Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Нотариат как профессиональная юридическая корпорация: вопросы конституционно-правового регулирования

26.02.2008

А.Е. Черников, нотариус г. Орла, соискатель юридического факультета Орловской региональной академии государственной службы

 

Непосредственное регулирование нотариата в конституции государства – сравнительно редкая практика. Одним из немногих примеров может служить Конституция Бразилии от 5 октября 1988 г., согласно которой (ст. 236) нотариат и регистрационные службы включают персонал, подбираемый в частном порядке по поручению органов государственной власти. Закон регулирует деятельность и устанавливает гражданскую и уголовную ответственность нотариусов, должностных лиц регистрационных служб и их служащих, а также контроль со стороны судебной власти за их актами. Федеральный закон устанавливает нормы общего характера, определяющие оплату за акты, оформляемые нотариальными и регистрационными службами. Поступление в нотариальные и регистрационные службы производится по результатам публичного конкурса на основе экзаменов и учёта ранга соискателя; ни одна должность не может оставаться вакантной более шести месяцев без объявления конкурса для её замещения, или должность упраздняется1.

Пунктом 14 ст. 92 Конституции Украины предусматривается, что вопросы организации и деятельности нотариата подлежат правовому регулированию исключительно законами Украины2.

Однако отсутствие упоминания о нотариате в тексте конституций большинства зарубежных стран не означает, что данные конституции вообще избегают упоминания о правовых основах регулирования соответствующих общественных отношений. Так, статьёй 36 Конституции Испании устанавливается, что законодательному регулированию подлежат особенности правового статуса профессиональных корпораций, а также профессиональная деятельность членов этих корпораций, причём внутренняя структура и деятельность этих корпораций должны строиться на демократической основе. Указанные положения ст. 36 Конституции Испании непосредственно затрагивают и профессиональные нотариальные корпорации3.

Общим принципом правового регулирования организации и деятельности нотариата в России и в зарубежных странах стало правовое регулирование этих отношений в текущем законодательстве, включая нормативные правовые акты конституционно-правового содержания. В федеративных государствах многие существенные вопросы организации нотариата регламентируются в законодательстве субъектов федерации. Однако здесь важно учитывать традиции организации нотариальной деятельности за рубежом.

Так, нотариальная практика в США имеет свою специфику, которая касается, прежде всего, статуса и круга полномочий нотариуса. Для занятия нотариальной деятельностью здесь «не требуется иметь не только юридического, но и вообще высшего образования. Для того чтобы стать нотариусом в США, достаточно лишь являться гражданином или так называемым постоянным легальным жителем этой страны и подать соответствующее заявление на получение лицензии на право осуществления нотариальной деятельности. Нотариусы в США, как правило, не проходят какой-либо специальной подготовки. В таких штатах, как Аляска, Гавайи, Коннектикут, Луизиана, Мэн, Нью-Йорк, Орегон, округ Колумбия, Северная Каролина и Южная Дакота, для получения лицензии необходимо сдать несложный экзамен, в остальных же этого и вовсе не требуется. В связи с невысокими требованиями, предъявляемыми в США к нотариусам, и относительной простотой получения соответствующей лицензии их количество по стране насчитывает многие сотни тысяч. Только в штате Флорида зарегистрировано более 400 тыс. нотариусов.

Американский нотариус (в отличие, например, от его российского коллеги) не имеет права давать каких-либо консультаций по содержанию и составлению документа. Такая деятельность в США считается юридической, и заниматься ею могут лишь адвокаты. Любые нарушения этого правила караются законом. В связи с этим американский нотариус, как правило, даже не читает документ, подпись на котором он заверяет. Документ может не соответствовать требованиям закона, содержать пробелы, в которые позднее может быть добавлена нужная заявителю информация, может быть составлен на иностранном языке, которого не знает нотариус. Таким образом, проверка подлинности и соответствия документа законодательству государства, его происхождения не входит в функции американского нотариуса. Исключение составляют лишь документы о купле-продаже недвижимости и автомобилей, хотя и в этом случае нотариус знакомится с ними, как правило, проверяя в основном правильность написания фамилий»4.

