Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Так построена работа нотариусов многих европейских стран

26.02.2008

В рубрике «Практика» журнал «Нотариальный вестникъ» публикует Методические рекомендации по практике применения нотариусами ст. 15 (абз. 5) Основ законодательства РФ о нотариате, разработанные Тульской областной нотариальной палатой. Не сомневаемся, что опыт тульских коллег, сумевших наладить эффективное сотрудничество с УФРС, будет интересен нотариусам из других регионов РФ.

Об особенностях нового полномочия нотариусов и перспективах развития латинского нотариата в России рассказывает президент Тульской областной нотариальной палаты Л.Ю. Зюзина:

 

– Вот уже практически полтора года, начиная с 1 сентября 2006 г., представители нотариального сообщества имеют уникальную возможность проявить себя в новом качестве – специального заявителя в органах Росрегистрации.

Указанная новелла, введённая Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», напрямую отражает принципы системы латинского нотариата. Развитие нотариата по этой схеме правильней и удобней, так построена работа нотариусов многих европейских стран.

Новое полномочие нотариусов является первым звеном в цепочке, казалось бы, закономерных действий. Например, в нотариальную контору обращаются граждане с просьбой удостоверить сделку отчуждения недвижимого имущества. Как должен себя вести нотариус согласно латинской схеме? Он проверяет платёжеспособность покупателя, собирает все необходимые документы. И сам представляет интересы своего клиента в различных инстанциях, в том числе и в регистрирующих органах. Фактически нотариус выполняет всю работу за гражданина, который зачастую оказывается юридически беспомощным. Такой подход к делу значительно облегчает оформление документов и экономит время не только гражданина, но и нотариуса. Ведь действительно, человеку, не имеющему юридического образования, оформлять документы у регистратора бывает подчас очень сложно. Гражданин ведь не учитывает множество нюансов, из-за чего может возникнуть потеря значительного количества времени. А нотариус и регистратор как профессионалы смогут всегда найти точки соприкосновения и придти к определённому компромиссу.

Радостно осознавать, что сейчас российский нотариат медленно, но верно приближается к этому. На мой взгляд, очевидно, что практика представления нотариусами непосредственно в регистрирующие органы удостоверенных ими сделок и выданных свидетельств о праве на наследство сделает оформление документов более комфортным и быстрым. Поэтому мне верится, что система латинского нотариата, которая существует в большей части Европы, укоренится и в России. Такая перспектива, по моему мнению, является наиболее прогрессивной.

Нотариусы Тульской областной нотариальной палаты, скорее всего, первыми на практике стали применять все вышеперечисленные юридические действия по схеме латинского нотариата, хотя некоторые наши коллеги из других регионов не совсем разделяют целесообразность нового полномочия и необходимость его активной реализации.

В настоящее время законодательной базы, определяющей механизм реализации нотариусом нового правомочия, нет, не определены многие практические вопросы (в частности делопроизводство нотариуса), однако, каждая нотариальная палата может решить их самостоятельно, как это и было осуществлено Тульской областной нотариальной палатой.

Нами были разработаны и утверждены Методические рекомендации по практике применения нотариусами ст. 15 (абз. 5) Основ законодательства РФ о нотариате, которые, надеюсь, смогут помочь вам, уважаемые коллеги, в начале пути работы по схеме латинского нотариата.

 

 

В рамках активной работы Тульской областной нотариальной палаты по реализации положений Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» проведено обобщение практики нотариусов Тульской области по представлению документов на государственную регистрацию в качестве специального заявителя.

Согласно данным обобщения за 2007 г., нотариусами Тульской области:

– представлено на государственную регистрацию свыше 1 300 документов;

– получено свидетельств о государственной регистрации права собственности – 1100;

– совокупное количество граждан, освобождённых от личного представления документов в органы регистрации – свыше 2 500 человек.

 

 

 

Методические рекомендации Тульской областной нотариальной палаты по применению статьи 15 (абзац 5) Основ законодательства РФ о нотариате

 

 

Утверждены Решением Правления Тульской областной нотариальной палаты 5 апреля 2007 г.

