Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Информация о деятельности Федеральной нотариальной палаты в 2006 году

16.07.2007

Деятельность Федеральной нотариальной палаты в 2006 г. была направлена на выполнение Приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты на 2006–2009 гг., утверждённых Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 31 марта 2006 г., и Главных задач Федеральной нотариальной палаты на 2006 г. по реализации Приоритетных направлений деятельности палаты на 2006–2009 гг., утверждённых решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол № 03/06 от 29 марта 2006 г.).

1. Одним из приоритетных направлений явилось продолжение деятельности ФНП по организации обеспечения выполнения публично-правовой функции ФНП и нотариата России, его укреплению и активизации.

1.1. В 2005 году были приняты некоторые законодательные и иные нормативные правовые акты, приведшие к несогласованности правового урегулирования вопросов о компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы (её территориальных органов) в сфере нотариата. Следствием этого в 2006 г. явилось наличие фактов по ряду субъектов Российской Федерации, которые позволяют говорить об отсутствии обоснованных подходов со стороны органов власти субъектов Российской Федерации к определению количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Необходимо отметить, что вышеозначенная ситуация развивалась наряду с одновременной постановкой вопроса о возможности перехода к снятию ограничений по количеству должностей нотариусов в нотариальном округе. Результатом совместного взаимодействия ФНП, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы вопрос о внесении соответствующих изменений в законодательство был снят.

Учитывая разработку и принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» совместно с Федеральной регистрационной службой была начата работа по подготовке Порядка определения количества должностей нотариусов и изменения территории их деятельности.

Исходя из задач подготовки нового проекта федерального закона о нотариате, было организовано и осуществлялось взаимодействие с органами государственной власти по проработке отдельных аспектов нотариальной деятельности. Были подготовлены и направлены предложения в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о страховании профессиональной ответственности нотариусов. По ряду новых нотариальных действий в целях обеспечения прав и законных интересов граждан в сфере правоотношений, возникающих с использованием электронного документооборота, предложения были направлены в Федеральное агентство по информационным технологиям. Обращения о необходимости продолжения работы над законопроектом в целом следовали от палаты в адрес Федерального собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и других органов государственной власти.

Для реализации задачи по расширению правозащитной компетенции нотариата в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» палатой предпринимались попытки согласования с Федеральной регистрационной службой и Министерством юстиции Российской Федерации процедур по реализации положений указанного закона, связанных с возможностью передачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество через нотариуса. Также Федеральная нотариальная палата принимала участие в деятельности рабочей группы при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации по подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», направленных на предупреждение незаконного корпоративного захвата предприятий.

В рамках работы по систематическому изучению внесённых в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации законопроектов, предмет регулирования которых касался интересов граждан и юридических лиц и имел какое-либо отношение к нотариальной деятельности, было изучено
70 законопроектов. По 33-м нормативным актам, в том числе по восьми законопроектам, палатой подготовлены заключения. По законопроектам замечания и предложения направлялись в профильные комитеты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. В том числе предложения и замечания были направлены по проектам: части четвертой Гражданского кодекса РФ (авторское право), Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Российской Федерации"», Федерального закона «О внесении изменений в ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», Федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и другие».

Палатой ведётся постоянная работа в пяти профильных комитетах и с Правовым управлением Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

1.2. ФНП осуществляет тесное взаимодействие более чем с 20 федеральными структурами государственной власти. Способы взаимодействия различны и направлены на создание конструктивных, деловых отношений в вопросах, связанных с нотариальной деятельностью и правоприменительной практикой.

Наиболее важным направлением такого сотрудничества являлись согласование и учёт при выработке решения позиции «профильных» органов государственной власти: Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной регистрационной службы. Направления работы касались таких вопросов, как правила нотариального делопроизводства, обеспечение доказательств, содержащихся в Интернете, дополнение форм удостоверительных надписей и др.

Представители ФНП принимают участие в работе ряда постоянно действующих рабочих групп, комиссий и советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, в том числе при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации (Экспертно-консультативный совет по вопросам оказания правовой помощи и услуг гражданам, предприятиям и организациям), Межведомственной комиссии при Федеральной службе по финансовому мониторингу и др.

