Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Имплементация международно-правовых норм, направленных на борьбу с коррупцией в законодательстве Российской Федерации и субъектов РФ (на примере Приволжского федерального округа)

23.10.2007

Д.Ю. Полохов, аспирант кафедры европейского и международного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

 

В последние десятилетия ХХ в. организованная преступность приобрела высшую форму своего развития и стала носить транснациональный характер. Процесс транснационализации внутригосударственной организованной преступности начал развиваться с момента расширения сотрудничества между государствами, установления экономических, социальных и иных отношений между физическими и юридическими лицами зарубежных стран. Совокупность причин, влияющих на формирование и развитие транснациональной организованной преступности, была сформулирована во время работы Всемирной конференции по транснациональной организованной преступности на уровне министров по организованной преступности (Италия, Неаполь, 21–23 ноября 1994 г.) и на IX Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Египет, Каир, 28 апреля – 8 мая 1995 г.)1. В качестве основных причин были выделены такие, как увеличение взаимозависимости государств, формирование мирового рынка, для которого характерны тесные экономические связи, взаимные инвестиции, формирование международных финансовых сетей, систем международных расчётов, позволяющих быстро осуществлять сложные финансовые операции, с задействованием банковских учреждений нескольких государств и пр.

В итоговых документах Неапольской конференции 1994 г. транснациональная организованная преступная деятельность была определена как осуществление преступными организациями незаконных операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы с целью использования благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких иностранных государствах для получения существенной экономической выгоды, а также для эффективного уклонения от социального контроля с помощью коррупции, насилия и использования значительных различий в системах уголовного правосудия разных стран2.

Можно предположить, что фактор коррупционности общества является движущей силой в развитии транснациональной организованной преступности. Тем самым для эффективного решения поставленных задач, направленных на борьбу с транснациональной организованной преступностью, государству требуется, прежде всего, разработать и ввести на всей территории страны единую систему мер по предупреждению и ликвидации коррупции на всех уровнях власти.

В соответствии с выше обозначенными доводами основной задачей исследования является проведение анализа законодательства отдельных субъектов РФ (входящих в состав Приволжского федерального округа) на предмет реализации в их законодательстве норм международно-правовых актов, подписанных Российской Федерацией и ратифицированных в установленном порядке, которые направлены на пресечение коррупции.

 

I. Основные международно-правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией

1. Единым комплексным международно-правовым актом общего характера3, включающим в себя принципы и стандарты межгосударственного сотрудничества в сфере предотвращения и пресечения транснациональных преступлений, является Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятая 15 ноября 2000 года. Федеральным законом РФ от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ указанная конвенция была ратифицирована с заявлениями. Российская Федерация заявила, что будет осуществлять юрисдикцию в отношении ряда деяний, признанных конвенцией преступными; на основе взаимности использовать конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами – участниками конвенции; положения конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества в вопросах выдачи и правовой помощи и пр.

Конвенция представляет собой комплексный акт, в котором закреплены уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, международно-правовые нормы о взаимной правовой помощи и международном сотрудничестве. Сферы действия представленной конвенции направлены на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путём, на борьбу с коррупцией, на криминализацию участия в организованной преступной группе; в дополнительных протоколах также идёт речь о предупреждении и пресечении торговли людьми, и незаконном ввозе мигрантов по суше, морю и воздуху.

2. В качестве универсального международно-правового акта специального характера следует назвать Конвенцию ООН против коррупции, подписанную 9 декабря 2003 г. в Мериде и ратифицированную Российской Федерацией Федеральным законом № 40-ФЗ от
8 марта 2006 г. с заявлениями. Суть указанных заявлений заключается в том, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении деяний, признанных преступными согласно положениям отдельных статей конвенции; кроме того, Российская Федерация оставляет за собой право применения особого порядка выдачи, если имеются существенные основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью преследование или наказание какого-либо лица по причине его пола, расы, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или политических убеждений или что удовлетворение этой просьбы может нанести ущерб положению этого лица по любой из этих причин.

Как и во многих других международных документах, посвящённых проблеме коррупции, данная Конвенция ООН содержит механизм предупреждения возникновения коллизии интересов. Этой цели служит установленная для публичных должностных лиц обязанность подавать декларацию о своих финансовых интересах и источниках доходов и в необходимых случаях публиковать эти сведения в средствах массовой информации.

3. Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., подписанная от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 27 января 1999 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ без заявлений.

