Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Анализ Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

26.02.2008

Н.Н. Фокина,
советник президента Тульской областной нотариальной палаты по правовым вопросам

 

1 февраля 2008 г. вступит в силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и утратит силу принятый более десяти лет назад Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ с аналогичным названием и предметом регулирования.

Новый закон устраняет многочисленные пробелы и противоречия правового регулирования действующего в настоящее время законодательства об исполнительном производстве, не меняя при этом его концепции.

Закон содержит ряд серьёзных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов. Законодатель существенно расширил и дополнил положения действующего до 1 февраля 2008 г. ФЗ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»: действующий закон состоит из 12 глав и 95 статей, новый – из 19 глав и 130 статей.

Сфера действия нового закона – условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических, юридических лиц, Российскую Федерацию и её субъекты, а также муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определённых действий или воздержанию от определённых действий (ст. 1).

Новым законом (ст. 2) определены задачи исполнительного производства – «правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Рос-
сийской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций».

Статьёй 4 определены принципы исполнительного производства: законность, своевременность совершения действий и применения мер принудительного исполнения, уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимость мер принудительного исполнения и объёма требований взыскателя.

 

Исполнительные документы

 

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов и должностных лиц возложено ст. 5 на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы, непосредственно эти функции осуществляют подразделения судебных приставов-исполнителей. Требования, содержащиеся в актах исполнительного производства, обязательно исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами на основании следующих исполнительных документов:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии. В Законе 1997 г. исполнительным документом являлось только само нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчётные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Законом решён вопрос о том, подлинник или копия исполнительного документа направляется судебным приставом-исполнителем для исполнения. В соответствии со ст. 12 нового закона исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Но, как и в действующем законе, в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

В статье 13 перечислены требования, предъявляемые к исполнительным документам, с особым указанием на то, что они не применяются к постановлениям судебного пристава-исполнителя, судебному приказу и нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов. Часть 5 вышеуказанной статьи регламентирует, что содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами (в старом – определялось ГПК РСФСР и СК РФ). Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.

 

Представители сторон исполнительного производства

 

Нотариальной деятельности касается также представительство в исполнительном производстве.

Новым законом дублируются положения старого закона, в которых говорится, что граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей, а участие организации осуществляется через её органы или должностных лиц, действующих в пределах своих полномочий, либо через иных представителей.

Если в Законе 1997 г. содержалось положение, в соответствии с которым полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законодательством, то в новом законе оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства происходит в соответствии со следующими правилами (ст. 54):

• полномочия руководителей организации и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами;

• доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации;

• полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус;

• полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю.

Новым законом (ст. 34) определены положения, касающиеся сводного исполнительного производства. Возбуждённые в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбуждённые в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство;

• полномочия представителей, не перечисленных выше, в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральными законами, а в случаях, установленных международным договором РФ или федеральным законом, – иным документом.

Представители сторон исполнительного производства (взыскателя и должника) в соответствии со ст. 57 вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено Законом «Об исполнительном производстве».

В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получение присуждённого имущества (в том числе денег и по новому закону ценных бумаг).

Также новый закон к полномочиям, оговорённым в доверенности, относит:

1) отказ от взыскания по исполнительному документу;

2) заключение мирового соглашения.

 

Нововведения

 

Следует также сказать о некоторых нововведениях, предусмотренных новым законом.

1) Закон впервые наделяет главного судебного пристава Российской Федерации правом передавать из одного территориального органа ФССП России в другой исполнительное производство. А главных судебных приставов субъектов Федерации он наделяет правом передавать исполнительное производство из одного структурного подразделения в другое (в пределах одного субъекта Федерации). Такое решение может приниматься этими должностными лицами службы для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для субъекта Федерации.

То есть исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Но если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передаётся судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

2) Глава 7 регламентирует порядок совершения исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. В статье 64 перечислены исполнительные действия, совершаемые судебными приставами-исполнителями. Теперь, помимо осуществляемых в настоящее время исполнительных действий, судебные приставы-исполнители смогут проводить проверку финансовых документов, имеющих отношение к исполнительному производству (п. 3 ч. 1), проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе (п. 16 ч. 1), обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества (п. 14 ч. 1).

