Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Право на обращение: актуальные аспекты рассмотрения

25.04.2007

Право на обращение: актуальные аспекты рассмотрения

(на примере Тульской областной нотариальной палаты)

Л.Ю. Зюзина, президент Тульской областной нотариальной палаты,

Н.Н. Фокина, советник президента Тульской областной нотариальной палаты по правовым вопросам

Статья 33 Конституции РФ предусматривает право граждан на обращения. Данный вид права относится к категории социально-политических прав и предусматривает свободу гражданина на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления.

Российская Федерация стремится к идеалам правового государства и гражданского общества и реализации гражданами своих конституционных прав, в частности право на обращение (или «право петиций») в полной мере подчеркивает нарастающую тенденцию к лучшему. Тем более, что ст. 10 Европейской конвенции по правам человека предусматривает свободное право каждого гражданина на выражение своих мыслей.

Что касается нотариата как одного из центральных институтов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, то предусмотренное ст. 33 Конституции РФ право граждан корреспондирует с правом гражданина обращаться с жалобой, заявлением, предложением в нотариальную палату как организацию, частично осуществляющую публично-правовые функции.

Статья 24 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основ) предусматривает, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Статья 34 Основ предусматривает право контроля за деятельностью нотариусов, которое возложено на нотариальную палату, ввиду чего нотариальная палата является организацией, частично осуществляющей публично-правовые функции. Из-за этого усиливается ответственность нотариальной палаты за своевременность, тщательность рассмотрения того или иного обращения, поскольку чаще всего граждане обращаются в нотариальную палату с последней надеждой выяснить истину по какому-либо вопросу. Люди обращаются со своей болью и жизненными трудностями, и задача нотариальной палаты, прежде всего в лице президента, Комиссии по профессиональной чести нотариусов, сотрудников исполнительного аппарата, ответственных за рассмотрение обращений, – помочь им и постараться как можно более доходчиво и в тоже время мотивированно, с акцентом на нормы действующего законодательства, в письменной форме разрешить все интересующие их вопросы.

В зависимости оттого, насколько мотивирован, понятен гражданину ответ, будет складываться в сознании людей стереотип института современного частнопрактикующего нотариата.

В юридической сфере деятельности Тульской областной нотариальной палаты рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам нотариата занимает весомое и ответственное место.

Это связано в большей степени с тем, что Тульская областная нотариальная палата (далее – ТОНП) ведёт активную работу по взаимодействию со средствами массовой информации: нотариусы г. Тулы и Тульской области публикуют свои заметки на страницах местных газет, в офисах своих нотариальных контор вывешивают различного рода правовую информацию – выдержки из Основ, Налогового кодекса РФ и т.п. Несомненно, такая информация в сознании не совсем «юридически подкованного» человека вызывает большое количество вопросов, что приводит к спорам и недоразумениям. Соответственно гражданин пытается найти на них ответ, обратившись в нотариальную палату, которая зачастую является «истиной в последней инстанции».

Кстати, нотариальное сообщество Тульской области в лице президента представлено в законодательном органе – Тульской областной Думе, благодаря чему по телевидению, радио, в печатных изданиях ведётся активная разъяснительная работа по многим направлениям юридической сферы, а не только по нотариату.

Безусловно, граждане желают получить квалифицированную юридическую помощь по всем проблемам и направляют обращения в нотариальную палату не только по вопросам нотариальной деятельности и наследственного права, но и по вопросам:

• жилищным (чаще всего, по приватизации);

• земельным (например, оформление права собственности на земельный участок);

• применения новых положений законодательства. В частности, большое количество обращений в ТОНП связано с применением Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», так называемый Закон о дачной амнистии.

В Тульскую областную нотариальную палату обращаются и юридические лица для оказания им содействия в разъяснении тонкостей нотариальной деятельности. Палата взаимодействует и оказывает правовую помощь различного рода правоохранительным органам: адвокатуре, прокуратуре, судебным инстанциям, Администрации Тульской области и др. Данные учреждения направляют в нотариальную палату жалобы, заявления от граждан по подведомственности, а также запросы о предоставлении каких-либо разъяснений по вопросам нотариата.

Все поступающие обращения находятся на особом контроле, прежде всего, президента палаты, который отражает в своей резолюции порядок рассмотрения (например, выносится то или иное обращение на рассмотрение Комиссии профессиональной чести нотариусов или рассматривается ответственными сотрудниками юридического отдела или советником президента по правовым вопросам), срок исполнения и обязательно исполнителя в лице сотрудника исполнительного аппарата.