Конвенция устанавливает единые понятия
(в частности, введено понятие «публичного должностного лица»), определяет меры, которые должны быть приняты на национальном уровне за подкуп должностных лиц, отмывание доходов, правонарушения в области бухгалтерского учёта, а также общие принципы и меры в области международного сотрудничества. Конвенция определяет свыше десяти видов коррупционных преступлений, конкретизация происходит по субъекту: в отношении национальных государственных должностных лиц, членов национальных государственных собраний, иностранных государственных должностных лиц и членов иностранных государственных собраний и т.д.

При этом в конвенции обозначено, что успех борьбы с коррупцией на национальном уровне и на уровне международного сообщества зависит не только от уголовно-правовых средств. Необходим единый комплекс мер, направленных на формирование антикоррупционной настроенности общества, обеспечение международных стандартов квалификации коррупционных правонарушений, соблюдение принципа неотвратимости наказания, обеспечение справедливого возмещения ущерба от коррупционных преступлений пострадавшим субъектам.

 

II. Федеральное законодательство Российской Федерации, принятое в рамках борьбы с коррупцией

В законодательстве РФ отсутствует единый комплексный нормативно-правовой акт, определяющий принципы, задачи, основные направления и формы противодействия коррупции, который стал бы основой для создания целостной системы антикоррупционного законодательства в Российской Федерации. Следует также отметить, что попытки разработать проект Закона «О борьбе с коррупцией» предпринимались ещё в начале 90-х годов, однако они не получили дальнейшего развития.

Коррупция как публичный элемент находит своё выражение в органах государственной власти и управления, поэтому законодательство РФ и субъектов РФ должно развиваться по пути искоренения коррупционной составляющей из нормативно-правовых актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также должно быть направлено на устранение коррупции во всех государственных структурах.

В своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 и 2007 годах4 Президент РФ определил коррупцию как одно из самых серьёзных препятствий на пути развития России, а борьбу с коррупцией – в качестве одной из приоритетных задач. Тем самым государственная политика, направленная на искоренение коррупционной составляющей общества, как представляется, должна затрагивать не только федеральные органы государственной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного само-
управления.

В рамках проведения единой политики, направленной на борьбу с коррупцией на уровне Федерации, приняты и действуют следующие нормативно-правовые акты и концепции развития:

1. В целях установления единого порядка размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон устанавливает, что осуществление госзаказа на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должны выполняться посредством проведения открытого конкурса, аукциона, размещения котировок и прочего, с заблаговременной публикацией в официальных печатных изданиях информации об их проведении. Все это обеспечит открытость в проведении процедуры отбора претендентов на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд.

Указанный федеральный закон направлен на снижение преступлений, связанных с получением должностными лицами, ответственными за закупку товаров и организацию выполнения работ для государственных и муниципальных нужд, взяток за право заключения контракта с органами государственной власти, а также на снижение преступлений, связанных с получением должностными лицами прибыли посредством установления в заключаемых контрактах завышенной стоимости товаров и услуг.

2. Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведённых Фондом «Общественное мнение» в 2004 г.5 в семи субъектах Российской Федерации, свидетельствуют об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг (более 71 % опрошенных). Более 76 % опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате. Тем самым одним из направлений борьбы с коррупцией стало проведение административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 гг., концепция которой была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Основной целью административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 гг. стали оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности этих органов.

Приоритетными направлениями в рамках проводимой административной реформы были:

• разработка и принятие нормативных правовых актов и разработка методической базы для совершенствования действующей системы контроля и надзора, процесса закупок для государственных нужд, механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов,  развитие механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, создание механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти и системы мониторинга по направлениям административной реформы и информирования общества о её реализации;

• обеспечение информационной открытости федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

• пробное внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти, начало реализации антикоррупционных программ в органах исполнительной власти;

• завершение разработки и внедрение систем информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: поэтапное развертывание систем мониторинга результативности деятельности органов исполнительной власти, качества и доступности государственных услуг, уровня коррупции и антикоррупционных мероприятий, информационной открытости, процесса закупок для государственных нужд, распространения успешного опыта государственного управления, результативности административной реформы.

Также в рамках административной реформы предполагается проведение мероприятий по оптимизации функций органов исполнительной власти. Положениями Концепции административной реформы определено, что наличие у органов исполнительной власти значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьёзным препятствием для интенсивного развития предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти. Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счёт оптимизации функций органов исполнительной власти и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Наряду с упразднением избыточных функций должны идти процессы введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, а также процессы модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, которые также потребуют изменения нормативно-правовой базы и проведения организационных мероприятий.