1.3. Палатой был проведён анализ положений Устава ФНП и подготовлены к рассмотрению Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации предложения по внесению в него изменений и дополнений в части приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, совершенствования порядка определения состава Правления палаты и восполнения пробелов в функционировании органов управления палаты.

В связи с тем, что разработанные аппаратом ФНП изменения в Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации были одобрены и утверждены Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, Правлением ФНП был инициирован процесс, направленный на непосредственное участие представителей нотариального сообщества в законотворческой деятельности.

1.4. В течение 2006 г. проводилась работа по внедрению и улучшению работы Единой информационной системы (ЕИС) нотариата.
В соответствии с решением Правления ФНП от 19 июня 2006 г. с 1 июля 2006 г. ЕИС нотариата введена в эксплуатацию и начат процесс подключения пользователей.

По состоянию на 1 января 2007 г. к ЕИС подключены Федеральная нотариальная палата, 30 нотариальных палат субъектов РФ и 216 нотариусов. В настоящее время процесс подключения пользователей продолжается на основании заявок, поступающих из нотариальных палат, в соответствии с правилами, утверждёнными Правлением ФНП.

Процесс внедрения ЕИС сопровождался многочисленными консультациями с Федеральным агентством по информационным технологиям, проводились изучение и анализ российского и иностранного законодательства по использованию информационных технологий. Исследуются возможности доработки ЕИС по её применению при передаче документов в электронной форме и использованию при этом электронно-цифровой подписи согласно условиям, установленным в Федеральной программе «Электронная Россия». В рамках данной деятельности палатой были переданы предложения по проекту Федерального закона «Об использовании электронной цифровой подписи в органах государственной власти и местного самоуправления», которые направлены на установление взаимодействия нотариусов и органов государственной власти при передаче документов в электронной форме.

Большое значение уделяется возможности централизованного получения и размещения в ЕИС достоверной и актуальной информации, которая имеется в электронной форме у федеральных органов власти и могла бы быть полезной нотариусам при совершении нотариальных действий.

В стадии согласования находится вопрос о получении информации о наличии арестов и запрещений на отчуждение имущества от Федеральной службы судебных приставов (Управление по г. Москве), который позволит отработать механизмы взаимодействия и перейти к их внедрению на федеральном уровне.

Вопрос использования электронных технологий в нотариальной деятельности, в том числе нотариального обеспечения доказательств в сети Интернет, являлся предметом рассмотрения на семинарах повышения квалификации специалистов нотариальных палат субъектов Российской Федерации по внедрению и эксплуатации информационных систем.

1.5. ФНП проводился анализ состояния нотариального обслуживания в отдалённых местностях, в том числе предусматривалась возможность оказания практической помощи в рамках утверждённого Правлением ФНП 1 декабря 2005 г. Постановления «О мерах по обеспечению функционирования нотариата России в отдалённых, экономически неразвитых регионах и созданию условий доступности нотариальной деятельности».

Программа об оказании помощи в организации нотариальной деятельности при переходе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на частную практику, не была реализована в связи с не предоставлением нотариальными палатами субъектов Российской Федерации достаточной информации по анализу себестоимости небюджетного нотариата в соответствующем нотариальном округе.

Несмотря на обращения палаты в Федеральную регистрационную службу, Министерство юстиции Российской Федерации, проведённую работу по подготовке предложений по совершенствованию законодательства об архивном деле остаётся неурегулированным вопрос о хранении архивов государственных нотариальных контор в случае их ликвидации. Проведённое обобщение деятельности нотариальных палат по данному направлению показывает, что практика не является однообразной: архивы передаются как в государственные и муниципальные архивы, так и в архивы нотариальных палат и непосредственно частнопрактикующих нотариусов.

1.6. В целях формирования правоприменительной практики в течение 2006 г. ФНП проводилась разработка методических рекомендаций по порядку ведения наследственных дел (шесть разделов).

По результатам данной работы полностью подготовлен Раздел 2 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав (опубликован в журнале «Нотариальный вестникъ» № 5 за 2006 г.).

Подготовлены и переданы для рассмотрения Правлением ФНП либо в Комиссию по законодательной и методической работе ФНП следующие разделы Методических рекомендаций по порядку ведения наследственных дел: Раздел 1 «Открытие наследственного дела. Производство по наследственному делу»; Раздел 3 «Отказ от наследства» и Раздел 9 «Выдача свидетельства о праве на наследство». Ведётся работа ещё над двумя разделами Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав: Разделу 6 «Принятие мер по охране наследственного имущества» и Разделу 7 «Принятие мер по управлению наследственным имуществом».

