Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Методика проведения обобщений

22.08.2007

Методика проведения обобщений

 

Н.В. Артемьева, нотариус г. Читы

 

Проведение обобщений является одним из основных направлений методической работы нотариальных палат. Данный вид деятельности имеет очень большое значение, т.к. позволяет изучить сложившуюся практику, выявить имеющиеся проблемы в нотариальной деятельности, найти пути решения этих проблем либо наметить мероприятия по их решению.

Итак, что такое обобщение и как его проводить? Вероятно, данная работа является первой попыткой изложения методики проведения обобщений в практике нотариальных палат. Обобщение применения законодательства в нотариальной деятельности можно сравнить с научной работой, основанной на изучении теории законодательства и практики его применения. Поэтому в основу предлагаемой методики положена методология научного познания.

Так, под обобщением следует понимать исследование, основанное на сборе информации по заданной теме, анализе и синтезе этой информации с дальнейшим формулированием выводов, выработкой рекомендаций и предложений. Формулировать понятие «обобщение» применительно к деятельности в сфере нотариата не имеет смысла, поскольку предмет обобщений достаточно широк и разнообразен.

Ход проведения обобщения можно представить в виде следующей логической схемы:

I. Выбор темы обобщения.

II. Изучение литературы.

III. Постановка конкретных проблем (вопросов).

IV. Выбор методов (методики) проведения обобщения.

V. Описание собранного материала.

VI. Обсуждение результатов.

VII. Формулирование выводов, оценка полученных результатов, выработка рекомендаций.

Конечно, деление обобщения на этапы довольно условно. Такие этапы, как изучение литературы, обсуждение результатов, могут существовать и как отдельные этапы, а также сопровождать весь процесс обобщения.

 

I этап. Выбор темы

Коренным вопросом является выбор темы. Она должна быть актуальной. Выбрать актуальную тему достаточно просто, т.к. органы управления нотариальных палат, методические комиссии, состоящие в основном из практикующих нотариусов, находятся в курсе всех вопросов, возникающих в нотариальной деятельности. Любые вопросы, возникающие в их деятельности, сами по себе могут определить тему обобщения. Со смелостью можно сказать, что в нотариате каждая тема, связанная с совершением нотариальных действий, является актуальной. Если даже при совершении одного из наиболее простых нотариальных действий – свидетельствовании копий – возникает так много вопросов, что говорить о других, более сложных. Тут кстати вспомнить А. Фета: «Пора узнать, что в мирозданье, куда ни обратись – вопрос, а не ответ».

Не рекомендуется проводить обобщения в тех случаях, если нотариальные действия не распространены и совершаются в единичных ситуациях. Чаще всего предметом обобщений являются вопросы применения законодательства при совершении нотариальных действий. Однако обобщение может иметь своим предметом и другие темы, например, проблему истребования нотариальных документов правоохранительными и судебными органами, практику взимания тарифов.

Тема обобщения может быть широкой и узкой. Например, можно запланировать широкую тему – «Нотариальная практика по вопросам применения ч. 3 ГК РФ "Наследственное право"», а можно более узкую тему из области наследственного права, например, «Обязательная доля в наследстве: нотариальная и судебная практика». Другие примеры: широкая тема –
«Практика удостоверений согласий», это вопросы удостоверения согласий супругов; согласий на выезд несовершеннолетних детей за границу, других согласий законных представителей – на совершение сделки, на медицинское вмешательство; согласий по вопросам гражданства; на усыновление; на регистрацию по месту жительства и т.д. А любой вид этих согласий может являться предметом более узкого обобщения.

В науке есть мнение, что при выборе темы предпочтительнее брать узкую тему, которую можно разработать глубоко и всесторонне. Недаром народная мудрость гласит: «Копни поглубже, найдёшь погуще». В то же время не стоит умалять значения обобщений с широкой тематикой. Такие обобщения позволят выявить наиболее острые проблемы, которые в свою очередь могут стать предметом более глубокого изучения.

Выбору темы, кроме имеющейся информации в палате, могут способствовать:

– опрос нотариусов. Опрос может быть как устный, так и письменный, в том числе путём анкетирования;

– анализ жалоб на действия нотариусов, в том числе в судебном порядке. Как правило, жалобы возникают по различным вопросам, но может быть и несколько жалоб по одному вопросу. Например, в палату стали поступать жалобы на неправильное взимание тарифов нотариусами – можно запланировать проведение обобщений именно по этому вопросу.