3. В целях приведения российского законодательства в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией Указом Президента РФ от 3 февраля 2007 г. № 129 образована Межведомственная рабочая группа. Она призвана подготовить предложения по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года.

В пределах утверждённых задач межведомственная рабочая группа для решения возложенных на неё задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также от организаций; приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также представителей организаций; формировать по вопросам, отнесённым к её компетенции, постоянные и (или) временные рабочие (экспертные) группы и утверждать их состав и т.д.

Масштабы проводимых в последние годы реформ и создание специального органа, основной задачей которого является приведение норм российского законодательства в соответствие с положениями, закреплёнными в основных международно-правовых актах, позволяют сделать вывод о том, что проводимая в РФ государственная политика направлена на создание на уровне государства единой системы нормативно-правовых актов, посредством которых будет обеспечен баланс мер, направленных на пресечение коррупции на всех уровнях государственной власти.

 

III. Реализация мер по борьбе с коррупцией в законодательстве субъектов РФ (на примере Приволжского федерального округа)

В условиях отсутствия единого специального акта федерального уровня, определяющего основные механизмы борьбы с коррупцией, в соответствии с закреплёнными в ст. 73 Конституции РФ полномочиями субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование в указанной сфере, применяя при этом нормы международно-правовых актов, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией в установленном порядке.

Правовую базу субъектов РФ в рассматриваемой области можно условно разделить на три вида:

• нормативно-правовые акты субъектов РФ, непосредственно регулирующие отношения в сфере противодействия коррупции и определяющие орган, осуществляющий контроль за выполнением задач, установленных нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

• нормативно-правовые акты, принятые в реализацию норм федерального законодательства;

• правовые акты, утверждающие областные программы и планы мероприятий в сфере противодействия коррупции.

1. На территории Приволжского федерального округа, в порядке опережающего правового регулирования в сфере противодействия коррупции, приняты три закона субъекта РФ и один законопроект находится на стадии согласования.

1.1. В рамках реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан и Пензенской области действуют законы (Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 г. № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» и Закон Пензенской области от 14.11.2006 г.
№ 1141-ЗПО «О противодействии коррупции в Пензенской области»), определяющие задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции.

Аналогичные нормы содержатся также в Законе Саратовской области от 29 декабря 2006 г.№ 155-ЗСО «О противодействии коррупции в Саратовской области». Кроме того, в указанном акте отдельно обозначены положения федерального законодательства о государственной гражданской службе (Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») в части установленных запретов, связанных с замещением государственных и муниципальных должностей и должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также обязанности представления сведений о доходах лицами, замещающими государственные должности в области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы области.

Задачами антикоррупционной политики в указанных законах субъектов РФ определены такие, как:

• устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим её проявлению;

• повышение риска коррупционных действий и потерь от них;

• увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;

• вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

• формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям6.

В отдельную главу в вышеобозначенных нормативно-правовых актах выделена система мер предупреждения коррупционных правонарушений, которая включает в себя:

• разработку и реализацию региональных, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ;

• проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;

• мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

• антикоррупционные образование и пропаганда;

• оказание государственной поддержки при формировании и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции и др.7

1.2. Проанализировав вышеуказанные меры, можно провести аналогию с отдельными положениями ратифицированных конвенций, о которых шла речь в первой части работы. По мнению автора, большинство норм, закреплённых в международных конвенциях, носят декларативный характер, то есть устанавливают общие принципы, основываясь на которых, страны-участницы разрабатывают и внедряют в национальное законодательство эффективные механизмы, направленные на регулирование тех или иных отношений. Как уже отмечалось выше, субъекты РФ обладают всей полнотой власти на подведомственных территориях и могут осуществлять собственное правовое регулирование в части, не противоречащей федеральному законодательству.

Положениями ст. 6 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, наличие органа (органов), осуществляющего выполнение мер, направленных на противодействие коррупции. До определения соответствующего органа на уровне Российской Федерации в рассматриваемых законах субъектов РФ в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному законодательству, определён специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики субъекта РФ, который представляет высшему должностному лицу и представительному органу субъекта РФ сводный отчёт о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в субъекте.

Статьёй 13 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции предусмотрено, что государство-участник принимает надлежащие меры в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами внутреннего законодательства для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней, для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз.

В качестве мер, посредством которых можно реализовать указанные принципы, называются:

• усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений;

• обеспечение эффективного доступа к информации для населения;

• проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.