В 2006 году подготовлен и отправлен для согласования Комиссии по законодательной и методической работе ФНП проект Методических рекомендаций «Передача заявлений физических и юридических лиц»; в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации направлены для использования в работе утверждённые Правлением ФНП Методические рекомендации по организации делопроизводства в нотариальных палатах субъектов Российской Федерации.

Всего в период 2005 г. палатой было рассмотрено более 500 материалов и обращений нотариальных палат субъектов Российской Федерации, нотариусов, граждан и юридических лиц по вопросам применения законодательства в нотариальной деятельности, в том числе от органов государственной власти – 59, юридических лиц – 100, запросов органов прокуратуры и судов – 9.

Наряду с проработкой позиции ФНП по проблемным вопросам применения права, ответом на запросы нотариальных палат субъектов Российской Федерации, по запросам и материалам, поступившим в ФНП, периодически подготавливались и были переданы на публикацию в журнале «Нотариальный вестникъ» четыре обзора по применению некоторых норм гражданского законодательства и норм иных отраслей права. Три обзора (№ 7, 8 и 9) опубликованы в 2006 г. в журнале «Нотариальный вестникъ», ещё один обзор (№ 10) будет опубликован в 2007 году.

В период 2006 г. в ФНП поступили и были систематизированы 112 судебных решений. В журнале «Нотариальный вестникъ» было опубликовано два обобщения судебных решений по вопросам оформления наследственных прав, удостоверения доверенности в порядке передоверия, регистрации права собственности на недвижимость.

В рамках методической работы было продолжено сотрудничество с Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации, где в течение 2006 г. на курсах повышения квалификации прошли обучение 250 нотариусов из 51 нотариальной палаты субъектов Российской Федерации. Всего (по представленным в ФНП данным) в учебных заведениях, реализующих программы повышения квалификации и утверждённых Правлением ФНП, за 2006 г. по программам объёмом не менее 72 часа прошёл повышение квалификации 701 частнопрактикующий нотариус Российской Федерации.

Сотрудники ФНП принимали участие во всех семинарах по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат, организованных и проведённых в рамках утверждённых планов работы комиссий Федеральной нотариальной палаты, а также ряде межрегиональных и региональных семинаров нотариальных палат субъектов Российской Федерации, в том числе в следующих: Нотариальная олимпиада в Санкт-Петербурге, Межрегиональные семинары по повышению квалификации для нотариусов Южного и Приволжского Федеральных округов (города Владикавказ, Нальчик, Уфа), семинар «Внедрение и использование информационных систем и систем автоматизации делопроизводства в нотариальных палатах субъектов РФ» на базе Ивановской областной нотариальной палаты и Нотариальной палаты Алтайского края (города Иваново, Барнаул), семинар методистов нотариальных палат субъектов Российской Федерации (г. Воронеж), семинар по повышению квалификации исполнительных директоров, бухгалтеров нотариальных палат «Новое в законодательстве, бухгалтерском учёте и налогообложении нотариальных палат субъектов Российской Федерации» (г. Астрахань).

В целях выработки единых образовательных стандартов в сфере повышения квалификации нотариусов палатой было организовано и проведено совещание с представителями шести учебных заведений, которые реализуют программы повышения квалификации, утверждённые Правлением ФНП. По результатам Правлением ФНП были выработаны рекомендации о необходимости повышения квалификации каждым нотариусом по 72-часовой программе обучения не менее одного раза в пять лет с обязательным итоговым тестированием.

2. В сфере формирования механизмов финансирования нотариальной деятельности работа палаты осуществлялась по следующим основным направлениям:

2.1. Федеральной нотариальной палатой было организовано конструктивное взаимодействие с органами государственной власти в сфере законотворческой работы, направленной на совершенствование ряда положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Принятие от 27 июля 2006 г. Федерального закона № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» устранило существовавшую несогласованность в толковании вопроса о применении в отношении нотариуса в рамках законодательства о налогах и сборах термина «индивидуальный предприниматель», что, несомненно, является очень важным с точки зрения правового позиционирования нотариуса в целях налогообложения.

