Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О деятельности Правления Федеральной нотариальной палаты в 2006 году

16.07.2007

Закончился очередной отчётный период работы Правления Федеральной нотариальной палаты, в котором основные направления деятельности Правления были сформулированы в Главных задачах Федеральной нотариальной палаты на 2006 год.

Свою деятельность в прошлом году Правление строило в режиме постоянного контакта и обмена информацией с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Такая форма взаимодействия позволяет иметь конкретные представления о ситуации в области нотариата в регионах, способствует быстрому разрешению возникающих в нотариальной деятельности проблем и выработке рекомендаций по проведению скоординированного сотрудничества палат по тем или иным вопросам, обеспечивает систематический контроль за выполнением нотариальными палатами возложенных на них государством полномочий.

В 2006 году состоялось десять заседаний Правления, на которых рассматривались стратегические и приоритетные вопросы, касающиеся расширения сферы нотариальных услуг, повышения их качества, обеспечения деятельности нотариусов и нотариальных палат, повышения профессионального уровня нотариусов, совершенствования информационных технологий в рамках взаимодействия нотариального сообщества, укрепления отношений между нотариатом, органами власти и обществом, повышения уровня доверия граждан и государства к нотариату. Исходя из принципа преемственности кадров нотариата, решался вопрос об улучшении социальной помощи неработающим пенсионерам-нотариусам. Особое внимание Правление палаты уделило вопросу об участии нотариального сообщества России в политической жизни страны.

Результатом рассмотрения этих вопросов явилось принятие таких актов, как, например: Порядок оформления ходатайства и финансового заключения об оказании помощи в организации нотариальной деятельности при переходе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на частную практику; Положение о Единой информационной системе нотариата Российской Федерации; Основные направления проведения выездной проверки деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации; Методические рекомендации о едином порядке организации и ведения делопроизводства в нотариальных палатах, о выдаче свидетельства о праве на наследство, об открытии и производстве наследственного дела, проектов положений о дополнительном пенсионном обеспечении нотариусов Российской Федерации, об оказании социальной помощи нотариусам, нотариусам, сложившим полномочия, помощникам нотариусов, сотрудникам аппарата нотариальной палаты, о порядке выдачи удостоверений президентам региональных нотариальных палат.

Другими словами, в 2006 г. Правление палаты целенаправленно работало над тем, чтобы, как сказал на недавно прошедшей научно-практической конференции, посвящённой нотариату, советник Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлев: «Обеспечить три элемента в работе нотариата: доступность и абсолютную надежность для граждан и высокий профессионализм».

Наметившееся внимание к проблемам института нотариата со стороны государства – это не только результат наших целенаправленных усилий в этой сфере, а, скорее, отражение общей социально-экономической динамики в стране. Поэтому сейчас, как никогда, необходимы шаги по поднятию престижа нотариальной деятельности и усилению значимости нотариата в обществе.

Уверен, что этому в первую очередь должно способствовать чёткое выполнение нотариатом России возложенных на него публично-правовых функций. В связи с чем деятельность Федеральной нотариальной палаты по обеспечению выполнения этих функций являлась одним из её приоритетных направлений.

В 2006 году увеличилось количество нотариальных палат. При непосредственном содействии Федеральной палаты были созданы нотариальные палаты в Чеченской Республике и Республике Тыве. Правда, существование Нотариальной палаты Республики Тыва сейчас под вопросом, поскольку по дошедшей до Федеральной нотариальной палаты информации из-за непредставления палатой отчётности в налоговый орган и отсутствия операций по банковским счетам палата исключена из единого реестра юридических лиц. Данная информация в настоящее время уточняется.

В прошлом году в 23 нотариальных палатах были проведены отчётно-выборные собрания, в результате которых в Оренбургской, Курской, Кемеровской, Томской, Ярославской палатах были избраны новые президенты.