Проанализировав отдельные положения рассматриваемых законов субъектов РФ, можно сделать вывод о том, что выше обозначенные в Конвенции ООН меры находят своё применение в законодательстве субъектов РФ. Например, в законах предусмотрены нормы, устанавливающие понятия «антикоррупционное образование» и «антикоррупционная пропаганда», а также порядок их проведения8. Последняя представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых её проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.

Реализация таких закреплённых в конвенции мер, как усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений, обеспечение для населения эффективного доступа к информации, находит своё выражение в создании на территории субъектов совещательных и экспертных органов, в состав которых входят представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.

Например, распоряжением губернатора Нижегородской области от 13 ноября 2003 г. № 1184-р создана Комиссия по борьбе с коррупцией при администрации губернатора Нижегородской области, которая является консультативным органом, содействующим реализации задач по борьбе с коррупцией и должностными злоупотреблениями. В рамках своих полномочий Комиссия по борьбе с коррупцией осуществляет:

• организацию работы по подготовке постановлений и распоряжений губернатора области, направленных на усиление и совершенствование методов борьбы с коррупцией;

• координацию действий с правоохранительными органами по вопросам борьбы с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления;

• координацию работы с Законодательным собранием в части разработки и принятия правовых актов, направленных на предупреждение, выявление и пресечение фактов должностных правонарушений и преступлений;

• разработку перспективных планов, направленных на усиление борьбы с коррупцией в регионе, выявление фактов должностных преступлений и иных злоупотреблений, связанных с использованием служебного положения; организацию общественного контроля за деятельностью административных органов и органов местного самоуправления, в части соблюдения федерального и регионального законодательства, направленного на недопущение и пресечение должностных правонарушений.

Для выполнения поставленных задач комиссия вправе:

• направлять запросы для получения информации в органы исполнительной и законодательной власти, в правоохранительные органы, регистрационные, разрешительные и иные государственные и коммерческие структуры;

• рассматривать заявления, жалобы и обращения граждан, государственных, общественных, коммерческих и прочих организаций, рекомендовать соответствующим органам принятие тех или иных мер в соответствии с действующим законодательством;

• осуществлять мероприятия общего характера, направленные на получение информации в отношении фактов совершения должностных правонарушений и злоупотреблений;

• истребовать копии документов в государственных, регистрационных, разрешительных и иных органах и организациях, необходимых для работы комиссии в рамках её компетенции;

• осуществлять общественный контроль за законностью и целевым использованием средств федерального и местного бюджетов органами исполнительной власти, местного самоуправления и унитарными предприятиями.

Учреждённая комиссия своей деятельностью обеспечивает общественный контроль за государственными структурами Нижегородской области, в том числе обеспечивает реализацию своих полномочий путём рассмотрения заявлений граждан, непосредственно столкнувшихся с фактом коррупции. В связи с тем, что комиссия не обладает властными полномочиями, вся собранная информация передаётся в соответствующие правоохранительные структуры субъекта РФ.

Несмотря на то, что комиссия не является «органом, осуществляющим предупреждение коррупции», в смысле ч. 1 ст. 6 Конвенции ООН против коррупции, тем не менее, посредством создания подобных органов в субъектах обеспечивается реализация прописанных в ст. 10 Конвенции ООН принципа публичной отчётности и принципа общественного контроля (ст. 13 Конвенции).

Необходимо отметить, что на уровне субъектов РФ создаются общественные палаты, которые образуются в форме общественных объединений для обеспечения взаимодействия жителей субъекта РФ с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учёта интересов жителей субъекта РФ, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также для осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Всё это, несомненно, способствует обеспечению прозрачности деятельности органов государственной власти на всех уровнях.

Кроме того, в ходе научно-практической конференции «О проблемах борьбы с коррупцией», состоявшейся в ноябре 2006 г. в Казани, было принято решение об учреждении Фонда «Антикоррупция», который представляет собой некоммерческую организацию, предметно занимающуюся изучением проблем коррупции и противодействием ей. Основное направление деятельности фонда – оптимизация правоохранительной и судебной практик, которое направлено на выявление и пресечение коррупционной деятельности. Решать указанную задачу призван экспертно-консультативный совет фонда, который объединил в себе учёных, правоохранителей, представителей органов власти.

2. В целях проведения единой государственной политики в сфере организации и проведения торгов на территории субъектов РФ, а также для обеспечения эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, обеспечения равных возможностей, законных прав и интересов участников торгов субъектами РФ издаются нормативные правовые акты, которыми учреждаются уполномоченные органы государственной власти в указанной сфере.

