы выбирают президента Федеральной нотариальной палаты. Московские нотариусы выбирают президента Московской городской нотариальной палаты. Автор убеждён, что это совпадение не является случайным. Каждое из этих событий важно само по себе, но ещё важнее их суммарное историческое значение для российского общества, государства и нотариата. Мы выбираем нечто несравнимо большее, чем конкретных людей. Мы выбираем своё Будущее, и поэтому выборы становятся для нас Выбором… Какой политологический, правовой и духовный смысл видит автор в этой «избирательной» эпохе?1

 

Кризис

 

Глубокое понимание значения всех предстоящих выборов для российского нотариата возможно при условии объективной оценки его современного состояния. Каково же оно в начале XXI века? Продолжается кризисный этап эволюции нотариата. Этот регрессивный процесс характеризуется следующими временными, количественными, системными и качественными параметрами. Кризис длится более десяти лет. Он выражается в принятии многочисленных нормативно-правовых актов, направленных на демонтаж нотариата латинского типа. Это системная государственная политика, имеющая антинотариальный вектор. Закономерным результатом подобной политики являются нарастающие сущностные изменения самого типа российского нотариата, трансформирующегося в квазилатинский нотариат маргинального типа. Нотариат – бюрократический, с точки зрения тотального государственного управления, и частнопредпринимательский, с точки зрения способов финансирования.

В начале XXI века российский нотариат столкнулся с новыми угрозами, выражающимися в двух разрушительных тенденциях. Авторитаристской тенденции, ведущей к ликвидации нотариата «латинского» типа как независимого от бюрократии публично-правового правозащитного правоприменительного института и реставрации государственного необюрократического нотариата. Глобалистско-либерализационной тенденции, ведущей к ликвидации российского нотариата как одного из основных публично-правовых институтов и превращению его во второстепенный квазиправовой коммерческий частнопредпринимательский институт.

Базисные причины тяжёлого кризиса связаны не с природой самого института нотариата и не с деятельностью российского нотариального сообщества. Фундаментальные факторы, воспроизводящие кризис отечественного нотариата, коренятся в современной российской политической, экономической и правовой действительности, то есть в самой парадигме посттоталитарного развития России. Каковы основные характеристики этой парадигмы? Идеология правящего политического класса определяется категориями – великой державы, неоимперии, этатизма, управляемой демократии, жёсткого государственного контроля экономики, укрепления влияния силовых структур в политической и экономической сферах. Избрана политико-экономическая и административно-правовая модель, в которой стабилизация и развитие общественных отношений всё более связываются с этатизацией и авторитаризацией общества и государства. Реализация этой модели в практической политике привела к функциональной, структурной и численной гипертрофии бюрократии. Выявилась тенденция реконституционализации, редемократизации и бюрократизации всех сегментов общественной жизни. В политической сфере реальный политический плюрализм и политическая конкуренция заменились монопартийностью. Политический процесс практически не основывается на системной оппозиции. Партии и объединения, отражающие многообразные потребности граждан, лишились возможности реальной публичной и, главное, парламентской деятельности в интересах избирателей. В экономической сфере происходят процессы практической национализации (деприватизации) ключевых секторов экономики и установления прямого государственного влияния на всю финансово-экономическую сферу через создание госкорпораций и назначение партийной бюрократии на ключевые посты в различных структурах. Развитие среднего и малого бизнеса крайне затруднено и фактически стагнирует. Средний класс не имеет сколь-нибудь серьёзного влияния на общественно-государственные процессы и находится в стадии вяло текущего формирования. Большая часть населения находится у черты малообеспеченности. Растёт социальное расслоение общества на богатых и бедных. Продолжается депопуляция.

Объективным следствием подобной политики является отторжение правящим политическим слоем всех идеологических, экономических, политических, правовых идей и институтов, объективно препятствующих авторитарной бюрократической однопартийной доминанте. В правовой сфере господствующим мировоззрением остаётся легизм, выражающийся в отказе от правовых начал, подчинении и последовательном свертывании (ликвидации) правозащитных механизмов, включая судебную систему. Прямым следствием легизма является антинотариальная политика. Закономерно, что в этих условиях именно российский нотариат, являющийся объективным антиподом бюрократической и криминальной экспансии в силу его публично-правовой правозащитной и правоприменительной сущности, подвергается систематическому и последовательному разрушению. В этом смысле отношение государства к нотариату в современном обществе есть объективный индикатор сущности самого государства и производной от этой сущности политики. Вот как сказал об этом, выступая на Всероссийской научно-практической конференции «Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы» экс-министр юстиции СССР, экс-председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а ныне советник Президента Российской Федерации по правовым вопросам, доктор юридических наук В.Ф. Яковлев: «…наше государство недооценило роль нотариата в переходный период… и с этой недооценкой действительно надо заканчивать».2

Одним из злободневных практических вопросов является вопрос о сроках завершения тяжелейшего кризиса нотариата. Точно определить эти сроки не возможно. Однако автор убеждён, что с научной точки зрения на основе имеющихся знаний о нотариальном феномене возможно достаточно определённо описать объективные и субъективные условия, при которых завершится кризис российского нотариата и начнётся эпоха нотариального ренессанса.

Объективным условием ренессанса отечественного нотариата является качественное изменение этатистской и авторитаристской парадигмы посттоталитарного развития России и, как следствие этого, изменение российской экономической, политической и правовой действительности. Субъективным условием являются осознание обществом и политическим классом опасности существующей парадигмы и наличие политической воли на изменение парадигмы государственной политики.

Какие же фундаментальные идеи должны определять новую парадигму государственного развития страны? Это идеи и ценности либертаризма и демократии. Признание и необходимость эффективной защиты естественных прав человека. Установление реальной демократии. Создание социально ориентированной рыночной экономики. Ограничение излишнего вмешательства государства в экономическую сферу. Развитие института частной собственности. Установление свободы предпринимательской деятельности. Развитие гражданского общества. Социальное партнёрство государства и гражданского общества. Дебюрократизация общественных отношений. В правовой сфере эта парадигма включает разделение властей, конституционализм, независимость судебной власти, развитие правозащитных институтов, правовое государство. Качественными характеристиками самого правового государства являются господство (правление) права и верховенство правового закона, реальность и неотчуждаемость прав и свобод личности, правовая организация и функционирование суверенной государственной власти, сильная и независимая судебная власть, делегирование государством гражданам и институтам гражданского общества некоторых властных полномочий. Нотариат как публично-правовой правозащитный и правоприменительный институт является важнейшим и незаменимым элементом в этой ценностно-теоретической конструкции.