Таким образом, контроль за каждым поступившим в палату обращением осуществляется не менее чем тремя инстанциями:

1. Президентом палаты, ответственным членом Правления – общий контроль.

2. Советником президента по правовым вопросам – контроль за исполнением ответа другими сотрудниками.

3. Конкретным исполнителем – непосредственное исполнение.

4. В определённых случаях – председателем Комиссии по профессиональной чести нотариусов – когда жалоба рассматривается непосредственно комиссией.

В своей работе по рассмотрению обращений Тульская областная нотариальная палата руководствуется:

1) Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

2) Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. (с посл. изм. от 29 декабря 2006 г.);

3) Уставом нотариальной палаты;

4) Положением о рассмотрении нотариальной палатой обращений граждан и юридических лиц по вопросам нотариата;

5) Профессиональным кодексом нотариусов Тульской областной нотариальной палаты от 29.04.2001 года.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» является первым комплексным российским нормативным правовым актом, регулирующим порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений граждан указанными органами и должностными лицами. Хотя нотариальная палата не является государственным учреждением, она наделена государством отдельными государственными полномочиями, и потому положения указанного закона являются фундаментальными для нотариальной палаты при рассмотрении жалоб, заявлений, предложений.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» устанавливает удобную для работы с ними классификацию: обращения подразделяются на письменные предложения, заявления, жалобы, а также устные обращения граждан (согласно ФЗ «обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления»).

Представленная градация полностью реализуется на практике при рассмотрении Тульской областной нотариальной палатой обращений и находит своё отражение даже в вопросах делопроизводства: в палате имеются наряд жалоб и отдельный наряд обращений граждан (здесь имеются в виду заявления, предложения, т.е. все письменные обращения, кроме жалоб), которые отражены в номенклатуре.

Подобная классификация способствует более чёткой и слаженной работе, поскольку сразу удаётся выявить проблемные и актуальные вопросы, которые интересуют граждан в данный период времени, а также отграничить именно жалобы на действия того или иного нотариуса и письма, в которых гражданин не жалуется на действия нотариуса, а просит разъяснить просто и доступно интересующий его вопрос.

Указанный выше закон чётко устанавливает требования к письменному обращению: в письменном обращении гражданина обязательно должны быть указаны его фамилия, имя и отчество и почтовый адрес, по которому будет направлен ответ, поставлены личная подпись гражданина и дата обращения. При этом установлено, что обращения, поступившие «по информационным системам общего пользования», подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным законом.

Данные положения полностью реализуются Тульской областной нотариальной палатой на практике. Например, при поступлении жалобы или заявления гражданина без личной подписи ему высылается уведомление о том, что его обращение не может быть рассмотрено в общем порядке. Кроме того, нотариальная палата практикует рассмотрение обращений, которые приходят на электронный адрес.

В настоящее время является утратившим силу Закон Тульской области от 15 сентября 1995 г. № 13-ЗТО «О порядке рассмотрения обращений граждан в Тульской области», однако до принятия соответствующего Федерального закона, указанный нормативный акт являлся основополагающим в рассматриваемой сфере. По сравнению с федеральным законом он содержал даже более «суровые» нормы об ответственности организаций за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан, тем самым усиливая ответственность нотариальной палаты в этом направлении.

В частности, ст. 17 вышеуказанного закона предусматривала контроль со стороны должностных лиц и руководителей: «руководители организаций обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан, соблюдению сроков их рассмотрения, обоснованностью отказа, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан».

Таким образом, данные положения Тульского законодательства обязывали руководство нотариальной палаты контролировать сферу обращений граждан. В связи с этим каждый член Правления палаты ответственен за определённый спектр работы палаты: некоторые члены ответственны за работу со СМИ, некоторые – за проверки профессиональной деятельности, есть среди членов Правления и ответственный за работу с обращениями, в том числе с жалобами, который, помимо президента палаты, следит за своевременностью ответов, их надлежащим разрешением.

При рассмотрении обращений нотариальная палата, безусловно, руководствуется и Основами, прежде всего ст. 34, определяющей право контроля нотариальной палаты. При этом не менее важной статьёй, определяющей возможность адекватного реагирования нотариальной палаты на любое обращение по вопросам нотариальной деятельности, является ст. 28, устанавливающая, что «нотариальная палата может истребовать от нотариуса представления сведений о совершенных нотариальных действиях... а в необходимых случаях – личных объяснений... в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики».