В соответствии с Планом выездных проверок в 2006 г. была проверена деятельность 11 нотариальных палат. Проверки показали, что, в целом, прослеживается усиление палатами работы по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов, по совершенствованию порядка рассмотрения обращений, поступающих в палату, по решению вопроса об увеличении размера членских взносов, по активному применению мер дисциплинарного взыскания. Качественнее и объёмнее становится работа со средствами массовой информации, приобретаются в собственность помещения для нотариальных палат, оказывается помощь по приобретению или расширению помещений под размещение нотариальных контор нотариусов, расширяется деятельность палат по оказанию различного рода финансовой помощи нотариусам, по осуществлению за счёт средств палаты коллективного страхования профессиональной ответственности нотариусов.

В то же время результаты проверок, переписка с нотариальными палатами, обращения органов государственной власти показывают, что в регионах есть вопросы, вызывающие серьёзные сложности в их разрешении. К ним, в частности, относится определение количества должностей нотариусов в нотариальных округах.

Отчасти это объясняется неоправданно долгим отсутствием чёткого законодательного урегулирования на федеральном уровне данного вопроса. Федеральной нотариальной палате при поддержке представителей депутатского корпуса, научной общественности, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы и Фонда «Институт развития нотариата» удалось убедить законодателя в недопустимости перехода к неограниченному количеству должностей нотариусов в нотариальном округе. В настоящее время сохранены существующие подходы по определению количества должностей нотариусов в нотариальном округе, при которых разработка порядка определения количества должностей нотариусов осталась в ведении Российской Федерации, а определение конкретного количества должностей нотариусов передано субъектам Российской Федерации. Федеральной нотариальной палатой и Федеральной регистрационной службой ведётся совместная работа по подготовке названного порядка.

Однако несмотря на отсутствие утверждённого порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе в ряде регионов началась реализация указанного полномочия субъекта Российской Федерации. При этом чаще всего в качестве критериев определения такого количества должностей нотариусов субъекты Российской Федерации применяют лишь принцип свободы конкуренции предпринимательской деятельности, что в силу публичного статуса нотариуса, непредпринимательского характера нотариальной деятельности, самофинансирования нотариусом своей деятельности и установленных федеральным законом размеров нотариальных тарифов является недопустимым. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве нотариальных палат до сих пор не разработаны экономические расчёты деятельности частнопрактикующих нотариусов, хотя Федеральная нотариальная палата неоднократно обращала внимание региональных палат на необходимость сделать это.

Кроме того, некоторые палаты не уделяют должного внимания организации нотариального обслуживания населения в нотариальных округах, где имеется единственный нотариус. Установление таким нотариусом «свободного» графика приёма, неудобного для граждан или чрезмерно сокращённого, отсутствие нотариуса на рабочем месте даже по уважительным причинам без урегулирования вопроса о его замещении однозначно подвигают органы власти к принятию решения об увеличении количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Более того, процесс принятия решения о количестве должностей нотариусов усугубляется отсутствием надлежащего уровня взаимоотношений палаты с органами власти. Что, в конечном счёте, приводит к утверждению субъектом необоснованно завышенного количества должностей нотариусов в нотариальных округах и к привлечению в дальнейшем к разрешению возникающих в связи с этим проблем Федеральной регистрационной службы и Федеральной нотариальной палаты.

Правда, отрадным является факт наличия иных подходов по определению количества должностей нотариусов в нотариальных округах. Например, в Самарской области нотариальная палата совместно с территориальным органом Росрегистрации подготовили обоснованные расчёты количества должностей нотариусов, заручились поддержкой Росрегистрации и Федеральной нотариальной палаты и представили согласованные предложения в законодательный орган области.

Проблемным до настоящего времени, несмотря на все предпринимаемые Федеральной палатой меры (обращения в Федеральную регистрационную службу, Министерство юстиции Российской Федерации, подготовка предложений по совершенствованию законодательства об архивном деле), остаётся и вопрос о хранении нотариальных архивов государственных нотариальных контор в случае их ликвидации.