Означает ли существующая посттоталитарная этатистская модель развития отсутствие какой бы то ни было положительной перспективы развития российского нотариата? Исследования показывают, что в обществе закономерно набирает силу антиэтатистская и антиавторитаристская тенденции. Инстинкт общественного самосохранения вызывает защитную реакцию со стороны всех сегментов гражданского общества.

 

Новый курс?

 

Внешний парадокс истории заключается в том, что эта антиэтатистская и антиавторитаристская тенденция отчетливо проявилась в программных выступлениях вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Каковы предлагаемые избирателям идеи, и чем они отличаются от существующей парадигмы? Не претендуя на комплексный анализ всех идей и предложений, рассмотрим некоторые программные положения выступлений Д. Медведева на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008 г., на внеочередном съезде Ассоциации юристов России 29 января 2008 г. и на V Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года. Автор заранее извиняется перед уважаемым Читателем за обширное цитирование. Однако, по нашему мнению, это необходимо для ответа на злободневный и судьбоносный вопрос: «Означает ли существующая российская действительность отсутствие какой бы то ни было положительной перспективы развития российского нотариата?» Прошу в этой связи Читателя совместно с автором поразмышлять над текстами выступлений и, по возможности, увидеть в идеях вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации приметы (объективные и субъективные предпосылки?) давно ожидаемых перемен в развитии отечественного нотариата.

Об идеологии: «Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной. Но уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом. Каковы это принципы? Это, прежде всего, свобода и справедливость. Второе – это гражданское достоинство человека. Третье – его благополучие и социальная ответственность. Здесь нам не нужно ничего изобретать. Базовые ценности сформулированы человечеством уже давно, но применить их к российской специфике порой бывает проблемой. И главный вопрос в том, чтобы совместить, сделать так, чтобы наши национальные традиции совместились с фундаментальным набором демократических ценностей. Это задача, над которой политические и интеллектуальные элиты России бьются лет 150 кряду. Но должен сказать, что сегодня мы значительно приблизились к её решению. С одной стороны, мы во многом вернулись к нашим традициям, к собственным культурным ценностям. Именно они и составляют нашу национальную идентичность. И при этом являются неотъемлемой частью всей мировой цивилизации. С другой стороны (здесь нечего стесняться), у нас уже есть собственный и очень ценный, пусть и противоречивый, опыт жизни в условиях реальной демократии. Демократии и политической, и экономической. А сформированные за это время демократические институты успели доказать свою состоятельность, несмотря на проблемы в их развитии. Мы и дальше будем продолжать вести твёрдый курс на свободное развитие предпринимательства, защищать право частной собственности, укреплять общие принципы рыночной экономики».

«Повторю ещё раз, потому что это крайне важная мысль: власть существует не для себя самой, а для эффективного управления страной в интересах граждан. И именно к такой модели нам нужно стремиться. К той модели, которая, по сути, основана на общественном договоре между властью и обществом, на договоре, который создаёт взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом».

«Зачастую некоторым странам просто не ясно, куда движется Россия, и что мы собираемся делать в перспективе. И в этом, на мой взгляд, коренится одно из фундаментальных исторических противоречий, связанных с присутствием России на международной авансцене. Согласитесь, последние три столетия к России относились таким образом: большие, упорные и не до конца понятные. Вроде бы хотят развиваться по тем законам, по которым развивается Европа, европейская цивилизация, но кто его знает, куда их занесёт?»

О свободе: «В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип "свобода лучше, чем несвобода". Эти слова – квинтэссенция человеческого опыта. Свобода неотделима от фактического признания гражданами власти закона. И подразумевает не хаос, а уважение к принятому в стране порядку. Верховенство закона должно стать одной из наиболее значимых наших ценностей».

О частной собственности: «Обращу сегодня внимание ещё на одну тему, а именно на сохраняющееся в нашем обществе пренебрежительное отношение к частной собственности».

Об экономике: «Стратегическая задача – развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение её эффективности».

О среднем классе: «Важнейшей задачей является формирование широкого среднего класса».

О гражданском обществе: «Говоря о роли гражданского общества в развитии Российского государства, можно прямо сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая. Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни – это неоспоримый факт. Более того, структуриро-
ванное гражданское общество – сейчас проходит процесс его оформления – уже имеется. И в дальнейшем, это самое главное, должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития. Это один из самых важных выводов, сделанных в последнее время».

«Значительная часть функций, исполняемых государственными органами, должна быть передана на реализацию в негосударственный сектор. Это позволит значительно сократить численность чиновников и муниципальных служащих».

«В строительстве такой власти – ответственной перед людьми, равно как и в поиске результатов работы этой власти – ведущую роль должен сыграть контроль. И этим контролем занимаются неправительственные организации. Содействие неправительственным организациям, некоммерческим организациям в их работе, в выполнении востребованных социальных и общественных задач – несомненный приоритет демократического государства».

«Есть две позиции, два возможных пути развития неправительственных организаций, некоммерческих организаций. Один из них жёсткий, когда они находятся в оппозиции, по сути, пребывают в состоянии борьбы с государством. Второй путь – реальная черновая работа с людьми по защите их прав, по отстаиванию гражданских свобод. Этот путь мне, конечно, представляется самым перспективным и самым сложным».

О демократии: «Мы создаём демократию. А, значит, роль общества в этих процессах – всепроникающая и незаменимая. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики. …Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере, адекватно было обеспечено. А это значит на основе широкой общественной поддержки, на базе действующего законодательства и демократических процедур, в основе которых лежит диалог между обществом и властью, диалог о целях и приоритетах национального развития».

«Эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильным образом структурированного общества. Общества демократического и имеющего рычаги влияния на власть, контролирующего эту власть».