Названным правовым актом был окончательно снят вопрос об обложении частнопрактикующих нотариусов налогом на добавленную стоимость. Данным законом с 2007 г. также предусматривается уплата нотариусом единого социального налога по ставкам, установленным законом для адвокатов. Такая ставка налога на сегодняшний день является минимальной по отношению к другим субъектам налоговых правоотношений.

2.2. В течение 2006 г. одним из главных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты являлось оказание правовой помощи нотариусам, защищающим свои права в Конституционном Суде Российской Федерации.

Ставился вопрос о конституционности действий законодателя по возложению на частнопрактикующих нотариусов обязанности по совершению льготных нотариальных действий без предоставления какой-либо компенсации. Палатой была оказана помощь нотариусам в подготовке жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации о неконституционности части четвертой ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Принимая во внимание принятое Конституционным Судом РФ Определение от
11 июля 2006 г. № 349-О, которое позволяет вновь ставить вопрос перед законодателем о необходимости введения законодательного регулирования вопроса о возмещении нотариусам, занимающимся частной практикой, затрат в связи с льготным обслуживанием определённых категорий физических и юридических лиц, палатой были подготовлены материалы по внесению соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

2.3. Вышеназванным определением Конституционного Суда Российской Федерации затронут актуальный и обсуждаемый в нотариальном сообществе вопрос о возможности взимания платы за выполнение нотариусом работ правового и технического характера. Как указано в определении, из ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате следует, что часть денежных средств, полученных нотариусами, занимающимися частной практикой, за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, других финансовых поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, поступает в виде налогов в бюджеты различных уровней.

Вопрос о возможности унификации взимания платы за оказание услуг правового и технического характера исследовался палатой в связи с решением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Во исполнение данного решения Федеральной нотариальной палатой направлялся запрос в Верховный Суд Российской Федерации, Федеральную регистрационную службу, проводились консультации с ФГУП «Научно-исследовательский  институт труда и социального страхования».

Результат консультаций и анализа ситуации показал, что методика определения размера платы нотариусу за выполнение вышеуказанной работы с учётом осуществляемых им трудозатрат, предлагаемое ФГУП «Научно-исследовательский  институт труда и социального страхования», не обеспечит унификации подходов к взиманию платы.

Учитывая ситуацию, Бюджетной комиссии ФНП были поручены сбор и обобщение данных по нотариальным палатам субъектов Российской Федерации в целях дальнейшей выработки подходов к вопросам унификации нотариального обеспечения прав граждан и юридических лиц.

3. По материалам актов проверок деятельности нотариальных палат в 2006 г. палатой проведён анализ результатов проверок деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации, который показал, что все замечания и предложения, указанные в актах проверок, нотариальными палатами приняты во внимание и проводятся мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.

Все акты проверок деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации рассматривались на заседаниях Правления ФНП. В соответствии с решениями Правления ФНП по результатам проверок палатой были подготовлены и направлены письма в законодательные и исполнительные органы таких субъектов Российской Федерации, как Республики Адыгея, Дагестан, Бурятия и Липецкая область, в которых отмечалось, что нотариальные палаты указанных субъектов Российской Федерации на должном уровне создают условия для осуществления публично-правовых функций нотариата.

В 2006 году в ФНП поступило 245 связанных с деятельностью нотариусов обращений от граждан, юридических лиц, прокуратуры, судов, ведомств, депутатов, нотариусов и нотариальных палат, что на девять обращений меньше, чем в 2005 году.

Поступившие жалобы и обращения рассмотрены согласно существу жалобы и в установленный законом срок, в том числе были взяты на контроль 66 жалоб по вопросам нотариальной деятельности. Из них 16 обращений нотариальными палатами субъектов Российской Федерации были признаны обоснованными и к 34 нотариусам применены меры дисциплинарного воздействия. По производствам, поставленным на контроль, нотариальные палаты в основном своевременно информируют Федеральную нотариальную палату об итогах рассмотрения и мерах реагирования.

