Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Проблемы нужно решать сегодня

26.02.2008

Р.Г. Леонова, начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области

 

Более 14 лет прошло с тех пор, как были введены в действие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), которые на сегодняшний день являются основным нормативным правовым актом в сфере нотариальной деятельности.

Многие согласятся, что за истекший период этот акт во многом устарел. А изменения, которые вносились не только в Основы, но и в другие нормативные правовые акты, не решили существующих проблем.

И сегодня особенно отчётливо проявляются несоответствия и пробелы правового регулирования практически всех сторон нотариальной деятельности, требующих скорейшего приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами специального нормативного правового акта – Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, введённого в действие ещё до принятия Конституции Российской Федерации.

Основы на момент принятия не предусмотрели и не могли предусмотреть все организационные и функциональные моменты деятельности нотариуса. Сейчас понятно, что для динамичного развития российского нотариата положений существующего законодательства недостаточно. Правовая основа деятельности нотариуса требует активных изменений и дополнений.

Вопрос одновременного существования частнопрактикующего и государственного нотариусов и проблема выбора между ними действительно очень важны. Дело в том, что имеются существенные отличия в статусах нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой. Они касаются порядка финансирования и ответственности нотариусов, контроля за их деятельностью и отстранения от должности. Финансирование государственных нотариальных контор, оплата труда работающих в них нотариусов и других сотрудников осуществляются из средств бюджета. В соответствии со ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации. Указанная пошлина перечисляется в бюджет.

Нотариус, занимающийся частной практикой, за выполнение аналогичных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимает плату по тарифам, равным государственной пошлине. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Эти средства после уплаты налогов и других обязательных платежей остаются в распоряжении нотариуса.

Таким образом, при фактически полном отсутствии финансирования со стороны государства создан высоконадёжный механизм по обеспечению действительно доступной, сравнительно недорогой правовой помощи. Все расходы по содержанию нотариальной конторы, по оплате собственного труда и труда нанимаемых им работников, оплате аренды помещения и другие расходы, связанные с нотариальной деятельностью, нотариус несёт самостоятельно. При этом за счёт налогообложения доходов нотариуса государство имеет стабильный и достаточно открытый для контроля (в силу особенностей нотариальной деятельности) источник бюджетных поступлений.

Именно самофинансирование в совокупности с отсутствием трудовых отношений с государственным органом позволяют частнопрактикующему нотариусу действительно строить свою деятельность, основываясь на принципе независимости, установленном ст. 5 Основ. Подобные особенности правового положения выгодно отличают его от нотариуса государственного, говорить о независимости которого сегодня достаточно сложно.

Кроме того, преимущества частнопрактикующего нотариуса явствуют и из положений закона об ответственности нотариуса. Так, государственный нотариус несёт ответственность за совершённые неправомерные действия, в основном, по нормам трудового законодательства. А такая ответственность очень ограничена. Нотариус же, занимающийся частной практикой, отвечает за совершённые действия всем принадлежащим ему имуществом. Установленный порядок возмещения ущерба заставляет поддерживать необходимо высокий уровень профессионализма и во многом является гарантией соблюдения законности в нотариальной деятельности.

Затрагивая вопросы ответственности нотариуса, следует отметить и наличие правовых пробелов, касающихся освобождения частнопрактикующего нотариуса от полномочий.

В частности, обратиться в суд с иском о лишении нотариуса права нотариальной деятельности и освобождении от полномочий предоставлено
лишь нотариальным палатам, обладающим полной информацией о работе частнопрактикующих нотариусов по результатам проверок и рассмотрения жалоб, в то время, как право наделения нотариуса полномочиями и прекращения полномочий нотариуса с формальной стороны отведено исключительно территориальному органу Федеральной регистрационной службы, а должность нотариуса учреждается и ликвидируется совместно с нотариальной палатой. В этом видится открытое противоречие между нормами, определяющими круг полномочий контролирующих органов.

В связи с этим следующей проблемой является отсутствие у государственных органов, наделённых полномочиями по контролю в сфере нотариата, законодательно закреплённых действенных рычагов по поддержанию законности в сфере правоприменительной нотариальной деятельности.

В соответствии с действующими Основами полномочия по контролю за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, в полном объёме переданы нотариальной палате соответствующего субъекта Российской Федерации, являющейся узкопрофессиональным сообществом нотариусов.

Не случайно такой контроль практики определили как «сословный», или «корпоративный», поскольку он по сути лишён признака объективности и направлен на создание закрытой функциональной системы.

В силу перехода на частную практику в Российской Федерации происходят сокращение должностей государственных нотариусов и упразднение государственных нотариальных контор. Вместе с тем вопрос о судьбе архивов упразднённых государственных нотариальных контор, являющихся государственной собственностью и гарантом защиты имущественных прав граждан, не разрешён.