О бюрократизме: «Ситуация не удовлетворительна непосредственно в административной сфере – там, где граждане сталкиваются с работой конкретных представителей власти. Чиновники должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем и ответственность они несут перед всем российским обществом, перед российскими гражданами. Здесь также необходимо предпринять ряд шагов. Все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и стать максимально удобными для людей. И сделать это надо не ради того, чтобы наплодить очередные бюрократические бумажки, а для того, чтобы граждане знали обязанности конкретного чиновника, имели реальную возможность обжаловать незаконные действия или бездействие. Наказание провинившихся чиновников должно в этом случае стать неотвратимым. Необходимо в корне поменять идеологию административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса. Мы должны поверить человеку, дать ему возможность самостоятельно принимать такие решения. Считаю целесообразным заменить большинство разрешительных порядков на уведомительные. Это, наверное, единственный способ предоставить реальные шансы для развития малого предпринимательства, тонущего сегодня в болоте чиновничьего безразличия и мздоимства. Многомесячные согласования, необходимые для начала бизнеса и строительства нового производства, должны уйти в прошлое. Последующий надзор (именно последующий, а не какой бы то ни было другой) должен быть делегирован на региональный уровень или даже на местный уровень. Необходимо одновременно расширить сферу применения страхования гражданской ответственности, роль кредитных организаций. Ничего этого у нас пока и в помине нет. А также ужесточить ответственность за несоблюдение законодательства».

О коррупции: «И, наконец, наверное, одно из самых главных. Реализуя эти меры, мы должны дать бой, причем настоящий бой, самой тяжёлой болезни, поразившей наше общество, – коррупции. Должен в особом порядке быть разработан и реализован национальный план по борьбе с коррупцией».

О правовом нигилизме: «…Правовой нигилизм в нашей стране продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности. Сделать так, чтобы оно не обогащало одних и не развращало других. По сути, мы стоим перед историческим выбором. Первый вариант – продолжить жить по принципу известного афоризма, что в России "жёсткость законов компенсируется необязательностью их исполнения". Но такой подход, в моём представлении, ни в коей мере не соответствует задаче построения современного общества. Неуважение к закону всегда приводит к неуважению прав других людей и несоблюдению собственных обязанностей. Какие уж тут равные возможности, если все знают, что прав всегда окажется тот, у кого "зубы острее", а не тот, кто соблюдает закон! Второй и, очевидно, единственный позитивный вариант состоит в том, чтобы радикально изменить ситуацию в правоприменении».

О правовом государстве: «Нужно ясно понимать: если мы хотим стать цивилизованным государством, нам нужно, прежде всего, стать государством правовым»… «Очевидно, что юрист в любом обществе выполняет особую миссию. Его профессиональный ресурс позволяет быть ему проводником идеи верховенства закона, способствуя формированию правового государства и полноценного гражданского общества».

О законах: «Одной из причин несоблюдения законов является, к сожалению, их не всегда ещё высокое качество… Сегодня важно последовательно работать над улучшением законодательства. Работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию российского общества. А также нашим перспективным планам. Чтобы они носили инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию <…> Каждая новая правовая норма требует детального анализа с точки зрения её последствий для жизни людей. …Считаю, что все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу… Тем не менее важным является и вопрос соблюдения законов, ведь их низкое качество не может никогда оправдать нарушение этих законов. И начинать надо с себя. Чиновникам и милиционерам, судьям и прокурорам, предпринимателям – нам всем, каждому на своём рабочем месте… Тогда граждане почувствуют себя хозяевами своей страны. Всегда смогут защитить свою честь и достоинство, свободу и безопасность. И будут знать, что государство оберегает их от произвола, от беспредела, который творится в обществе. Другого пути у нас с вами нет. Без этого не будет никакого нормального общества, никакой нормальной жизни. Это тот минимум, тот фундамент, на котором мы будем продолжать строительство России, России настоящего и будущего».

О судебной системе: «В основе этого пути должно лежать видимое для всех улучшение работы судебной системы. Надо сделать всё, чтобы люди поверили, что суды – это то место, где принимаются справедливые решения, где они могут найти защиту от нарушителей закона, будь то уличный хулиган или чиновник. Ведь чиновник, не исполняющий закон, подрывает доверие к власти закона, а значит, и к демократическим устоям в целом. На ближайшие четыре года ключевым приоритетом нашей работы будет обеспечение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти. Обеспечение её профессиональной работы, а также справедливой и равной для всех доступности правосудия. В этих целях необходимо осуществить меры сразу по нескольким направлениям. Во-первых, мы должны искоренить практику неправосудных решений "по звонку" или "за деньги". Для этого требуются решимость и ответственность всего общества, но, прежде всего, самого судейского сообщества, "судейской корпорации". Во-вторых, следует разработать систему мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от неправосудных решений и волокиты в судах. Причем применять эти меры надо при рассмотрении любых дел. С компенсацией из специально созданного для этих целей фонда».

Об альтернативных процедурах: «Требуется развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разрешения споров. Прежде всего между гражданами и государственными органами». «Следует отладить системы досудебных процедур – об этом тоже мы уже с вами достаточно давно говорим, особенно в административном судопроизводстве. Активизировать применение альтернативных способов урегулирования конфликтов, таких как третейское разбирательство и переговоры спорящих сторон, тем самым, может быть, немножко разгрузив и саму систему судопроизводства».

 

О политической воле: «Такая воля у руководства и у меня есть».

 

Большинство экспертов признают, например, выступление в Красноярске как либеральную экономическую программу. Думается, что в своей совокупности выступления отражают не только экономическую программу. Очевиден каркас новой парадигмы развития страны, которая включает идеологическую, экономическую, политическую и правовую сферы общественной и государственной жизни. По сути это либеральная (либертарная) парадигма. Её философская основа – либерализм (от лат. liberalis – свободный). В правовой сфере юридический либертаризм означает приоритеты прав человека, правовое государство, конституционализм, сильную и независимую судебную власть, эффективные правозащитные институты. Некоторые журналисты обозначали взгляды Д. Медведева как «диктатуру юристов». Корректнее говорить о диктатуре права и правого закона.