4. В целях организации системного подхода пропаганды правовых знаний для информирования о нотариальной деятельности как об одном из неотъемлемых механизмов защиты прав граждан палата осуществляла тесное взаимодействие с Фондом развития правовой культуры. Это взаимодействие заключалось в своевременном и полном предоставлении информации о деятельности нотариусов и значимых событиях внутри нотариального сообщества для опубликования её как в учреждённых палатой СМИ (журнал «Нотариальный вестникъ», сайт), так и в иных СМИ, сотрудничающих с фондом (более 40 интервью и публикаций в газетах: «Коммерсантъ», «Известия», «Ведомости», «Время новостей», «Газета», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Московская правда», «Парламентская газета», «Московский комсомолец», «РБК daily», «Бизнес», «Гудок» и др.; в журналах: «Политический журнал», «Огонёк», «Коммерсантъ-Деньги», «Законодательство», «Юридический мир», «Российская юстиция», «Закон», «Смарт мани», «Newsweek», «Секрет фирмы» и др.).

На страницах интернет-изданий и информационных агентств («Газета.Ру», «ИА РБК», «ИА Финмаркет», «ИА Клерк.ру», «Интерфакс», «РИА Новости», «Итар-Тасс» и др.) было размещено не менее 80 упоминаний о небюджетном нотариате России.

Представители ФНП приняли участие в более чем 20 теле- и радиоэфиров на телеканалах – «Первый канал», «Россия», «ТВЦ», «РЕН-ТВ», «Мир», «Столица», «Домашний», «Звезда», «РБК-ТВ» и на радиостанциях: «Радио России», «Маяк», «Радио Свобода», «Говорит Москва», «Голос России», «ОРР», «Сити-ФМ».

Реализуя программу по положительному позиционированию превентивного правосудия в телесериалах, установлено партнерское сотрудничество со Всероссийской государственной телерадиокомпанией. Первым результатом подобного сотрудничества стал выход на телеканале «Россия» сериала «Ваша честь», где были предусмотрены эпизоды с участием нотариуса. Также в 2006 г. была продолжена работа над созданием сериала под рабочим названием «Брачный контракт». В соответствии с заключённым договором были проведены съёмки, выполнен монтаж четырёх серий фильма. Сдача фильма планируется в 2007 году.

Правлением ФНП поддерживаются различные инициативы нотариальных палат субъектов Российской Федерации по проведению мероприятий, направленных на развитие внутрикорпоративного объединения и имиджевой политики нотариата (Нотариальная олимпиада в Санкт-Петербурге, Фестиваль нотариальных палат ЮФО).

5. В 2006 году в рамках оказания социально-экономической помощи палатой была оказана безвозмездная помощь нотариальным палатам Чеченской Республики, Еврейской автономной области, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики на общую сумму
4,625 млн рублей, предоставлены беспроцентные ссуды девяти нотариальным палатам субъектов Российской Федерации на общую сумму 14,850 млн рублей.

Палатой обеспечивалось страхование жизни и здоровья президентов нотариальных палат субъектов Российской Федерации, пенсионерам (бывшим нотариусам) оказана материальная помощь в размере 15 тыс. рублей каждому на общую сумму 2,890 млн рублей.

Для проработки вопроса о пенсионном обеспечении нотариусов Правление ФНП в мае 2006 г. было принято решение о создании Комиссии по социальной помощи нотариусам.

6. В 2006 году в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ФНП и Высшим советом нотариата Франции был проведён Третий российско-французский семинар «Вопросы интернационального (трансграничного) наследования», в котором приняли участие 40 российских представителей. 13 декабря 2006 г. ФНП и Высшим советом нотариата Франции совместным решением продлено действие указанного соглашения на 2007 г. и намечены основные пункты программы сотрудничества.

Представители российского нотариата традиционно участвовали в работе весенней и осенней сессий Комиссии по европейским делам МСН (Австрия, Болгария).

Продолжалось развитие контактов между национальными нотариатами. Представители нотариата России приняли участие в работе 102 Национального конгресса нотариусов в Страсбурге и 42 Национального конгресса нотариусов в Рива дель Гарда. В целях изучения иностранного опыта по пенсионному обеспечению нотариусов совместно с Центром нотариальных исследований проведена встреча с представителями нотариата Франции. В Швейцарии по инициативе Международного института высших нотариальных исследований (Швейцария) был проведён учебный семинар для российских нотариусов.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100