Устав Тульской областной нотариальной палаты относительно рассмотрений жалоб, заявлений, поступающих в палату, в основном воспроизводит фундаментальные положения Основ, но при этом более чётко устанавливает полномочия органов управления палаты, в частности, по контролю за рассмотрением обращений. В Уставе Тульской областной нотариальной палаты определены формальные моменты, касающиеся права подписи обращений (президентом, при его отсутствии – вице-президентом). Данное положение обеспечивает высокую степень «компетентности» и «содержательности» ответа.

Профессиональный кодекс нотариусов Тульской областной нотариальной палаты регламентирует вопросы профессиональной этики и при рассмотрении обращений чаще всего применяется в случаях принятия Правлением мер дисциплинарного воздействия к нотариусу при признании жалобы обоснованной Комиссией профессиональной чести нотариусов ТОНП. Тем самым палата даёт адекватную оценку действиям нотариусов при нарушении ими правил нотариального делопроизводства, профессиональной этики и в редких случаях – при нарушении законодательства. На практике в течение календарного года Правлением ТОНП объявляется не более пяти дисциплинарных взысканий нотариусам по результатам рассмотрения жалоб (чаще – выговор, замечание, в редких случаях – строгий выговор) при численности нотариусов ТОНП – 79 человек.

Теперь рассмотрим самый важный, но при этом локальный документ Тульской областной нотариальной палаты, который определяет «жизнь» любой жалобы, заявления, предложения гражданина в палату, начиная с момента поступления в палату и заканчивая отправкой всегда и при любых обстоятельствах мотивированного ответа: Положение о рассмотрении Тульской областной нотариальной палаты обращений граждан и юридических лиц по вопросам нотариата в посл. ред. от 8.06.2006 года (далее – Положение).

Положение было принято в 2003 г., в новой редакции было утверждено решением Правления ТОНП 8 июня 2006 г. с учётом опубликованного 5 мая 2006 г. Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». Прежде всего учтена терминология: в Положении чётко указано, что следует считать жалобой, что – иным обращением. Данный момент во многом определяет и зачастую упрощает дальнейшую работу по их рассмотрению.

Положением предусматривается и механизм, техническая сторона: поступление обращения, регистрация, отправка на резолюцию президенту, отправка практически во всех случаях письма-запроса нотариусу для предоставления в чётко установленный срок (пять дней) объяснения по конкретному вопросу («доводам заявителя»), чаще всего с предоставлением необходимых материалов – копии наследственного дела, копии реестра регистрации нотариальных действий, копии какого-либо нотариального документа и т.д.

В резолюции президент ТОНП, как было сказано выше, указывает порядок рассмотрения либо комиссией, либо ответственным сотрудником исполнительного аппарата, срок исполнения.

Работа Комиссии по профессиональной чести ТОНП регламентирована отдельным Положением и является самостоятельной темой для обсуждения, поскольку это фактически «отдельный орган палаты», отчасти независимый и правомочный принимать зачастую судьбоносные решения.

Положение предусматривает также некую новеллу, установленную в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан» – личный приём.

В Тульской областной нотариальной палате данное положение закона реализуется следующим образом.

Каждый четверг в помещении палаты дежурит либо вице-президент, либо член Правления, ответственный за работу с жалобами. Граждане записываются на приём заранее по телефону либо лично (благодаря освещению в СМИ данной возможности). На приёме нотариус ведёт карточку на каждого гражданина, при этом решает возникшие проблемы, разъясняет законодательство, советует, как поступить в той или иной ситуации. Данная деятельность не проходит бесследно – число жалоб заметно сокращается.

Немаловажно правильно закрепить рассматриваемый вид деятельности в документах делопроизводства.

В Тульской областной нотариальной палате ведутся наряды: наряд жалоб, наряд иных обращений, наряд «Переписка с гражданами» (используется в тех случаях, когда в обращении не упоминается нотариус, а гражданин просто желает получить письменную консультацию по интересующему вопросу).

В нотариальной палате любая жалоба помимо общей книги регистрации входящей корреспонденции фиксируется в отдельном журнале, предусматривающем все этапы её рассмотрения – от даты и номера регистрации до решения комиссии. Такой способ контроля позволяет учитывать сроки рассмотрения и является достаточно действенным: в Тульской областной нотариальной палате не выявлено пропуска сроков рассмотрения жалоб и обращений. Этому также способствует правильное и адекватное реагирование сотрудников палаты путём направления гражданину промежуточного ответа, например, при недостаточности материалов для рассмотрения, которые необходимо затребовать от нотариуса, при болезни нотариуса, нахождении его в отпуске и т.д.

В ТОНП ведётся также электронная таблица учёта жалоб и обращений, которая помогает при составлении обобщения.