 

I. Общие положения

 

1 сентября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Данным законом дополнена ч. 1 ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате («Права нотариуса») абзацем следующего содержания:

«представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация».

Наделение нотариуса новыми полномочиями является практической реализацией Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, утверждённой в декабре 2003 г. Советом при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, единообразной и своевременной реализации положений Федерального закона от 30.06.2006 г.
№ 93-ФЗ на территории Тульской области Методический совет ТОНП считает целесообразным рекомендовать нотариусам Тульской области активно применять на практике вышеуказанное правомочие. В соответствии с действующим законодательством мы не можем пока трактовать данное право как совершение нового нотариального действия, а рассматриваем его как закономерное продолжение совершённого нотариального действия.

 

II. Механизм реализации нового правомочия нотариуса

 

1. Прежде всего нотариус должен выяснить, какие действия по государственной регистрации просит его совершить лицо, обратившееся за совершением нотариального действия (Приложение 1, табл. 1, 2), поскольку в силу закона нотариус обладает правом как подать заявление о государственной регистрации права или сделки, так и получить свидетельство о государственной регистрации права и (или) иные документы с государственной регистрации в интересах своих клиентов.

Таким образом, лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, должно подать нотариусу соответствующее заявление (Приложение 2), которое регистрируется в Журнале входящей корреспонденции.

В заявлении целесообразно указать срок, в течение которого нотариусом будут представлены документы в регистрирующий орган. Данный срок должен быть разумным, но не превышать семи календарных дней.

Заявление приобщается к документам совершённого нотариального действия (наследственное дело, наряд договоров и т.п.).

В случае обращения граждан по вопросу представления документов на регистрацию не в день совершения нотариального действия заявление после регистрации подшивается в наряд документов для данного вида нотариального действия по дате подачи.

На втором экземпляре подлинника сделки (или других документах, приобщённых к совершённому нотариальному действию), хранящегося в делах нотариуса, делается запись о представлении нотариусу вышеуказанного заявления со ссылкой, где хранится данное заявление (например, на договоре дарения, удостоверенного 30.01.06 г., указывается: «гр. Ивановым М.А. 12.02.07 г. подано заявление о представлении документов в УФРС, см. наряд 02-16 за 2007 г., с. 143»).

2. Для внутреннего контроля за процедурой представления документов на регистрацию, получения и передачи документов клиентам после государственной регистрации нотариусу целесообразно завести:

• дополнительный журнал (Приложение 3);

• папку с файлами для представления документов в УФРС;

• папку с файлами для полученных документов из УФРС;

• наряд «Об исполнении представления документов на регистрацию в УФРС».

Журнал и наряд должны быть внесены в номенклатуру дел со сроком хранения 75 лет (ЭПК).

 

III. Порядок подачи нотариусом заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

 

1. Заявление в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Тульской области подаётся от имени нотариуса, в нём указываются дата и номер приказа о назначении на должность нотариуса, лицензии (Приложение 4).

Для лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, дополнительно также указываются дата и номер приказа о наделении полномочиями, соглашение с помощником и т.д., сведения об их лицензиях (Приложение 5).

Если нотариальное действие совершено нотариусом от имени лица, действующего по доверенности, то в заявлении указывается представля-
емый (то есть правообладатель или правополучатель), а не представитель.

Если нотариальное действие совершено нотариусом от имени несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, действующего с согласия законных представителей, то в заявлении указывается только сам несовершеннолетний гражданин.

В случае исправления или зачеркивания в тексте заявления нотариус может сделать оговорку и заверить своей подписью (аналогично нотариальному делопроизводству).

2. Документы на государственную регистрацию принимаются только с квитанцией об оплате государственной пошлины (за регистрацию права и/или сделки). Нотариусу необходимо в своём нотариальном округе выяснить все реквизиты квитанций для оплаты с тем, чтобы рекомендовать обратившимся за совершением нотариального действия лицам наиболее удобные способ и место оплаты. Только в исключительных случаях нотариус может принимать от граждан наличные деньги для оплаты государственной пошлины, о чём указать в тексте подаваемого нотариусу заявления.