Вместе с тем в странах латинского нотариата конституционно-правовые основы организации его деятельности сравнительно подробно регулируются парламентскими актами. Особенно интересен здесь опыт стран бывшего СССР.

Так, в соответствии с Законом Украины о нотариате (ст. 1) совершение нотариальных действий в Украине возлагается на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах (государственные нотариусы) или занимающихся частной нотариальной деятельностью (частные нотариусы). Документы, оформленные государственными и частными нотариусами, имеют одинаковую юридическую силу. В населённых пунктах, где нет нотариусов, нотариальные действия совершаются уполномоченными на это должностными лицами исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских органов местного самоуправления.

Для определения уровня профессиональной подготовленности лиц, намеревающихся заниматься нотариальной деятельностью, при управлении юстиции Совета министров Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций образуется квалификационная комиссия нотариата, положение о которой утверждается Министерством юстиции Украины. На основании результатов сданного экзамена квалификационная комиссия нотариата принимает решение о возможности допуска лица к нотариальной деятельности. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год. Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в Высшую квалификационную комиссию нотариата при Министерстве юстиции Украины в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу. Положение о Высшей квалификационной комиссии нотариата утверждается Кабинетом министров Украины (ст. 10)5.

Нетрудно заметить, что законодательное регулирование конституционно-правовых основ организации нотариата в Украине избегает конструкции профессиональной корпорации, принятой в Испании и частично используемой в Российской Федерации. Разрешение ключевых вопросов организации и деятельности нотариата в Украине возлагается не на профессиональное сообщество нотариусов, а на государственные органы исполнительной власти общей и специальной компетенции.

Аналогичные подходы характерны для конституционно-правового регулирования организации деятельности нотариата в Республике Молдова. В соответствии с Законом Республики Молдова от 8 ноября 2002 г. «О нотариате» нотариус – это лицо, уполномоченное государством оказывать от его имени публичные услуги путём осуществления нотариальной деятельности на основании лицензии, выданной Министерством юстиции в соответствии с законом. Нотариус назначается на должность приказом министра юстиции. Частный нотариус несёт все расходы по осуществлению своей деятельности. В своей деятельности нотариус независим и подчиняется только закону. Любое вмешательство в деятельность нотариуса не допускается (ст. 8).

Комиссия по лицензированию нотариальной деятельности в Республике Молдова формируется на срок четыре года по приказу министра юстиции и состоит из 11 членов: шести нотариусов (делегированных общим собранием нотариусов), по одному представителю от генеральной прокуратуры и министерства внутренних дел, одного преподавателя права высшего учебного заведения (избранного сенатом) и двух представителей министерства юстиции. Лица, включаемые в состав комиссии, делегируются по запросу министра юстиции.

Вышеуказанная комиссия принимает квалификационные экзамены, принимает решения об установлении необходимой численности нотариусов, назначении на должность нотариуса, выдаче лицензий на нотариальную деятельность, приостановлении и прекращении нотариальной деятельности, о регистрации и исключении из Государственного реестра нотариусов, регистрирует договоры о проведении стажировки, разрешает конфликты и споры, возникающие в связи с проведением стажировки. Комиссия по лицензированию нотариальной деятельности функционирует на основе положения, утверждённого министерством юстиции (ст. 11).

Лицо, соответствующее установленным требованиям, вправе приступить к осуществлению нотариальной деятельности после подачи в министерство юстиции заявления о разрешении деятельности в качестве государственного нотариуса или частного нотариуса, получения в соответствии с приказом министра юстиции полномочий на осуществление нотариальной деятельности; принесения присяги, регистрации в Государственном реестре нотариусов, получения лицензии на нотариальную деятельность и удостоверение нотариуса, представления министерству юстиции образца подписи и оттисков печатей. Частный нотариус дополнительно к вышеназванным условиям для получения допуска к нотариальной деятельности должен заключить договор страхования гражданской ответственности и известить министерство юстиции о месте совершения им нотариальных действий (ст. 12)6.