На практике передача архивов ликвидированных государственных нотариальных контор разнообразна. В большинстве регионов (Нижегородская, Новосибирская, Московская области, Республика Татарстан и др.) архивы переданы частнопрактикующим нотариусам. Многочисленным является и число регионов (Архангельская, Оренбургская области, Республика Бурятия и др.), в которых часть архивов хранится в государственных или муниципальных архивах, а часть – у нотариусов. Есть регионы (Красноярский край, Тульская и Тверская области), в которых часть архивов принята на хранение органами юстиции, а часть – нотариусами. В Мурманской, Магаданской и Еврейской автономной областях созданы единые нотариальные архивы в нотариальных палатах. Рассматривается вопрос о создании единого архива в Нотариальной палате Республики Хакасия. Финансирование хранения документов и деятельности архивов, находящихся в нотариальных палатах и у частнопрактикующих нотариусов осуществляется ими за свой счёт. Поэтому Федеральной нотариальной палате предстоит продолжить целенаправленную работу по исключению или сглаживанию существующих диспропорций по указанному вопросу.

В прошлом году продолжился рост численности частнопрактикующих нотариусов. На 1 янва-
ря 2007 г. количество нотариусов, занимающихся частной практикой, составило 7 061 человек, что превысило количество нотариусов в 2005 г. на 151 человека. Вакантными остаются ещё
166 должностей частнопрактикующих нотариусов. По количеству наличия вакантных должностей нотариусов лидируют Сибирский и Центральный федеральные округа.

В 16-ти субъектах Российской Федерации продолжает существовать смешанная организационно-правовая форма нотариата. При этом в 76 нотариальных округах действуют только государственные нотариальные конторы. К сожалению, несмотря на утверждённую Федеральной палатой программу об оказании помощи в организации нотариальной деятельности при переходе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на частную практику, из-за низкой активности нотариальных палат указанная программа в 2006 г. не заработала, поскольку палаты не представили даже достаточной информации по анализу себестоимости небюджетной нотариальной деятельности в своих регионах. Результат этого – неизменная ситуация по сохранению количества нотариальных округов, где «нога частнопрактикующего нотариуса ещё не ступала».

Сложнее обстоят дела в 79 нотариальных округах, т.к. в них квалифицированная нотариальная помощь не оказывается вообще из-за отсутствия там нотариусов. О субъективных и объективных причинах сложившейся ситуации говорилось уже не раз. Итогом недоработки нотариальным сообществом данного вопроса явилось принятие законодателем решения о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правом совершать нотариальные действия в целях обеспечения нужд населения в нотариальной помощи.

В отношении качественного состава частнопрактикующих нотариусов следует отметить, что среди них преобладают лица, имеющие стаж нотариальной деятельности свыше десяти лет. Количество таких нотариусов составляет 61 % от общего числа нотариусов, занимающихся частной практикой. Однако данный факт не является основанием для прекращения повышения нотариусами своего профессионального уровня.

Отчасти об уровне профессионализма нотариального сообщества можно судить по созданной Федеральной нотариальной палатой и действующей электронной конференции для нотариусов. Количество участников конференции имеет тенденцию к увеличению. И многие задаваемые на конференции вопросы актуальны, злободневны, сложны. Интересны обоснования, суждения, предложения по тем или иным проблемам, затрагивающим интересы нотариального сообщества. Это отрадный факт. Заставляет задуматься только другое: по данной конференции можно судить об уровне профессиональной подготовки нотариусов или их помощников, поскольку в общей массе участников конференции преобладают помощники нотариусов.

Совершенствование системы повышения профессионального уровня нотариусов оставалось одним из актуальных вопросов деятельности Федеральной нотариальной палаты. Для выработки единых стандартов научно-образовательной деятельности в сфере нотариата палатой было проведено совещание с представителями шести учебных заведений России, при которых созданы постоянно действующие курсы повышения квалификации нотариусов. По результатам совещания были выработаны рекомендации, в соответствии с которыми, в частности, было признано необходимым осуществление повышения квалификации каждым нотариусом по 72-часовой программе обучения не менее одного раза в пять лет с обязательным итоговым тестированием.

Кроме этого, палатой проводилась работа по корректировке программ курсов повышения квалификации в соответствии с изменениями законодательства и пожеланиями нотариусов. Однако, принимая во внимание бурное развитие информационных технологий и реалии сегодняшнего дня, которые складываются из возрастающего обмена информацией через электронное сообщение, из увеличивающегося количество обращений за совершением нотариальных действий по обеспечению доказательств наличия того или иного материала в сети Интернет, из введения в действие палатой Единой информационной сети, программу в новом учебном году необходимо будет скорректировать с целью отведения времени и для обучения нотариусов компьютерной грамотности.