Например, Указом губернатора Пермского края от 19 декабря 2006 г. № 202 в связи с изменением федерального законодательства было упразднено Управление государственными закупками аппарата Правительства Пермского края, при этом полномочия в сфере осуществления государственных закупок и госзаказов переданы Министерству торговли Пермского края.

Принципы регулирования отношений в сфере осуществления публичных закупок и управления публичными финансами установлены в
ст. 9 Конвенции ООН против коррупции. Согласно установленным нормам государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, необходимые меры для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции.

Указанные меры могут выражаться:

• в публичном распространении информации,
касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и надлежащую или уместную информацию о заключении контрактов;

• в заблаговременном определении условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правила проведения торгов и их опубликование;

• в создании эффективной системы внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения юридических средств оспаривания и средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур, установленных согласно настоящему пункту и др.

Применение этих принципов нашло отражение
в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Так, Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2006 г. № 424 утверждено Положение об Управлении по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области.
В рамках переданных полномочий управление осуществляет следующие функции:

• рассматривает заявки от государственных заказчиков Нижегородской области на размещение государственного заказа Нижегородской области и необходимых документов;

• формирует комиссии по размещению заказа Нижегородской области;

• публикует извещения о проведении открытых конкурсов и аукционов в официальном печатном издании и размещает их на официальном сайте в сети Интернет;

• предоставляет по запросам заинтересованных лиц конкурсную документацию, документацию об открытом аукционе;

• осуществляет приём граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию управления, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, принимает по ним соответствующие меры. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области, равно как и аналогичные структуры в других субъектах РФ, посредством выполнения утверждённых полномочий реализуют принципы, обозначенные в ст. 9 Конвенции ООН, направленные на пресечение коррупции в сфере регулирования публичных закупок и управления публичными финансами.

3. Наиболее распространённой формой осуществления антикоррупционных мер, принимаемых на уровне субъектов РФ, являются разработка и принятие программ, планов действий, направленных не только на поэтапное искоренение коррупции в структурах органов государственной власти, но и создание достойных социально-экономических условий жизни.

По итогам проведённого анализа нормативно-правовой базы субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа, можно выделить следующие правовые акты.

> Постановлением администрации Нижегородской области от 11 июня 1999 г. № 190 утверждается комплексная Программа мер по предотвращению коррупции в Нижегородской области. Целью настоящей программы является профилактика коррумпированности всех ветвей власти, государственных и муниципальных органов на территории Нижегородской области.
В качестве основных принципов программы следует выделить следующие:

• работа по ограничению коррупции не должна сводиться к разовой кампании, т.к. за окончанием любой кампании может последовать новый, более мощный виток коррупции;

• коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с её проявлениями;

• борьба с коррупцией должна быть всеохватной, комплексной, вестись постоянно, на это должны быть направлены все силы как властных структур, так и институтов гражданского общества.

> Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16.10.2006 г. № 516 утверждена Республиканская программа по реализации стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006–2008 годы. Основными целями программы являются усиление работы по недопущению коррупции в министерстве, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, обеспечение законности в деятельности государственных гражданских служащих. Программа, определяя стратегические направления борьбы с проявлениями коррупции, направлена на решение следующих задач:

• противодействие условиям, порождающим коррупцию, и принятие мер по выявлению и устранению причин, способствующих появлению коррупции;

• повышение эффективности управления аппаратом министерства;

• проведение правовой экспертизы проектов правовых актов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан на предмет их коррупционности;

• повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих;

• формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

> Также антикоррупционные меры предусмотрены в региональных программах по проведению административной реформы в регионах, по профилактике правонарушений, усилению борьбы с преступностью в регионах, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту (Чувашская Республика, Республика Мордовия, Нижегородская, Кировская, Пензенская, Самарская, Саратовская  и Ульяновская области).

Например, в соответствии с п. 3.6 Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Чувашской Республики в 2006–2008 годах», утверждённой Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 14.04.2006 г. № 98, реализация мер по эффективной антикоррупционной политике предусматривает:

• проведение ежегодных социологических исследований среди предпринимательских структур на предмет установления индексов восприятия коррупции и взяточничества;

• внедрение в практику обязательного проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупционность;

• проведение оценки коррупционных рисков в органах исполнительной власти Чувашской Республики и ранжирование их по степени распространённости;

• внедрение элементов антикоррупционной подготовки в учебные планы высших образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров государственной службы;

• включение в состав комиссий по размещению государственного и муниципального заказа (конкурсные и аукционные комиссии) представителей общественности в качестве наблюдателей;

• принятие дополнительных мер по повышению уровня исполнительской дисциплины и законности в целях совершенствования системы оперативного реагирования на обращения граждан о допущенных фактах бестактного поведения и вымогательств со стороны государственных гражданских и муниципальных служащих и др.