 

II этап. Изучение литературы

После выбора темы необходимо изучить литературу по предмету обобщения. Литература может быть самой разнообразной: это нормативная литература, судебная практика, монографии, различные публикации, статьи, в том числе в специальных изданиях для нотариусов (журналах «Нотариальный вестникъ», «Нотариус», «Бюллетень нотариальной практики»). Эффективным является использование различных информационно-справочных систем, например, ИСС «Консультант. Плюс», в которой есть разделы «Судебная практика», «Комментарии законодательства». Возможности поиска в этой системе позволяют быстро найти требующийся материал. Необходимо также изучить материалы, имеющиеся в нотариальной палате, например, предоставляемые нотариусами судебные решения.

Как уже отмечалось, изучение литературы необходимо для всего процесса обобщения (постановки проблем и вопросов, описания и анализа материала, формулирования выводов).

 

III этап. Постановка конкретных проблем (вопросов)

Выбрав тему и изучив литературу, необходимо перейти к постановке проблем (вопросов) по заданной тематике. Достаточно много вопросов, особенно по наследству, можно почерпнуть в нотариальной конференции сайта «Notary.ru» – участники конференции активно обсуждают самые различные проблемы, возникающие в нотариальной практике.

Попытаемся поставить вопросы по определённой теме. Допустим, выбрана тема обобщения «Удостоверение согласий на выезд несовершеннолетних за границу». По данной теме можно обозначить следующие вопросы: форма документа (согласие или заявление); проверка полномочий законных представителей, соблюдений требований ст. 20 ФЗ «О выезде и въезде в РФ» – указание срока выезда, государства, сопровождающего, его данных и полномочий, взимание тарифа.

Казалось бы, вопросов немного, но если провести обобщение по этим вопросам, то убеждена, что нотариальная практика будет разной. Например, встречаются документы с абсолютно одинаковым текстом, но один документ назывался согласием с соответствующей удостоверительной надписью, а другой – заявлением, где была засвидетельствована подпись, при этом тариф у обоих документов был одинаков (500 руб.).

Один из участников нотариальной конференции задавал вопрос, необходимо ли истребовать при удостоверении согласий свидетельство о рождении ребёнка, хотя передо мной такой вопрос не вставал – свидетельство о рождении требую всегда. А может, достаточно записи о ребёнке в паспорте родителя?

По указанию срока выезда практика также абсолютно разная: кто-то указывает конкретный период выезда или поездки, то есть удостоверяет согласие на разовую поездку; другие – на периодические поездки в течение длительного периода, вплоть до наступления совершеннолетия; третьи указывают, что согласие действует в течение года, а кто-то вообще не указывает срок. В последнем случае допускается явное нарушение закона. На мой взгляд, и по некоторым другим вариантам (например, когда указано, что согласие действует в течение года) возникают вопросы в их обоснованности.

Указанную тему можно несколько расширить, если обобщить практику удостоверения согласий на поездку детей по России. Несмотря на то, что законодательным актом данный вопрос не урегулирован, такие согласия удостоверяются, и по ним складывается определённая практика (хотя кто-то продолжает удостоверять доверенности на сопровождение ребёнка).

Не только не исключено, но и более вероятно, что в ходе обобщения возникнут вопросы, которые первоначально и не ставились перед проводящими обобщение.

IV этап. Выбор методов (методики) проведения обобщения

Методы проведения обобщения – это те приёмы или способы, которые используются для последовательного, наиболее эффективного осуществления исследования по выбранной теме.

При выборе методов необходимо учитывать вид обобщения – полное или частичное.

Как правило, обобщения в деятельности нотариальных палат являются частичными, тем более, если тема обобщения достаточно широкая. Частичное обобщение вполне позволяет проанализировать решение возникающих правовых ситуаций, складывающуюся практику и сделать выводы. Тем не менее не исключено и полное обобщение, например, на тему «Обязательная доля». Конечно, есть сложность в проведении полных обобщений, т.к. изучению подлежат все случаи по указанной теме, и, конечно, это нереально в палатах с большим количеством нотариусов. Однако возможно, например, полное обобщение в регионах с небольшим количеством нотариусов и по узкой тематике.

Основными методами проведения обобщений являются накопление и обработка материалов.

Можно использовать следующую схему накопления материала:

а) лица, проводящие обобщение, знакомятся с нотариальными документами, например наследственными делами, непосредственно в нотариальных конторах.