Что касается повышения квалификации нотариусами в настоящее время, то картина складывается следующим образом.

В целом, начиная с 2002 г., количество нотариусов, прошедших обучение на федеральных курсах повышения квалификации, ежегодно увеличивается на 30 %. За период с 2002 по 2006 г. на федеральных курсах повышения квалификации прошли обучение нотариусы из семи региональных нотариальных палат: Еврейской автономной области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Приморского и Ставропольского краёв, Кемеровской, Новосибирской и Свердловской областей. Из 30 нотариальных палат в течение указанного времени обучилось более 50 % нотариусов. А вот из нотариальных палат Чукотского автономного округа, Магаданской области и Республики Ингушетия за все пять лет обучение на курсах повышения квалификации не прошёл ни один нотариус.

Особое внимание в прошлом году было уделено повышению профессиональной квалификации президентов нотариальных палат. Для чего было организовано прохождение ими обучения по 72-часовой программе на базе Санкт-Петербургского университета. Палата и впредь планирует сделать регулярным проведение профессионального обучения президентов нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Исходя из нуждаемости региональных палат в высококвалифицированных специалистах в штате аппарата палат, в 2006 г. Федеральной нотариальной палатой при непосредственном участии своих комиссий было продолжено проведение специальных семинаров для исполнительных директоров, бухгалтеров, методистов нотариальных палат. Впервые было проведено два семинара по внедрению и использованию информационных технологий для специалистов, занимающихся обслуживанием таких систем в палатах.

Представляется, что повышение профессиональной квалификации и претензии к нотариальной деятельности взаимосвязаны и являются двумя сторонами одной медали. Так, на основании поступившей в Федеральную нотариальную палату информации и статистических отчётов палат можно сделать вывод о наметившимся в 2006 г. незначительном снижении количества жалоб на действия нотариусов и нотариальных палат но и об одновременном увеличении обоснованных жалоб.

Большая часть жалоб касалась вопросов правоприменительной практики, нарушений нотариусами норм профессиональной этики и несогласия заявителей с результатами рассмотрения обращения региональными нотариальными палатами. Рост числа нарушений нотариусами норм профессиональной этики, к сожалению, подтверждает результаты проведённых опросов населения о том, что большинство граждан не только не знают, что нотариусы призваны защищать их права, но и не считают нотариусов своими правозащитниками. Одновременно с увеличением обоснованных жалоб возросло более чем в 2,5 раза и составило в 2006 г. 367 количество представлений и определений, вынесённых судами и правоохранительными органами в адрес частнопрактикующих нотариусов и нотариальных палат.

Не исключено, что названные цифры из-за недостоверной представленной информации палатами могут быть несколько больше. Говорю об этом потому, что, несмотря на все увещевания и взывания к нормам профессиональной этики, Федеральной нотариальной палате не удалось устранить одно из самых серьёзных препятствий на пути оказания государством доверия институту нотариата – недисциплинированность региональных нотариальных палат в подготовке своевременных и достоверных ответов на запросы Федеральной нотариальной палаты.

Как всегда, особое место в деятельности Федеральной нотариальной палаты отводится законодательно-методической работе.

В прошлом году законодатель путём принятия соответствующих законодательных актов поддержал инициативу Федеральной нотариальной палаты по исключению нотариуса в рамках налогового законодательства из категории индивидуального предпринимателя, по приравниванию ставки единого социального налога, взимаемого с нотариусов, к ставке, установленной для адвокатов, по исключению внесудебного взыскания с нотариусов налогов путем обращения взыскания на счета нотариуса в банках, по наделению частнопрактикующего нотариуса правом ведения трудовых книжек своих работников.

В прошлом году после многолетних обсуждений с Центральным банком Российской Федерации удалось урегулировать вопрос о возможности открытия в банках депозитных счетов нотариуса. Соответствующее решение принято Центральным банком в своей Инструкции от 14 сентября № 28-И. Но успокаиваться на достигнутом не приходится, поскольку пока ещё остаётся нерешённым вопрос о порядке обслуживания банками таких счетов и закрытия их в случае невостребованности денежных сумм с этих счетов.