Предвыборная программа Д. Медведева является, по сути, определённым отказом от этатистской и авторитаристской парадигмы. Каковы причины столь существенного публичного поворота, и не является ли это лишь предвыборной пропагандистской риторикой? Представляется, что дело не только и не столько в политических избирательных технологиях. Причины гораздо глубже. Во-первых, по словам Президента В.В. Путина, власть успешно решила основные задачи нынешнего этапа развития – сохранения целостности страны, укрепления государственности, улучшения экономического положения, усиления реального международного статуса России. Во-вторых, очевидна исчерпанность и дальнейшая бесперспективность предшествующих стратегии и методов управления страной. В-третьих, выдвинуты новые ещё более амбициозные исторические проекты развития страны в XXI веке, решение которых требует качественно иных, нежели сырьевые, ресурсов. Объективно необходима новая парадигма, стратегия и тактика развития общества и государства.

Что это означает для перспектив отечественного нотариата? Возможно ли завершение кризисного этапа его эволюции? Появляется ли новый исторический шанс для прогресса российского нотариата? Готово ли нотариальное сообщество максимально использовать новые открывающиеся возможности? Принципиальный ответ на эти вопросы будет понятен уже в течение первого года президентства нового главы страны, но некоторые ответы мы узнаем в самое ближайшее время – после «нотариальных» выборов. В анализируемом контексте чрезвычайно важны и сам процесс, и результаты предстоящих выборов. Выборов президента Федеральной нотариальной палаты – лидера российского нотариата. Выборов президента Московской городской нотариальной палаты – лидера московских нотариусов.

 

Испытание

 

Очевидно, что предстоящие «нотариальные» выборы не могут рассматриваться как очередные ординарные выборы президентов. В контексте переживаемой исторической ситуации наши выборы представляют собой по существу Выбор нотариальным сообществом: а) стратегии развития в новых исторических условиях;
б) лидеров, способных успешно реализовать открывающиеся потенциальные возможности. Нотариальные выборы должны соответствовать масштабу стоящих перед российским нотариатом задач в начале ХХI века. Это серьёзнейшее испытание российского нотариата на политическую зрелость, социальную ответственность и человеческую мудрость. Это экзамен, который мы вновь сдаём обществу и государству, доверившим нам нотариальную сферу. Выборы могут стать мощным импульсом в развитии нотариата как публично-правового правозащитного правоприменительного института. Сказанное объективно предъявляет особые требования к кандидатам в президенты. Критерии очень высоки – антикриминальность, антикоррупционность, наличие программы, способной вывести нотариат из кризиса и обеспечить его качественное развитие, владение искусством демократического руководства нотариальным сообществом, умение правильно разбираться в современной российской политике, высочайший профессионализм, безупречная репутация, энергичность, самоотверженность, харизматичность.

Выборы – наш шанс и наша светлая надежда. Однако существует и опасность. Выборы могут пройти по двум основным сценариям: позитивному (спасительному) и негативному (губительному). В первом случае выборы станут процессом, в результате которого произойдёт объединение нотариального сообщества для совместного решения задач по выходу из кризиса и дальнейшего прогресса нотариата. Во втором случае выборы станут процессом, провоцирующим идейный и межличностный распад российского нотариата и, в конечном счёте, крайне затрудняющим решение сложнейших задач.

Выборы президента Федеральной нотариальной палаты чрезвычайно актуальны как выборы курса и выборы лидера российского нотариата в столь ответственный момент. Важно понять, что истинная задача вовсе не в том, чтобы ценой дальнейшего раскола избрать очередного президента Федеральной нотариальной палаты. Исторический императив требует выбрать лидера российского нотариата, способного консолидировать и солидаризировать нотариальное сообщество как в процессе самих выборов, так и в ходе дальнейшей работы. Только в этом случае нотариальное сообщество продемонстрирует настоящее искусство и мудрость. Объективно предстоящие выборы осложняются двумя противоречивыми тенденциями: центробежной и центростремительной.

Центробежная тенденция и негативный сценарий выборов отчётливо проявились на прошлых выборах «федерального» президента. В процессе избирательной кампании и в ходе голосования Федеральная нотариальная палата разделилась (раскололась) почти пополам. (В предшествующий период стабильно оппозиционными являлись приблизительно 12–15 региональных палат.) Данный факт, безусловно, ослабляет расколотое нотариальное сообщество. По большому счёту он ставит под сомнение авторитет и легитимность президента Федеральной нотариальной палаты, избранного с небольшим преимуществом голосов и не опирающегося на доверие и поддержку значимого большинства региональных нотариальных палат. По какому сценарию пройдут предстоящие выборы? Пойдут ли президенты региональных палат и сами кандидаты в президенты Федеральной нотариальной палаты по самому простому, политически наивному и неэффективному пути, когда будет выдвинуто несколько кандидатур, которые начнут активно бороться за место руководителя, используя «белые» и «серые» избирательные технологии? В этом случае мы вновь увидим типичный и банальный вариант конкурентной борьбы между группами внутри нотариального сообщества и олицетворяющих эти группы отдельных личностей, не имеющих сколь-нибудь серьёзных «авторских» программ. Это вариант, при котором отсутствует конкуренция новых идей и качественных программ по выводу отечественного нотариата из кризиса и его дальнейшему развитию. Опасность такого сценария заключается и в том, что существует реальная угроза «паралича власти» в случае, если никто из кандидатов не получит квалифицированного большинства голосов, установленного уставом ФНП и требуемого федеральным законом «О некоммерческих организациях». Очевидно, что при таком ходе событий новые выборы могут стать продолжением раскола и ослабления российского нотариата. Выборы могут стать процессом, ведущим к идейному и межличностному распаду российского нотариата и, в конечном счете, неспособности органов нотариального самоуправления решить наши самые злободневные и жизненно важные исторические задачи. Это заведомо неэффективный и недостойный российского нотариата сценарий. Выборы не станут Выбором. Вместе с тем в случае развития событий по негативному сценарию не стоит предаваться безысходности и фатализму. Нотариальное сообщество будет иметь возможность оперативно проанализировать ошибки и провести новые выборы по позитивному (спасительному) сценарию.