Законом Самарской области от 12.12.2006 г. № 177-ГД утверждена «Комплексная программа профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности Самарской области на 2007–2009 годы». Необходимость подготовки данной программы вызвана тем, что несмотря на снижение преступности, криминогенная обстановка в Самарской области продолжает оставаться сложной, и совершение тяжких экономических преступлений в большинстве случаев связано с коррупцией и проникновением криминала во власть. Одной из задач, решение которой предусмотрено в рамках реализации программы, является борьба с коррупцией.

Тем самым посредством исполнения данных программ реализуется один из основных принципов Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, который определяет, что успех борьбы с коррупцией как на уровне государства, так и в мировом масштабе зависит, прежде всего, от разработки и выполнения единого комплекса мер, направленных на формирование антикоррупционной настроенности общества, соблюдение принципа неотвратимости наказания, обеспечение справедливого возмещения ущерба от коррупционных преступлений пострадавшим субъектам и пр.

В заключение необходимо отметить, что в условиях отсутствия единого нормативно-правового акта на уровне Российской Федерации в сфе-
ре борьбы с коррупцией субъекты РФ вправе проводить собственное правовое регулирование в указанной области в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному законодательству, в пределах полномочий, установленных ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Проанализировав законодательство субъектов РФ, направленное тем или иным образом на противодействие коррупции, автор пришёл к выводу, что имплементация норм международного права в указанной сфере в законодательство субъектов РФ может осуществляться двумя способами:

• посредством реализации субъектами РФ полномочий, определённых в федеральных законах, разработанных с учётом норм международных договоров (например, в сфере регулирования публичных закупок и управления публичными финансами;

• посредством непрямого применения норм международного права, изложенных в виде принципов, общих положений в международных конвенциях, подписанных от имени РФ и ратифицированных в установленном порядке. Такое применение может выражаться как в издании специальных нормативно-правовых актов субъектов РФ в сфере противодействия коррупции, разработке и исполнении соответствующих программ, так и в создании консультативных органов, наделённых определёнными полномочиями и обеспечивающих определённого рода общественный контроль и открытость в указанной сфере.

Принятие на уровне субъектов РФ специальных законов и программ в рассматриваемой сфере, учреждение органов контроля, непосредственно занимающихся проблемой коррупции, эффективно сказывается на реализации общероссийской антикоррупционной политики. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время большинство предпринимаемых мер направлено на пресечение коррупции путём наказания лиц, нарушивших закон. Вместе с тем представляется необходимым создать систему мер профилактики рассматриваемого явления, а также систему сдерживающих факторов и общественной нетерпимости.

 

1 По итогам Всемирной конференции по транснациональной организованной преступности на уровне министров по организованной преступности (Италия, Неаполь, 21–23 ноября 1994 г.) на IX Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, а также Доклад IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, изданный в виде «Рекомендаций в отношении четырёх основных тем IX Конгресса Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями».

2 Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, принятый на Всемирной конференции по транснациональной организованной преступности на уровне министров по организованной преступности (Италия, Неаполь, 21–23 ноября 1994 г.).

3 Под «общим» характером автором понимается международный нормативный правовой акт, принятый в рамках ООН. Данный акт обладает «общим» характером в силу того, что число государств – членов ООН составляет 192, тем самым принятые в рамках ООН акты распространяют своё действие на значительную часть участников международно-правовых отношений.

4 www.rg.ru

5 www.fom.ru

6 Статья 2 Закона Республики Татарстан от 04.05.2006 г. № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» и ст. 2 Закона Пензенской области от 14.11.2006 г. № 1141-ЗПО «О противодействии коррупции в Пензенской области».

7 Статья 5 Закона Саратовской области от 29 декабря 2006 г. № 155-ЗСО «О противодействии коррупции в Саратовской области»; ст. 7 Закона Республики Татарстан от 04.05.2006 г. № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» и ст. 6 Закона Пензенской области от 14.11.2006 г. № 1141-ЗПО «О противодействии коррупции в Пензенской области».

8 Статья 12 Закона Республики Татарстан от 04.05.2006 г. № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» и ст. 10 Закона Пензенской области от 14.11.2006 г. № 1141-ЗПО «О противодействии коррупции в Пензенской области».

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100