Палата принимала участие и в разработке Центральным Банком Российской Федерации во исполнение Федерального закона «О кредитных историях» порядка передачи в Центральный каталог кредитных историй и получения из Центрального каталога кредитных историй информации в виде электронного сообщения, в том числе и через нотариуса. Банк согласился с предложениями палаты, и сейчас идёт согласование этих предложений с Федеральной регистрационной службой.

Палатой были продолжены попытки по изменению существующего порядка постановки нотариусов на учёт в качестве страхователей в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации и в отделениях Фондов обязательного медицинского страхования, при котором постановка на учёт осуществляется с момента получения гражданином лицензии на право нотариальной деятельности. Предложение Федеральной нотариальной палаты в целом заинтересованными федеральными ведомствами поддерживается, но из-за проведённой административной реформы Минсоцздравразвития и Минюст России не могут определиться в своих полномочиях и решить, кто из них должен вносить на рассмотрение данный вопрос в Правительство Российской Федерации.

К сожалению, аналогичная ситуация сложилась между Минфином и Минюстом России в отношении вопроса о порядке закрытия депозитных счетов нотариуса в случае невостребованности денежных сумм с этих счетов.

Принятие Федерального закона № 93-ФЗ от 30 июня 2006 г., в просторечье именуемого Законом о «дачной амнистии» и предусматривающего возможность передачи документов на государственную регистрацию через нотариуса, породило больше вопросов, чем ответов на них. Пути реализации данного закона неоднократно обсуждались Федеральной палатой с Федеральной регистрационной службой и Министерством юстиции Российской Федерации. Пока федеральными ведомствами принято решение о возврате к рассмотрению всех вопросов и предложений по мере накопления практики применения этого закона.

Палатой в 2006 г. в рабочем порядке с федеральными ведомствами были решены вопросы о наследовании компенсационных выплат пострадавших от деятельности финансовых компаний умерших вкладчиков; о предельном размере нотариального тарифа за выдачу наследнику в разное время нескольких свидетельств о праве на наследство на разное имущество; о форме документа об инвентаризационной стоимости наследственного недвижимого имущества; о внесении записей в трудовую книжку нотариуса в случае прекращения его полномочий; о месте нахождения печати уполномоченного органа на уставах общественных организаций, о круге лиц, имеющих право осуществлять оценочную деятельность после июня 2006 года.

Продолжается начатое в прошлом году урегулирование вопросов об оформлении наследственных прав на имущество, расположенное на территории Абхазии; о перечне передаваемых нотариусами в налоговые органы сведений о документе, удостоверяющем личность наследодателя; о порядке выплаты гражданину Российской Федерации наследуемых им денежных вкладов, размещённых в кредитных учреждениях в Украине.

В течение отчётного периода Федеральной нотариальной палатой неоднократно непосредственно готовились или давались заключения на законопроекты, касающиеся проблем рейдерства, примирительных процедур, наследования выморочного имущества, определения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере нотариата, введения новых нотариальных действия по работе с документами в электронной форме, авторского права, государственного кадастра недвижимости, государственной поддержки семей, имеющих детей.

Федеральная палата постоянно обращалась с мотивированными просьбами к Федеральному собранию Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной регистрационной службе о необходимости ускорения разработки и принятия нового федерального закона о нотариате. Однако до настоящего времени работа над новым законопроектом пока не начата.

Наиболее тесно в прошлом году осуществлялось взаимодействие Федеральной нотариальной палаты с Федеральной регистрационной службой.

Была продолжена совместная работа по доработке правил нотариального делопроизводства, по пересмотру перечня теоретических вопросов для приёма экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, по дополнению форм удостоверительных надписей новыми формами, по оказанию содействия нотариусами гражданам в реализации их прав и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, по определению количества должностей нотариусов в нотариальных округах, по рассмотрению на заседаниях Апелляционной комиссии жалоб на решения квалификационных комиссий по приёму экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Для выяснения позиции Росрегистрации палатой ставился вопрос о правомерности учреждения должности нотариуса от Московской области в г. Байконур Республики Казахстан.