Центростремительная тенденция и позитивный сценарий выборов заключаются в консолидации нотариального сообщества в лице лидеров нотариальных палат субъектов Федерации. В основе этой солидаризации лежат объективные общие фундаментально-стратегические интересы нотариального сообщества. Практическое объединение может произойти в процессе разработки программы выхода из кризиса нотариата, активного поиска и выборов нового лидера российского нотариата. Пойдут ли президенты региональных палат и сами кандидаты в президенты ФНП по более сложному, политически мудрому и эффективному пути, когда все кандидаты объединятся за общим столом при участии наиболее авторитетных и влиятельных региональных нотариальных лидеров и выработают согласованную стратегию и тактику по выводу отечественного нотариата из кризиса и его дальнейшему прогрессу? В процессе совместной работой над этой программой они смогут выдвинуть единого кандидата в президенты Федеральной нотариальной палаты. Такое выдвижение должно явиться результатом серьёзного обсуждения и необходимых компромиссов. Общее собрание единогласно либо подавляющим большинством голосов изберёт нового лидера, обеспечивая его легитимность и всеобщую, в том числе и моральную, поддержку. Голосование за нового лидера должно стать его всенотариальной поддержкой. Выборы дадут мощный импульс новому лидеру. Такие выборы станут залогом его успешной работы. В случае развития событий по такому сценарию новые выборы станут публичной демонстрацией единства и силы консолидированного российского нотариата и фактором нотариального ренессанса. Выборы станут Выбором.

Потенциальная значимость Московской нотариальной палаты для российского нотариата имеет особое значение. Как показывает опыт, московский нотариат может быть как локомотивом развития российского нотариата, так и тормозом этого процесса. Многое из вышесказанного о выборах президента Федеральной нотариальной палаты относится и к выборам президента Московской городской нотариальной палаты. Однако московские выборы объективно осложнены проблемами, исторически сложившимися в московском нотариате, а также спецификой Москвы как столицы России, где, как в зеркале, отражены и многократно умножены все современные политические, социальные и экономические проблемы страны.

Нотариат – миротворческий институт. Его истинная миссия – примирение. Это, безусловно, означает, что мир должен быть в каждом из нас. Мир должен воцариться внутри всего нотариального сообщества. Мир должен воцариться внутри каждой нотариальной палаты. Мир должен воцариться внутри каждого нотариуса. Лишь став по-настоящему мирным институтом, мы сможем полноценно и успешно выполнять свою миротворческую роль. Состояние конфронтации и непримиримой полемики лишает нотариат не только внутренней силы, общественного доверия, но и божественной поддержки и магической силы. В Евангелие от Марка сказано об этом: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 24–25). Автор убеждён в том, что внутри российского нотариального сообщества нет абсолютно непримиримых оппонентов. Примирение внутри нотариального сообщества должно произойти во имя исполнения высокого социально важного предназначения нотариата и миссии нотариуса. Необходимо как можно скорее встречаться во имя широкого и ответственного диалога между представителями всех взглядов внутри нашего нотариального сообщества и вырабатывать общую стратегическую программу долгосрочных действий. Нотариусы России должны и могут действовать совместно. Все мы фундаментально желаем одного – общественной востребованности нотариата, исторически полезное служение нотариата человеку, обществу и государству, процветания России, общественного уважения и благополучия нотариусов. Автор уверен, что это необходимо и возможно во имя решения действительно масштабной и судьбоносной задачи.

Выборы – трудное испытание для российского нотариата. Испытание на зрелость, на цельность, на социальную ответственность, на профессионализм, на духовность. Но иного пути у нас нет. Нам как никогда необходимо на «отлично» сдать этот экзамен обществу и государству. Это важное условие использования российским нотариальным сообществом своего исторического шанса. И тогда мы сможем не только остановить, наконец, разрушительный кризис, но и начать активно выходить из этого аномального состояния. И тогда мы сможем максимально использовать объективные и субъективные предпосылки для качественного развития отечественного нотариата в новых исторических условиях, сохраняя преемственность единственно правильному курсу развития российского нотариата как нотариата латинского типа. Курсу, по которому несгибаемо шёл великий российский нотариус, первый отечественный частнопрактикующий нотариус, президент Федеральной нотариальной палаты Анатолий Тихенко, прокладывая дорогу во льдах незнания, недоверия и неприятия нотариата, вдохновляя нас и увлекая за собой к обетованной земле правового государства и эре нотариального ренессанса. Если мне не изменяет память, среди многих рабочих встреч была встреча Анатолия Ивановича с Президентом России! Он встречался с... будущим Президентом России – Дмитрием Медведевым, работавшим в ту пору заместителем главы Администрации Президента. Анатолий Иванович тогда высоко оценил компетентность, открытость и уважительное отношение к нему Дмитрия Медведева. Автор видит в этой встрече знак «Доброй Надежды». Сила знаний и убеждений, харизма Анатолия Ивановича наверняка оставили свой след в памяти будущего Президента. Будем верить, что семена этой встречи не погибли и дадут свои долгожданные всходы.

 

Исторический шанс

 

Появляется ли действительно исторический шанс выхода отечественного нотариата из тяжёлого кризиса, и возможен ли прогресс в развитии нотариата в ближайшем будущем? Существуют ли предпосылки для подобного прогноза?

Отвечая на этот злободневный и судьбоносный вопрос, рассмотрим сущностную связь между программными положениями выступлений будущего Президента России о свободе, идеологии, частной собственности, экономике, среднем классе, гражданском обществе, демократии, бюрократизме, коррупции, правовом нигилизме, правовом государстве, качестве законов, судебной системе, альтернативных процедурах и институтом нотариата латинского типа.3

Нотариат латинского типа является важным компонентом либеральной (либертарной) идеологии. Социально-историческая ценность нотариата заключается в обеспечении им социальной бесконфликтности, правовой свободы, справедливости и социальной гармонии. Нотариат способствует практической реализации таких ценностей и институтов, как естественные и неотчуждаемые права человека, частная собственность, социально ориентированная рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство, эффективное правосудие, сильные правозащитные институты. Нотариат противодействует публичному и частному произволу. Ценность института нотариата заключается в обеспечении им прав участников общественных отношений и Права, то есть реализации правовых интересов и правовых законов правового государства. Нотариат как миротворческий институт обеспечивает общественную безопасность и стабильность базовых имущественных отношений.