3. Все необходимые для государственной регистрации документы подаются в подлинниках с копией (в том числе и квитанция об оплате гос-
пошлины). На копиях нотариус ставит штампы: вверху – «Копия», внизу – «С подлинным верно» и личную подпись.

4. Процедура приёма документов на государственную регистрацию в УФРС завершается выдачей нотариусу расписки (или копии) о приёме документов.

Затем нотариус в журнале отмечает дату представления документов в УФРС и помещает расписки в папку.

Нотариус обязан контролировать сроки получения документов с регистрации, так дата получения документов из УФРС не должна превышать семи календарных дней с даты получения, указанной в расписке.

5. Для получения документов из УФРС нотариус предъявляет расписку и свой паспорт. Экземпляр расписки нотариус после получения документов может оставить у себя. В случае отсутствия расписки нотариус сообщает специалисту адрес объекта и также может получить готовые документы.

Подача заявления нотариусу о представлении и получении документов не умаляет права лиц, обращавшихся за совершением нотариального действия, самим получить документы после регистрации. В таком случае нотариус отмечает в журнале и на хранящемся у него экземпляре расписки, что документы получены непосредственно самими лицами.

Нотариус не вправе получить в УФРС зарегистрированные документы, если на регистрацию они были сданы не нотариусом, а самими лицами, обращавшимися за совершением нотариального действия.

 

IV. Выдача документов

 

1. При выдаче документов, полученных после регистрации, нотариус предоставляет получателю журнал, гражданин самостоятельно ставит дату получения документов, пишет фамилию, имя, отчество и ставит подпись. В своих делах нотариус оставляет копию полученного свидетельства о государственной регистрации права, на которой получатель расписывается в получении. Поскольку происходит выдача не только свидетельства о государственной регистрации права, но и возвращается сам документ, удостоверенный или выданный нотариально (договор, соглашение, свидетельство о праве на наследство и т.д.), а также другие документы, то нотариус может предложить получателю расписаться на оставленном экземпляре расписки в получении документов или сделать такую запись на той же копии свидетельства о государственной регистрации права.

2. Расписка и копия свидетельства о государственной регистрации права остаются в делах нотариуса и помещаются в наряд «Об исполнении представления документов на регистрацию в УФРС».

 

V. Заключительные положения

 

1. Федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 г.
способствует прекращению искусственно созданной конфронтации между нотариатом и системой госрегистрации. Нотариус становится участником процедуры государственной регистрации прав, которая в соответствии с законодательством является единственным дока-
зательством существования зарегистрированного права.

Применяя на практике данное правомочие с момента вступления в силу указанного федерального закона, можно сделать определённые выводы и с позиции нотариуса, и с позиции регистрационной службы.

В целом нотариусы Тульской области признают:

• целесообразность и перспективность выполнения данного правомочия;

• востребованность и доступность данной услуги у граждан, наличие их положительной оценки;

• повышение роли нотариата, т.к. нотариально оформленный документ доводится до завершающей стадии госрегистрации самим нотариусом, что подтверждает качество этого документа, его завершённость без временного разрыва (поскольку сами лица не всегда сразу же сдают документы на регистрацию), возможность исправления каких-либо технических ошибок без участия клиентов, возможность нотариуса как специалиста обосновывать спорные моменты;

• поскольку лица, обратившиеся за совершением нотариального действия, уже лично не присутствуют в регистрационной службе и не получают необъективной информации о нотариусе, это способствует созданию положительного имиджа нотариуса;

• выполнение данного правомочия способствует и повышению квалификации самого нотариуса (т.к. нотариус должен хорошо разбираться в процедуре госрегистрации), изменению требований к представляемым для совершения нотариального действия документам;

• взаимоотношения между службой госрегистрации и нотариусами становятся более доброжелательными, конструктивными и доверительными.