В свою очередь, Федеральную регистрационную службу интересовало мнение Федеральной нотариальной палаты по таким, вопросам, как, например, применение ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, правомерность установления региональными палатами размеров нотариальных тарифов за техническую работу и правовые услуги, возможность подтверждения нотариусами фактов совершения удостоверения доверенностей, характеристики ценных бумаг, подлежащие отражению в свидетельствах о праве на наследстве, оформление наследственных прав на предприятие, прошедшее реорганизацию, обеспечение нотариусами доказательств, содержащихся в Интернете, использование нотариусами изображения Государственного герба Российской Федерации на нотариально оформляемых документах, порядок возмещения нотариусу затрат по обслуживанию расчётного счёта при принятии им в депозит денежных сумм, изменение нотариальных округов, возможность сохранения за нотариусом права занятия нотариальной деятельностью в случае долговременного неисполнения им своих обязанностей.

Следует заметить, что несмотря на то, что Минюстом России и Росрегистрацией не было поддержано предложение палаты об утверждении и выдаче нотариусам служебных удостоверений, в целом отношения между палатой и этими ведомствами строились на конструктивной, деловой основе.

Проблем, возникающих в нотариальной практике и требующих скорейшего разрешения, накопилось чрезвычайно много. Но, к сожалению, приходится констатировать, что не только перечисленные, но и многие другие вопросы, затрагивающие деятельность нотариата, не решаются своевременно, а если и решаются, то не всегда должным образом и, как правило, абсолютно без учёта специфики нотариальной деятельности и деятельности нотариальных палат.

Не всегда качественными бывают и другие принимаемые законы Российской Федерации. Нотариату как институту гражданского общества приходится одному из первых познавать социальные последствия правовых реформ. Однако реалии сегодняшнего нормотворчества наглядно показывают, что без качественных законов, которые гармонично регламентировали бы интересы общества и государства, невозможно не только защитить интересы нотариального сообщества. Без них теряется смысл и значимость института нотариата, поскольку невозможным становится выполнение главной стоящей перед нотариатом задачи – обеспечение прав и законных интересов граждан.

В связи с чем, Правлением Федеральной нотариальной палаты в целях обеспечения интересов нотариусов и граждан было принято решение о непосредственном участии представителей сообщества в законотворчестве. При этом Правление палаты в первую очередь рассчитывало на поддержку коллег в сообществе.

Во исполнение этого решения Федеральной нотариальной палатой было подписано соглашение о сотрудничестве с политической партией «Справедливая Россия». Президент Федеральной нотариальной палаты избран членом Центрального исполнительного комитета партии. Руководство партии планирует поручить ему возглавить Совет партии по правовой помощи населению. Выбор партии «Справедливая Россия» был осознанным и исходил из совпадения программных заявлений лидеров партии и направленности деятельности нотариата: правовая помощь населению и борьба с коррупцией. Вместе с тем Правление палаты считает, что, отталкиваясь от задач партии и нотариата, необходимо продолжать сотрудничество с самыми различными институтами и общественными организациями в целях создания гражданского общества и развития демократии в стране.

На данный момент сформирована конкретная идеология нотариата, которая получила позитивную оценку политических научных экспертов. Созданы и представлены от имени нотариальные сообщества различные концепции в виде программ, обращений, проектов, предложений, которые уже работают. Правление палаты надеется на понимание и активное участие нотариального сообщества в политической жизни страны.

Не осталась в стороне в отчётном периоде и методическая работа, проводимая Федеральной нотариальной палатой. В рамках этой работы были утверждены Методические рекомендации по оформлению наследственных прав, по открытию и производству наследственного дела, по выдаче свидетельства о праве на наследство. Подготовлены проекты методических рекомендаций по отказу от наследства, по передаче заявлений физических и юридических лиц. Начата подготовка методических рекомендаций о принятии мер по охране наследственного имущества и о принятии мер по управлению наследственным имуществом.

В целях формирования единой правоприменительной практики в нотариальной деятельности палатой было подготовлено четыре обзора по применению отдельных положений законодательства и два обзора судебной практики.