Существует непосредственная и важная связь между институтом нотариата и обеспечением (существованием) правовой свободы.4 Нотариат латинского типа в силу своей уникальной природы предназначен и оптимально приспособлен для правого обеспечения и защиты свободы и ограничения произвола. Именно нотариат способен одновременно решать две эти важнейшие задачи. Способствуя реализации прав и защищая права, нотариат процессуально обеспечивает (гарантирует) правовую свободу человека, институтов гражданского общества и государства. Нотариус в рамках одного нотариального процесса препятствует нарушению прав и ограничивает тем самым произвол участников правоотношений. Благодаря процессуальным действиям конкретного нотариуса (правоприменителя) в каждом конкретном случае на практике обеспечивается принцип формального равенства как основы отношений равенства, свободы и справедливости, являющихся фундаментальными компонентами правовой свободы. Существует знак равенства между антинотариальной и антиправовой политикой государства. Отрицание нотариального феномена есть отрицание правовой, и в первую очередь европейской, цивилизации.

Таким образом, решение исторической задачи по достижению «высоких стандартов жизни в России и реализация принципа «свобода лучше, чем несвобода», являющегося квинтэссенцией человеческого опыта», требует дальнейшего развития отечественного нотариата, повышения социального статуса профессии нотариуса и нотариального сообщества.

Нотариат латинского типа – яркая иллюстрация и исторически положительный результат диалога общества и власти (государства). Нотариат в этом смысле является социальным продуктом партнерства государства и гражданского общества. Нотариат – классическая форма оптимального компромисса и институционального партнерства государства и гражданского общества. Теоретическим и онтологическим основаниями существования нотариата в «реестре» важных социально-правовых институтов демократического правового государства является закономерность, описанная следующим образом: «власть народа (демократия) – наличие гражданского общества – диалог общества и власти (государства) – принятая народом конституция – определяемое конституцией правовое государство – независимая и сильная судебная власть – эффективные правозащитные институты – нотариат "латинского" типа». Подобный подход фундаментально отражен в Конституции Российской Федерации.

Нотариат эффективно предупреждает экономико-правовые конфликты и амортизирует противоречия между обществом и государством, публичной и частной сферами. Суд разрешает уже существующие социальные (правовые) конфликты, адвокат защищает одну из конфликтующих сторон, нотариат предупреждает конфликт и привносит в правовые отношения культуру социального и мира. Доверяя гражданам выполнение некоторых своих конституционных функций, государство делегирует нотариусам право совершать от его имени юридически значимые действия. Нотариат не входит в систему органов государственной власти, занимая особую социально-профессиональную нишу между судебной и исполнительной (орган юстиции) властями, с одной стороны, и гражданским обществом, с другой. С политологической точки зрения нотариат зависим от государства, гражданского общества, индивида, имеющих возможности влиять на неправомерные действия нотариуса. Эффективность социального контроля нотариата обусловлена двойным характером этого контроля, осуществляемого как со стороны правового государства, так и со стороны субъектов гражданско-правовых отношений, обладающих реальными правами и защищённых сильной судебной властью.

В правовом демократическом государстве нотариат обеспечивает и защищает права индивидов, ассоциаций индивидов и государства в гражданско-правовых и иных отношениях. В такой системе координат нотариат общедоступен (демократичен) и в принципе не может быть административно-бюрократическим. Важно отметить, что при этом государство не вмешивается в профессиональную деятельность нотариусов, которые в этой деятельности независимы, беспристрастны и подчиняются только правовому закону. Данный факт является фундаментальной гарантией функционирования нотариата как действительно публично-правового правозащитного и правоприменительного института. Единственным способом существования нотариата и его принципами деятельности в правовом демократическом государстве являются зависимость от правового закона, беспристрастность и равное юридическое отношение к интересам всех субъектов гражданско-правовых отношений, равная ответственность перед индивидом, ассоциациями индивидов, государством. В правовом государстве принципиально невозможна произвольная политическая манипуляция институтом нотариата со стороны бюрократии. Отношения между государством и нотариатом основаны на взаимном уважении и партнёрстве, а не одностороннем подчинении нотариата произволу государства. Историей человечества накоплен огромный позитивный опыт эффективного функционирования нотариата латинского типа, существующего сегодня более чем в 80 государствах, имеющих различные исторические и правовые традиции, а также уровень политического и экономического развития. Из 27 членов Европейского союза нотариат 21 страны входит в Совет нотариатов Европейского союза, и во всех этих странах успешно действует латинский нотариат. Нотариальный феномен по самой своей сути занимает одно из ключевых мест в концепции естественного права и практики функционирования большинства государств, самоидентифицирующихся как демократические правовые государства, а также в системе права, законодательства, правовых институтов, правосознания и правовой культуре таких государств.

Таким образом, решение исторических задач по «эффективному управлению страной в интересах граждан, развитию полноценного гражданского общества и практической реализации модели, основанной на общественном договоре между властью и обществом, который создаёт взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом, улучшения качества законов», требует дальнейшего развития отечественного нотариата, повышения социального статуса профессии нотариуса и нотариального сообщества.

Нотариат защищает все формы собственности, а в силу своей независимости от бюрократии и криминальных, рейдерских структур особенно эффективно – частную собственность. В экономической сфере нотариат способствует привлекательному экономическому и инвестиционному пространству, благоприятному правовому режиму, повседневной правовой защищённости – институтов, инвестиций, инноваций, инфраструктуры (программа «4 "И"»).

Нотариусы являются классическими представителями среднего класса. В силу своего образовательного и социального статуса нотариусы представляют важный сегмент этой общественной стратификации, определяя качественный уровень самого среднего класса.

Таким образом, решение исторических задач по «свободному развитию предпринимательства, защите права частной собственности, укреплению общих принципов рыночной экономики, стратегическому развитию экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности, формирования широкого среднего класса» требует дальнейшего развития отечественного нотариата, повышения социального статуса профессии нотариуса и нотариального сообщества.