В соответствии со ст. 66 закона судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.

Постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника утверждается старшим судебным приставом.

Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника; два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество; план объекта недвижимости, а при регистрации земельного участка – его кадастровый план и другие необходимые документы.

Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации имущественного права должника и другие необходимые документы.

Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права выдаётся правообладателю или судебному приставу-исполнителю. Если документ о государственной регистрации выдаётся правообладателю, то он должен направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю.

Копия документа о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права остаётся в материалах исполнительного производства.

3) Судебные приставы, кроме того, наделены правом давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах (п. 4 ч. 1), входить без согласия должника в занимаемое им жилое помещение, а также устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ.

На необходимость законодательного закрепления соответствующих полномочий судебного пристава-исполнителя неоднократно обращали внимание эксперты Совета Европы.

4) Новый закон предоставляет приставам дополнительные возможности, связанные с получением информации о денежных средствах, которыми располагают должники. С 1.02.2008 года судебные приставы смогут получать в кредитных организациях сведения о номерах расчётных счетов и другие сведения о ценностях должника, находящихся в кредитных организациях на хранении. Так, ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнена положением, наделяющим службу судебных приставов правом получать в кредитных организациях справки по счетам и вкладам физических лиц, а также справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

5) В документе представлены совершенно новые, доработанные с учётом имеющегося опыта положения об оценке имущества должника и определены случаи, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлекать для оценки имущества специалиста, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, – оценщика.

В соответствии с действующим законом привлечение специалиста осуществляется в случае, когда оценка отдельных предметов является для судебного пристава-исполнителя затруднительной, либо должник или взыскатель возражает против проведённой им оценки (ст. 52).

Согласно ст. 85 нового закона судебный пристав не вправе оценивать имущество, стоимость которого заведомо превысит 30 тыс. руб.; недвижимое имущество; различные виды драгоценностей; коллекционные денежные знаки и предметы, имеющие историческую и художественную ценность. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь специалиста для оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах).

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом исполнителем путём запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам (далее – организатор торговли на рынке ценных бумаг), а стоимость инвестиционных паёв открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов – путём запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании, соответствующего инвестиционного фонда.

Судебный пристав-исполнитель, как и в настоящее время, обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с проведённой им оценкой имущества. При этом напомню, что сторона, оспаривающая оценку имущества, будет нести расходы, связанные с привлечением оценщика.

6) Новый закон детально урегулировал также процедуру реализации имущества должника. Специальные организации, реализующие имущество должника, будут обязаны размещать информацию об имуществе, выставленном на продажу в информационных сетях, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных СМИ.

Установлено, что реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг, имущественных прав, заложенного имущества, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает 500 тыс. руб., осуществляется путём проведения открытых торгов в форме аукциона в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

 

Ответственность за нарушение законодательства. Исполнительский сбор

 

В случае нарушения законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо административный штраф (ст. 113). С 1.02.2008 года вступят в силу ст. 17.14 и 17.15 КоАП, которые предусматривают несение ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве и за неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.

В случае необоснованного неисполнения кредитной организацией в срок требований исполнительного документа о взыскании с должника денежных средств судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд заявление о привлечении банка к административной ответственности.

В соответствии со ст. 110 нового закона в первую очередь удовлетворяются в полном объёме требования взыскателя (в том числе понесённые им расходы по совершению исполнительных действий); во вторую очередь возмещаются иные расходы; в третью очередь – исполнительский сбор, в четвёртую – погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

 

Всё вышесказанное следует подытожить словами директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава РФ Николая Винниченко. По его мнению, обновлённый Закон «Об исполнительном производстве» позволит упрочить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить её к европейским стандартам, существенно повысив эффективность работы ФССП России и авторитет правосудия.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100