Территориальные органы Федеральной регистрационной службы и нотариальные палаты самостоятельно организуют и обеспечивают мероприятия по хранению нотариальных архивов и архивов ликвидированных нотариальных контор. Решения о возложении обязанностей по хранению архивов принимаются территориальными органами Росрегистрации и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Обработка, содержание и хранение нотариальных архивов требуют значительных средств, и если не имеется предпосылок для их качественного решения, то вменение обязанности по хранению архива без учёта соответствующих возможностей может повлечь утрату архива, что недопустимо. Безусловно, и нотариальные палаты, и территориальные органы нуждаются в помощи для разрешения этих проблем.

В конце 2006 года законодатель вернулся к ранее установленному порядку совершения нотариальных действий в тех населённых пунктах, где отсутствует нотариус.

Новая редакция ст. 37 Основ определяет, что в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать следующие нотариальные действия: удостоверять завещания, удостоверять доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», но вступают в силу лишь с 15 января 2008 года.

До новой редакции на практике такие нотариальные действия, как правило, в сельской местности осуществлялись специалистами сельских администраций, в связи с чем возникает вопрос о правомочности совершения указанных нотариальных действий этими лицами до 15 янва-
ря 2008 года.

Ранее в условиях отсутствия правового регулирования обозначенного вопроса на федеральном уровне предпринимались попытки его решения на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе такие попытки были предприняты и в Курганской области.

Так, учитывая актуальность проблемы, реализуя полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации ст. 72 и 132 Конституции Российской Федерации, был принят Закон Курганской области от 7.06.2002 г. № 180 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями органов исполнительной власти Курганской области по совершению отдельных нотариальных действий» (далее – Закон), в соответствии с которым органы местного самоуправления были уполномочены удостоверять доверенности, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах.

Учитывая особый характер и наиболее сложную процедуру оформления, законом области органам местного самоуправления не были переданы полномочия по удостоверению завещаний и принятию мер к охране наследственного имущества.

Совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления на территории области на основании указанного закона осуществлялось до 1 января 2005 г.
в связи с тем, что Законом Курганской области от 4.11.2004 г. № 581 Закон признан утратившим силу.

С 2008 года должностные лица органов местного самоуправления вновь будут совершать нотариальные действия. Плохо это или хорошо, покажет время.

Конечно, граждане по месту жительства, не тратя драгоценное время и денежные средства на поездки, смогут быстро оформить необходимые документы.

С другой стороны, уровень документов, оформляемых специалистами сельских поселений, не имеющих юридического образования, оставляет желать лучшего. И в результате – возникновение споров, разрешить которые возможно только в судебном порядке.

Вступающие в силу с 15.01.2008 г. положения о закреплении права главы местной администрации поселения и специально уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления поселения на совершение отдельных нотариальных действий не решат комплекс всех проблем по рассматриваемому вопросу.

Например, не определены источник и порядок финансирования передаваемых государственных полномочий, порядок отчётности органов местного самоуправления об осуществлении передаваемых им государственных полномочий, порядок осуществления органами государственной власти контроля за выполнением данных полномочий с указанием такого органа.

Также необходимо урегулировать вопросы о праве органов местного самоуправления выдавать дубликаты удостоверенных ими документов, о порядке завершения находящихся в производстве органов местного самоуправления нотариальных действий в случае возникновения основания для прекращения осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий, об ответственности органов местного самоуправления за совершение ими нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, о порядке хранения органами местного самоуправления документов, образовавшихся в связи с совершением ими нотариальных действий.

К сожалению, на сегодняшний день порядок ведения делопроизводства является одним из самых не урегулированных законодательством вопросов нотариальной практики. В соответствии с Основами нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. Однако до настоящего времени правила ведения делопроизводства не разработаны. Единственным документом, формально не отменённым, хотя и существенно устаревшим, является Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утверждённая Министерством юстиции РСФСР 19.08.1976 г. № 32. Вместе с тем единый порядок ведения делопроизводства необходим. Особенно важное значение это имеет при передаче дел от одного нотариуса к другому при сложении полномочий.

Существующая нормативная база, регулирующая порядок и правила совершения нотариальных действий, а также нотариального делопроизводства значительно устарела. Для унификации этой области нотариальной деятельности необходимо иметь общероссийские инструктивные указания с учётом разрешения возникших современных проблем. Только они могут иметь законную силу при судебных разбирательствах по обжалованию действий нотариусов.

Приведённые проблемы – это далеко не весь комплекс задач нотариальной деятельности, которые необходимо решать. Существующие правовые проблемы дают чёткий ответ о необходимости совершенствования и развития законодательства в сфере российского нотариата, позволяющего государству максимально реализовать свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100