В силу своей природной близости к институтам гражданского общества латинский нотариат является социальным и политическим антиподом бюрократии. Одним из самых действенных способов сокращения влияния бюрократии на общественные отношения являются изъятие у неё излишних полномочий и передача их институтам гражданского обществ, неправительственным некоммерческим организациям. Нотариат является классическим историческим примером, когда государство доверяет гражданам выполнение некоторых своих конституционных функций и успешно делегирует им право совершать от его имени юридически значимые действия. Выполнение нотариатом государственной обязанности по защите прав, оказанию квалифицированной юридической помощи, гарантии наследования позволяет значительно сократить численность чиновников и затраты на их содержание. Небюрократический нотариат многократно облегчает доступность квалифицированной юридической помощи. Профессия нотариуса по некоторым характеристикам близка к свободным профессиям самозанятого населения и не зависит от бюрократии. Эксперты отмечают устойчивый антикоррупционный эффект деятельности нотариата, который ограничивает бюрократическую интервенцию в частную собственность, имущественный оборот, а в целом, в гражданско-правовые и семейные отношения.

Экономическая модель самофинансирования нотариуса, а также личная имущественная и профессиональная ответственность в системе нотариата латинского типа настолько сбалансированы и отработаны, что в принципе исключают коррумпированность нотариуса при выполнении им делегированных государственных полномочий.

Таким образом, решение исторических задач по существенному сужению пространства бюрократии, изживания бюрократизма, эффективной борьбе с коррупцией, требует дальнейшего развития отечественного нотариата, повышения социального статуса профессии нотариуса и нотариального сообщества.

Нотариат способствует избавлению от правового нигилизма. Правовой нигилизм как форма сознания и практическая деятельность означает отрицание, непризнание права, правовых институтов и правовых ценностей. Правовой нигилизм является видом правосознания порождаемого позитивистским (легистским) типом правопонимания. Правовой нигилизм проявляется в двух основных формах. Во-первых, в форме принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными лицами любого, в том числе неправового, закона и решения. Во-вторых, в форме не исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами законов и иных законных решений. Сегодня именно легизм и порождённый им правовой нигилизм являются антиправовой доктриной, господствующей в сознании значительной части российского политического класса. Прямым и крайне вредным для общества и государства следствием легизма и правового нигилизма является антинотариальная политика.

Одной из основных причин, порождающих правовой нигилизм являются отсутствие в обществе знаний о праве, законах, правовых институтах и, как следствие этого, крайне низкая правовая культура. Задача повышения уровня правовой культуры и правосознания чрезвычайно актуальна. Роль нотариата в избавлении от правового нигилизма невозможно переоценить. Нотариат латинского типа по своей сути является антилегистским институтом. Именно нотариусы защищают права, правовые ценности и Право. Именно нотариусы как правоприменители ежедневно участвуют в общенародном правовом «ликбезе», поскольку в силу закона нотариус обязан разъяснять лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, смысл, значения и правовые последствия совершаемых ими действий, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. В силу этого нотариат не только правозащитный и правоприменительный институт. Нотариат – классический общедоступный и общенародный правопросветительский институт.

Таким образом, решение задачи по «избавлению от правового нигилизма, исключению нарушения закона из числа наших национальных привычек, радикальному изменению ситуации в правоприменении» требует развития отечественного нотариата, повышения социального статуса профессии нотариуса и нотариального сообщества.

Общеизвестно, что нотариат и суды – профессионально взаимосвязанные правовые институты, очень близкие друг другу по функциям, принципам и процессуальным формам деятельности. Нотариат и суды являются публично-правовыми учреждениями. Нотариусы и судьи действуют от имени государства. Суды являются ветвью государственной власти, а нотариусы действуют на основании делегированных им государственных полномочий. Их объединяют общие принципы организации и деятельности – независимость, беспристрастность, доступность. Нотариат – институт предупредительного (превентивного) правосудия. Квалифицированная деятельность нотариусов во многом способствует предотвращению судебных споров. Эта закономерность хорошо выражена в афоризме: «когда нотариальные конторы открыты, суды закрыты». Осуществляя квазисудебную деятельность в бесспорных гражданско-правовых отношениях и создавая особые письменные доказательства, нотариат значительно «разгружает» суды. Нотариальные акты существенно облегчают и ускоряют судебное разбирательство. Историческая практика показывает: чем более развит в правом государстве институт нотариата, тем более эффективна судебная власть.

Нотариат является одним из важнейших правовых инструментов внесудебного разрешения споров в рамках альтернативного урегулирования споров. Институт нотариата обладает большим посредническим (медиативным) потенциалом. Нотариат является эффективным предупредительным (превентивным) механизмом, исключающим последующие споры участников гражданско-правовых и иных отношений. В силу природы, функций, принципов, процессуальных форм деятельности латинский нотариат более других институтов подходит для примирительных процедур. Это обеспечивается уставленными законом беспристрастностью и независимостью нотариуса, равноправием сторон в нотариальном процессе, необходимостью соблюдения нотариусом тайны нотариального действия, публичной доступностью нотариуса.

Таким образом, решение исторических задач по «улучшению работы судебной системы, разгрузке системы судопроизводства, развитию процедур досудебного и внесудебного порядка разрешения споров, активизации применения альтернативных способов урегулирования конфликтов» требует развития отечественного нотариата, повышения социального статуса профессии нотариуса и нотариального сообщества.

Вновь избранный и не вступивший в должность Президент РФ заявил о наличии политической воли для решения сложнейших и ответственных исторических задач по развитию страны. Существует ли опасность саботажа этой воли и нового курса? Со стороны классических политиков вряд ли. Правящая группа политического класса и её пропагандисты в силу жёсткой партийной дисциплины быстро перестроятся на новую политическую волну. Для многих из них это будет совсем не сложно. В недавнем прошлом они были разночинной публикой, объединяющей демократов-реформаторов, независимых политических экспертов, неформалов, умеренных оппозиционеров и даже диссидентов. Однако со стороны многочисленной бюрократии предстоят самое ожесточённое сопротивление и саботаж политической воли на изменение курса. Этот огромный класс, обладающий реальной властью, является противником антибюрократического курса и, как следствие, системным оппонентом независимого от него нотариата латинского типа. И в этом вопросе нотариат – естественный и надежный союзник власти по проведению нового курса. Бюрократия постоянно стремится подчинить нотариат своим коррупционным интересам и использовать его как свой инструмент в гражданско-правовых отношениях. Борьба с коррупцией требует модернизации государственного аппарата, включая Министерство юстиции как важнейшее звено правового государства, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере юстиции, обеспечение прав и законных интересов личности и государства, контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Даже краткий сравнительный анализ убедительно показывает, что программные либеральные идеи будущего Президента России и принципы латинского нотариата фундаментально совпадают. Либертаризм – естественная и самая оптимальная «среда обитания» латинского нотариата. Сегодня ясно, что создание в 1993 г. нового типа нотариата в России и прогрессивный этап его эволюции исторически осуществились благодаря преобладанию в реформаторско-дееспособной части политического класса именно либеральных ценностей. Ценности либертаризма воплотились в новой Конституции РФ и некоторых иных нормативно-правовых актах, включая Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. В либертарно-юридической теории и практике функционирования правого государства содержание, сущность и социально-креативный потенциал нотариата раскрываются с удивительной силой. Нотариат является стратегическим союзником и государства, и гражданского общества на пути ко взаимопониманию и сотрудничеству, реальной демократии и правовому государству. Из двух типов взаимодействия неправительственных некоммерческих организаций с органами государственной власти нотариат как миротворческий правовой институт генетически сориентирован на самый перспективный и сложный путь реальной работы с людьми по обеспечению и защите их прав. Нотариат латинского типа создан для поддержания в обществе и государстве бесконфликтного правового режима.