Изучаются палатой и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие деятельность нотариата. По Законам о нотариате Республики Башкортостан, Республики Карачаево-Черкесия, Республики Хакасия, города Москвы Федеральная нотариальная палата обращалась в Министерство юстиции Российской Федерации и в прокуратуры соответствующих субъектов Российской Федерации с просьбой о принятии мер по приведению данных законодательных актов в соответствие с федеральным законодательством. По законам Башкортостана, Карачаево-Черкесии и Москвы позиция Федеральной нотариальной палаты была поддержана Минюстом России, а прокуратурами этих субъектов были в законодательные органы внесены соответствующие протесты. Вопрос о законности отдельных положений Закона о нотариате Республики Хакасия до настоящего времени находится на стадии проработки этими органами.

Как и раньше, палатой велась работа по рассмотрению поступающих в палату обращений. Необходимо отметить, что всё чаще в Федеральную нотариальную палату, помимо нотариусов и нотариальных палат, стали обращаться граждане и юридические лица. Предметом обращений чаще всего были вопросы, касающиеся наследства, организационной деятельности нотариата, налогообложения нотариусов, размеров и порядка взимания нотариальных тарифов, предоставления льгот по оплате нотариального действия, по которым палатой давались мотивированные заключения, предпринимались меры по разрешению вопроса по существу. Позиция палаты и федеральных органов власти по наиболее проблемным вопросам нотариата доводилась до сведения всех нотариальных палат.

Особо стоит остановиться на продолжающей оставаться острой и по сей день проблеме по предоставлению льгот за совершение нотариальных действий определенным категориям физических и юридических лиц. Палатой была оказана помощь нотариусам в подготовке жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации о неконституционности части четвёртой ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Принятое Судом по данному делу Определение от 11 июля 2006 г. в большей степени является по своей сути политическим решением, но оно предоставляет возможность вновь ставить перед законодателем вопрос о введении механизмов возмещения нотариусам, занимающимся частной практикой, средств, затрачиваемых на льготное обслуживание указанных лиц.

Традиционно сотрудники палаты приглашаются и принимают активное участие в проводимых различных семинарах, научно-практических конференциях, включая международные, «круглых столах», экспертных совещаниях, представляют интересы нотариального сообщества в судебных инстанциях различного уровня и помогают нотариусам и палатам готовить надзорные жалобы по конкретным разрешаемым судебным спорам.

В 2006 году Федеральной нотариальной палатой был продолжен курс по развитию международного сотрудничества. Палатой также выполнялись все обязательства, вытекающие из её членства в Международном союзе нотариата.

В рамках международного сотрудничества палаты состоялся третий российско-французский семинар на тему «Вопросы интернационального (трансграничного) наследования», российские нотариусы прошли стажировку в Университете нотариата в пригороде Парижа и приняли участие в организованном для них семинаре в Швейцарии, подписан протокол о продлении Соглашения о сотрудничестве между Федеральной палатой и Высшим Советом нотариата Франции на 2007 год. Палата приняла участие в переводе, редактировании книги Пьера Вуарена под редакцией Жиля Губо «Гражданское право. Частное нотариальное право, режимы имущественных отношений между супругами, наследование по закону –
безвозмездные сделки (завещание, дарение)» и подготовке её к изданию.

Уважаемые коллеги, разумеется, что в рамках отведённого для доклада времени невозможно осветить всю деятельность Федеральной нотариальной палаты за год. Я попытался остановиться на наиболее важных аспектах этой деятельности, а более детально с работой палаты вы сможете ознакомиться в Информации о деятельности Федеральной нотариальной палаты в 2006 г., находящейся в предложенных вам материалах.

В заключение хотелось бы отметить, что перед нотариатом на первом месте стоят задачи по обоснованию научной концепции нотариата, по модернизации законодательства о нотариате, по совершенствованию его организационных структур, по приданию исполнительной силы нотариальным актам, по развитию информационных технологий, по расширению функций нотариата и поднятию социальной значимости профессии нотариуса в обществе. Задачи глобальные, но и они решаемы, если объединить усилия и «навалиться всем миром», тем более, как показала недавно прошедшая научно-практическая конференция, посвящённая нотариату, для этого есть все предпосылки, понимание органов власти и поддержка со стороны Ассоциации юристов России.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100