Ознакомление с нотариальными документами может осуществляться как по выборочному принципу, так и по сплошному. Например, выборочно – все законченные дела за один месяц, а также дела по конкретным правовым ситуациям (например, с обязательной долей), либо по сплошному принципу – ознакомление с нарядом брачных договоров (которых незначительное количество) за конкретный период;

б) истребование копий нотариальных документов у нотариусов, например, для проведения обобщений по завещаниям, согласиям. Не рекомендуется запрашивать копии по сделкам с большим объёмом. Истребование только копий документов у нотариусов (без самостоятельного ознакомления в нотариальных конторах) не всегда будет давать реальную картину складывающейся практики. Нотариус вряд ли представит документ, в котором он сомневается, либо считает, что документ не представляет интереса, т.к. для него это обычный документ, а на самом деле для остальных нотариусов этот документ будет полезным и новым;

в) составление подробной анкеты по вопросам обобщения, которая направляется всем нотариусам. Анкету лучше составить после сбора материала способами, указанными в пунктах а) и б), т.к. предварительно собранный материал уже выявит какие-то проблемы;

г) изучение жалоб и обращений граждан, поступивших в палату по вопросам предмета обобщения за определённый период. При этом необходимо проанализировать жалобы и заявления в динамике, например, за два-три года, что позволит выявить тенденции их изменения;

д) последний этап сбора информации – это систематизация всего собранного материала.

Сведения, полученные всеми указанными способами, собираются по каждому вопросу обобщения.

V этап. Описание собранного материала

Указанный этап является очень важным в ходе проведения обобщения. При описании собранного материала необходимо проявить объективность. Материал может быть описан разными способами – для некоторых ситуаций достаточно кратких описаний, другие ситуации требуют подробного описания.

Основной метод описания – метод сравнения. При описании материала нужно показать различные пути сложившихся решений правовых ситуаций по обобщаемым вопросам. Не зря говорится: «Всё познаётся в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие вопросов, являющихся предметом обобщения. Принцип сравнения в науке считается основополагающим – он устанавливает то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Однако может это и парадокс, но в нотариате не всегда общее или наиболее общее является абсолютно верным. Не исключено, что большинство нотариусов применяют закон неправильно, а единицы – правильно.

Форма описания материала может быть разная. Если тема обобщения широкая, то описывать материал лучше блоками – по отдельным вопросам, являющимся предметом обобщения. Например, если это тема широкая – наследственное право, то рекомендуется придерживаться структуры части 3-й ГК РФ.

 

VI этап. Обсуждение результатов

Обсуждение может проводиться уже на стадии сбора материала. Но в полном объёме оно осуществляться именно после накопления материала и его систематизации. Обсуждение –
очень важный этап, т.к. лица, проводящие обобщение, вырабатывают оценку собранного материала, что в дальнейшем является основой для выводов и рекомендаций.

Обсуждение может проводиться непосредственно лицами, обобщающими материал, а также на заседаниях методических комиссий, на Правлении. Не исключено и предварительное обсуждение результатов на семинарах нотариусов.

 

VII этап. Формулирование выводов, оценка полученных результатов, выработка рекомендаций

Данный этап является завершающим этапом обобщения и основным. На лицах, проводящих обобщение, лежит высокая ответственность, т.к. они должны сделать выводы по вопросам, являющимся предметом обобщения, дать оценку совершённых нотариальных действий, возникших правовых ситуаций, порой этот анализ может заключаться и в негативной оценке нотариального действия. Поэтому выводы и оценка результатов должны быть аргументированы, подтверждены ссылками на нормы законодательства, в том числе с использованием аналогии закона и права. С учётом выводов формулируются рекомендации по вопросам, являющимся предметом обобщения.

Не исключён вариант, когда в ходе обобщения невозможно решение возникших вопросов, а для их решения необходимо дополнительно изучить проблему, сделать запросы в другие органы. В этом случае лица, проводящие обобщения, ограничиваются описанием собранного материала и дают рекомендации для дополнительного изучения вопроса.

В заключение хотелось бы сказать, что в целях выявления проблем правоприменительной практики для дальнейшего решения данных проблем и выработки единства практики было бы неплохо проводить обобщения на федеральном уровне. Это должно исходить от Федеральной нотариальной палаты, которая предусмотрит темы обобщений на очередной год, а региональные палаты также включат эти обобщения в свои планы работ.

Автор: Артемьева Н.В.

Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100