Изложенное означает, что в своих действиях разумная государственная власть должна опираться на нотариат, в полной мере используя его огромный созидательный социально-правовой потенциал. Развитие отечественного нотариата является необходимым условием развития России в XXI веке.

Сегодня обнаруживаются признаки нового курса развития страны. Станет ли он новой счастливой страницей истории российского нотариата? Гарантирован ли нам успех? Было бы наивно рассчитывать на это. Это лишь исторический шанс, а мы обязаны перед каждым человеком, перед всем обществом, наконец, перед будущими поколениями нотариусов самым эффективным образом им воспользоваться. Приведём актуальные для российских нотариусов слова будущего Президента России: «Для меня сегодня очевидно, что люди, живущие в пределах одного государства, находят в себе силы собраться и работать совместно, солидарно. А наши люди такие силы в себе находят. Значит, у такого государства очень многое получится. И мне кажется, что сегодня мы находимся именно в такой точке нашего развития, мы живём именно в такую эпоху. Да, ещё много сложностей. Но с учётом того непростого пути, который уже Россия прошла в ХХ в., и того, как успешно стартовал для нас век XXI, шансы у нас очень неплохие. Просто хорошие шансы. Я уверен: у современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством… И в принципе наше основное желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности».

План наших действий ясен. Необходимо активно и ответственно подготовиться к сложнейшей и длительной работе. Мы должны по-настоящему объединиться во имя решения важнейшей исторической задачи. Нам как воздух необходимо ощутить себя сообществом единомышленников. Нам необходимо ни на миг не забывать о нашей особой миссии. Необходимо трезво понимать, что есть реальный шанс и есть реальные оппоненты. Для успеха необходима в первую очередь активизация научных исследований по разработке современной теории российского нотариата. На этом фундаменте требуется создание современной национальной модели нотариата. Необходимо активное и ответственное участие в принятии нового законодательства, относящегося к нотариату, включая изменения Гражданского кодекса РФ, Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закона об исполнительном производстве, а также иных нормативных актов. Необходимы подготовка и принятие нового закона о нотариате как квинтэссенции всего предшествующего опыта и фундамента дальнейшего развития отечественного нотариата. При этом надо ясно понимать, что успех в принятии законов зависит, прежде всего, от уровня общественного и государственного доверия нотариату, социально-политического статуса нотариального сообщества и профессии нотариуса. Основным способом повышения доверия и статуса являются строжайшее соблюдение закона, высочайший профессионализм, гражданская ответственность нотариусов, активное участие в социальных, благотворительных программах, исключение конъюнктурной политизации нотариата.

 

О главном

 

Было бы большой ошибкой считать, что определённые успехи, достигнутые нашей страной за последние годы, определяются благоприятной для России мировой экономической и финансовой конъюнктурой, «дождем нефтедолларов» и прочими материально заземленными факторами. Главная причина успеха в мощном духовном религиозном возрождении России и награде Божьей за людское усердие. В Его милости страстно нуждаемся и мы – российские нотариусы, облечённые совершенно особым общественным доверием, государственными полномочиями и выполняющие Богоустановленную и Богоугодную миротворческую миссию. Переживаемая эпоха «троекратных» выборов не случайное совпадение. Это Знак. Это возможность Выбора. Это волнительное предчувствие и радостная надежда после долгих лет тяжёлых испытаний. Это открывающаяся возможность нового бытия обновленного российского нотариата.

P.S.: К моменту публикации данной статьи некоторые выборы уже состоятся. Станут ли выборы Выбором, покажет ближайшее будущее.

Развитие нотариата является стратегическим условием развития России в XXI в., поскольку, по словам вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ Дмитрия Медведева, «другого пути у нас нет. Без этого не будет никакого нормального общества, никакой нормальной жизни. Это тот минимум, тот фундамент, на котором мы будем продолжать строительство России, России настоящего и будущего».

Решать задачу приближения эпохи нотариального ренессанса предстоит в первую очередь нам самим, уповая на милость Господа и Его помощь.

Всевышний, как известно, благоволит к тем, у кого чистые помыслы и праведные дела.

 

 

1 Статья является попыткой политологического анализа, возможно, новой ситуации в России и прогноза в этой связи перспективы развития нотариата. Мировоззренческим, теоретическим и методологическим основаниями статьи являются предыдущие работы автора «Теологические аспекты нотариата: постулаты нотариальной веры  и оптимистичный взгляд на судьбу российского нотариата в свете ненаучного исследования предназначения нотариата и миссии нотариуса» и «Нотариальный феномен в позитивистском, либертарном и юснатуралистическом типах правопонимания».

2 В нашей научной литературе о нотариате основательно рассмотрены многие аспекты этой связи. Среди последних работ см., например, «Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ФРПК, 2008. – С. 11.

3 В нашей научной литературе о нотариате основательно рассмотрены многие аспекты этой связи. Среди последних работ см., например, «Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ФРПК, 2008.

4 Более подробно см.: Нотариальный феномен в позитивистском, либертарном и юснатуралистическом типах правопонимания / Раздел «Юриспруденция – наука о свободе и Нотариальный феномен».

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100