 

2. Со стороны специалистов регистрационной службы признаётся, что приём документов на регистрацию от нотариусов существенно улучшает процедуру исполнения государственной функции регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

• значительно экономит время (специалисты УФРС Тульской области в 2–3 раза быстрее принимают документы на регистрацию у нотариусов, чем у других клиентов);

• значительно улучшает качество всех уже подготовленных к приёму документов (заявление исполнено на компьютере, подлинники разложены с копиями, копии подписаны нотариусом, квитанции пошлины оплачены и пр.);

• даёт возможность провести процедуру регистрации в отсутствии самих граждан или представителей юридических лиц, которые в основном не имеют опыта работы с документами, а следовательно, ничто не отвлекает специалиста УФРС от работы с документами;

• даёт возможность быстрого урегулирования всех спорных вопросов (о необходимости дополнительных документов, о наличии каких-либо противоречий или технических ошибок и т.д.).

 

VI. Вывод

 

Реализация на практике Федерального закона от 30.06.2007 г. № 93-ФЗ служит выполнению следующих целей:

• повышение качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что предусмотрено Приказом Министерства юстиции от 14 сентября 2006 г. № 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

• защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариального действия, что призван обеспечить нотариат в Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате).


Приложение 1

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ И СДЕЛОК

 

Описание ситуации

 

Вид заявления

 

Заявитель

 

1. Договор об отчуждении, подлежащий государственной регистрации (купли-продажи (мены) жилого помещения, дарения), в случае, если право Правоотчуждателя не внесено в ЕГРП

 

Заявление на регистрацию ранее возникшего права

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию договора

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию договора

 

Правоприобретатель

 

Заявление на регистрацию перехода права

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию права

 

Правоприобретатель

 

2. Договор об отчуждении, подлежащий государственной регистрации (купли-продажи (мены) жилого помещения, дарения), в случае, если право Правоотчуждателя внесено в ЕГРП

 

Заявление на регистрацию договора

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию договора

 

Правоприобретатель

 

Заявление на регистрацию перехода права

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию права

 

Правоприобретатель

 

3. Договор об отчуждении, не подлежащий государственной регистрации (купли-продажи нежилого здания, земельного участка), в случае, если право Правоотчуждателя не внесено в ЕГРП

 

Заявление на регистрацию ранее возникшего права

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию перехода права

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию права

 

Правоприобретатель

 

4. Договор об отчуждении, не подлежащий государственной регистрации (купли-продажи нежилого здания, земельного участка), в случае, если право Правоотчуждателя внесено в ЕГРП

 

Заявление на регистрацию перехода права

 

Правоотчуждатель

 

Заявление на регистрацию права

 

Правоприобретатель

 

5. Свидетельство о праве на наследство

 

Заявление на регистрацию права

 

Правоприобретатель

 

6. Договор об ипотеке, удостоверенный нотариально

 

Заявление на регистрацию договора

 

Залогодатель
или Залогодержатель

 

Сделки, подлежащие государственной регистрации

 

Вид сделки

 

Основание

 

Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры

 

Ст. 558 ГК РФ

 

Договор мены жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры

 

Ст. 567 ГК РФ

 

Договор дарения недвижимого имущества

 

Ст. 574 ГК РФ

 

Договор об ипотеке

 

Ст. 10 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

 

Договор ренты (пожизненного содержания с иждивением)

 

Ст. 584 ГК РФ

 

Соглашение об изменении или расторжении договора, подлежащего государственной регистрации

 

Ст. 452 ГК РФ

 

 

 


 


Приложение 2

 

Нотариусу  округа Тульской
области

Ф.И.О. нотариуса

Гр.

 

Дата рождения

Место рождения 

Паспорт

Выдан «»  года

Наименование органа, выдавшего паспорт

Код подразделения

Гражданство

Семейное положение

Пол ,

зарегистрированного (ой) по адресу:

 

 

Контактный телефон

 

 

 

Заявление

 

В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате, прошу:

ПРЕДСТАВИТЬ в срок семи календарных дней, до , заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в УФРС по Тульской области.

 

В связи с (удостоверенным вами договором или выданным вами свидетельством о праве на наследство по закону (по завещанию)),

Указать дату и № по реестру

 

ПОЛУЧИТЬ свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы.

 

Я обязуюсь явиться в нотариальную контору за получением документов после регистрации в период с «»  г. по «»  г.