При всей привлекательности обобщённого выше опыта конституционно-правового регулирования организации нотариата в Украине и Молдове следует отметить и ряд его недостатков. Даже в советской юридической литературе подчеркивалось, что нотариусы обязаны «оказывать гражданам содействие в осуществлении их прав и охране законных интересов, чтобы юридическая неосведомлённость, малограмотность и тому подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред»7. Исключение демократических механизмов в профессиональной нотариальной среде по подбору, расстановке и движению кадров, основанное на исключительной и государственной монополии в данных вопросах, препятствует осуществлению названных задач и функций нотариата. Наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями не только не противоречит Конституции Российской Федерации8, но и способствует развитию системы нотариального самоуправления9, а в перспективе, возможно, и переходу всей системы нотариата на единую организационно-правовую основу частного и свободного нотариата10.

Следует подчеркнуть, что предпочтение российского законодателя корпоративным формам профессиональной самоорганизации нотариата не является случайным и прослеживается при анализе ряда других законодательных актов и правоприменительной практики.

Так, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская палата субъекта Федерации является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата создаётся в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, её доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката. В соответствии с данным федеральным законом (ст. 29), на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создаётся в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда11.

Другим убедительным примером правовой регламентации организации профессиональных корпораций в современной России служит аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (ст. 20 ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности»)12.

Не меньшее значение имеют и органы судейского сообщества. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном данным законом порядке органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом13.

Согласно ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате14 нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и своим уставом. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения её уставных задач. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

Нетрудно заметить, что корпоративно-профессиональные основы нотариата, адвокатуры, аудита и судейского сообщества имеют ряд общих конституционных черт. Их объединяют доминирование групповых потребностей, доверительные отношения, сопричастность, добровольное принятие профессиональным сообществом правил и процедур управления, интеграция во имя общих целей.

В современной правовой системе в равной мере недопустимы как безоговорочное предпочтение саморегуляции профессиональных корпораций, так и безосновательное вмешательство государства в корпоративную деятельность, в том числе создание им излишних административных барьеров и ограничение их самоуправления. Методология профессиональной корпоративности требует баланса между публичными, корпоративными и частными интересами. В подобных условиях командно-административное управление нотариатом уступает место принципам самодеятельности корпоративно-профессионального нотариального сообщества. При этом функционирование нотариата должно быть связано и ограничено правом.

 

 

 

1 Конституция Бразилии от 5 октября 1988 г. // http://www.falar.ru

2 Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // Правда Украины. – 1996. – 30 июля.

3 Конституция Испании от 29 декабря 1978 г. // Конституции государств Европейского союза. – М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997. – С. 357–414.

4 Информация об опыте правового регулирования нотариата в США даётся на основе обзора сайта http://www.polpred.com

5 Закон Украины о нотариате// http://www.dvir.net.ua

6 Закон Республики Молдова № 1453-XV от 8 ноября 2002 г. // Monitorul Oficial. – 2002. – № 154–157.

7 Авдюков М.Г., Газиянц Л.И. Роль нотариата в охране прав граждан. – М., 1963. – С. 4.

8 Куленко Н.И. Конституционно-правовые основы российского нотариата: Автореф. … канд. юрид. наук. – Челябинск, 2005. – С. 3.

9 Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации: Автореф.  … канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 9.

10 Бирченко Л.Л. Правовые основы формирования нотариата в России и Украине (сравнительно-правовой анализ): Автореф. … канд. юрид. наук. – М., 2003. – С. 12.

11 ФЗ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102; СЗ РФ. – 2003. – № 44. – Ст. 4262; СЗ РФ. – 2004. – № 34. – Ст. 5168.

12 ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. – 2001. – № 33 (Ч. 1). – Ст. 3422; № 51. – Ст. 4829; СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 2; СЗ РФ. – 2005. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 45; 2006. – № 6. – Ст. 636; № 45. – Ст. 4635.

13 ФЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1; 2001. – № 51. – Ст. 4825; 2003. – № 27 (Ч. 1). – Ст. 2698; РГ. – 2005. – 9 апреля.

14 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года с послед. изм. // ВВС РФ. – 1993. – № 10. – Ст. 357; СЗ РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4855; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 35. – Ст. 3607; № 45. – Ст. 4377; 2005. – № 27. – Ст. 2717; 2006. – № 27; Ст. 2881; 2007. – № 27. – Ст. 3213; № 41. – Ст. 4845.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100