Нотариусом мне разъяснено, что:

• в случае необходимости моей явки в отдел регистрации прав  я обязан (обязана) явиться в указанный отдел регистрации прав ;

• после истечения указанного выше срока для получения зарегистрированных документов нотариус не несет ответственности за хранение документов;

• подача заявления нотариусу о предоставлении и получении документов не умаляет права лиц, обратившихся за совершением нотариального действия самим получить документы после регистрации;

• в соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», документы на государственную регистрацию принимаются только с квитанцией об оплате государственной пошлины. Нотариусу должна быть представлена и копия данной квитанции.

 

 

Текст заявления прочитан вслух.

 

Дата

 

Подпись


 

Приложение 3

 

 

ЖУРНАЛ УЧЁТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В УФРС ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

 

№ п/п

 

Дата регистрации заявления

 

Вид нотариального действия (договор, соглашение, свидетельство о праве на наследство и т.д.)

 

Дата
совершения нотариального действия

 

№ по
реестру

 

Участники (стороны) Ф.И.О. или наименование юр. лица

 

Дата представления
в УФРС

 


отдела УФРС

 

Дата окончания срока регистрации в УФРС

 

Дата получения нотариусом в УФРС свидетельства о гос. регистрации права
и др. документов

 

Дата выдачи свидетельства о гос. регистрации прав и др. документов

 

Расписка
в получении
документов

 

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

 

подпись

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

 


 

 

 

Приложение 4

 

Заявление физического лица о государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним

(на сайте не публикуется)

 

Приложение 5

 

Заявление физического лица о государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним

(на сайте не публикуется) 

 

 

Таблицы подготовлены специалистами УФРС по Тульской области

 

Государственной регистрации подлежат сделки, направленные на передачу имущества в собственность:

 

Таблица 1

 

Объекты недвижимости

 

Законодательство

 

• договоры купли-продажи:

– квартиры (части квартиры;

– доли в праве собственности на жилой дом или квартиру (ст. 251 ГК РФ)

• договоры продажи предприятия как имущественного комплекса

• договоры мены:

– жилого дома (части жилого дома);

– квартиры (части квартиры);

– доли в праве собственности на жилой дом или квартиру (ст. 251 ГК РФ)

• договоры дарения и пожертвования недвижимости (независимо от назначения объекта):

– доли в праве общей собственности на них
(ст. 251 ГК РФ)

• договоры ренты с передачей недвижимого имущества в собственность под выплату ренты

• договоры пожизненного содержания с иждивением

• договоры аренды недвижимости с правом выкупа

• договоры участия в долевом строительстве

Cт. 558 (п. 2) ГК РФ

 

 

 

Ст. 560 (п. 3) ГК РФ

 

Ст. 567 (п. 2) ГК РФ

 

 

 

 

Ст. 574 (п. 3), ст. 582 ГК РФ

 

 

 

Ст. 584 ГК РФ

 

Ст. 601 (п. 2) ГК РФ

 

Ст. 624 ГК РФ

 

Ст. 4 (п. 3) ФЗ «Об участии в долевом

строительстве»

 

 

Сделки, направленные на передачу имущества во владение
и пользование или в обеспечение исполнения обязательства (залог). Такие сделки порождают ограничение (обременение) права, но не его прекращение. Среди подобных сделок регистрации подлежат:

 

Таблица 2

 

 

Сделки

 

Законодательство

 

• договоры о залоге недвижимости (ипотеке)

• договоры субаренды недвижимости

• договоры аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, участков лесного фонда на срок не менее одного года

• договоры аренды предприятий как имущест-
венных комплексов

• договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда

• договоры о залоге права аренды недвижимости

• договоры концессии участков лесного фонда

Ст. 339 (п. 3) ГК РФ

Ст. 615 (п. 2) ГК РФ

Ст. 651 (п. 2) ГК РФ

 

 

Ст. 658 (п. 2) ГК РФ

 

Ст. 36 Лесного кодекса РФ

 

Ст. 5 (п. 5) Закона об ипотеке

Инструкция о порядке государственной регист-
рации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утв. Приказом Минюста России от 23.01.2002 г. № 18 (в ред. Приказа Минюста России от 24.12.2004 г. № 199)

 

 

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100