Таким образом, вышеизложенная концепция рассмотрения обращений, поступающих в палату, позволяет реализовать право гражданина, предусмотренное ст. 33 Конституции, а также Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан», выявить недостатки в деятельности того или иного нотариуса, принять адекватные меры реагирования, определить основные проблемы нотариата на тот или иной период.

Далее приведём некоторые формы ответов гражданам на их обращения в Тульскую областную нотариальную палату.

 

 

Приложение № 1

 

Обращение гражданина, поступившее в Тульскую областную нотариальную палату из Администрации области (разъяснение)

Российская Федерация

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

300041 Россия, г. Тула, а/я 19, e-mail: tonp@tula.net

тел./факс: 30-41-94 30-82-93

__________ № _____________

ФИО гражданина, адрес

места жительства

Уважаемый ..................!

Ваше обращение, адресованное депутатам Государственной Думы РФ и поступившее в Тульскую областную нотариальную палату из Администрации Тульской области по подведомственности, рассмотрено по существу.

Согласно информации, содержащейся в Вашем обращении, разъясняем следующее:

во-первых, в настоящее время документом, который является законным основанием для владения, пользования и распоряжения объектом недвижимого имущества (в Вашем случае – квартиры) является свидетельство о государственной регистрации права собственности. В процессе приватизации квартира, в которой Вы проживаете, была «переведена» из государственной собственности в частную, и Вами совместно с супругой был определён размер долей в праве вашей совместной собственности на основании договора передачи – по 1/2 доли каждому, т.е. каждый из Вас стал самостоятельным собственником 1/2 доли квартиры.

При этом уточняем, что ордер на жилое помещение в настоящее время не является документом, устанавливающим право собственности на жилое помещение. Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. (в настоящий момент отменён) ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. По сути он являлся основным документом гражданина, устанавливающим его право на проживание в определённой квартире. Но такой порядок изменился с введением в Российской Федерации в 1991 г. частной собственности на жилые помещения согласно Закону РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Что касается вопросов оформления завещания Вашей супругой, то в данном случае разъясняем:

каждый гражданин вправе самостоятельно распорядиться принадлежащим ему имуществом. Ваша супруга стала самостоятельным собственником 1/2 доли квартиры и решила распорядиться ею на случай своей смерти путём составления завещания у нотариуса.

Обращаем Ваше внимание, что при нотариальном удостоверении завещания необходим лишь паспорт завещателя, иных документов не требуется согласно ст. 57 Основ законодательства РФ о нотариате, которая гласит: «При удостоверении завещаний от завещателей не требуется представления доказательств, подтверждающих их права на завещаемое имущество». Следовательно, нотариус при удостоверении завещания Вашей супруги не должен был требовать ордеров для выяснения, кому принадлежит квартира.

Одновременно разъясняем Ваши права как наследника первой очереди по закону согласно ст. 1142 Гражданского кодекса РФ после смерти супруги на наследственное имущество.

Для принятия наследства Вам необходимо в течение шести месяцев со дня смерти супруги подать нотариусу по месту открытия наследства (последнее место жительства наследодателя) заявление о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство согласно ст. 1153 Гражданского кодекса РФ.

При этом в нотариальной конторе будет разъяснено Ваше право на обязательную долю в наследстве согласно ст. 1149 Гражданского кодекса РФ, которая гласит, что «...нетрудоспособные супруги... наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля)». Таким образом, в зависимости оттого, имеются ещё, помимо Вас, наследники на обязательную долю или нет (а ими могут быть несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, нетрудоспособные иждивенцы) будет определена Ваша обязательная доля в наследственном имуществе, принадлежавшем Вашей супруге, помимо 1/2 доли, которой владеете Вы.

Кроме того, ст. 1131 Гражданского кодекса РФ предусматривает право наследника оспорить в судебном порядке завещание, если он считает, что тем самым нарушены его права или законные интересы и имеются основания для признания завещания недействительным.

То есть Вы можете обратиться в суд с иском о признании недействительным завещания, составленного вашей супругой, если у Вас имеются основания и доказательства того, что она в момент составления завещания была недееспособна и не могла должным образом выразить свою волю.

На основании вышеизложенного усматривается, что в изложенной в Вашем обращении ситуации действующий Гражданский кодекс РФ (III часть) предусматривает два способа защиты Ваших прав: право на обязательную долю и право на обращение в суд за защитой нарушенных прав и интересов.

Президент Л.Ю. Зюзина

Исп. Фокина Н.Н.

Тел./факс: 30-82-93,

30-41-94

 

 

 

 

Приложение № 2

Жалоба, поступившая из УФРС по ТО (ответ Росрегистрации)

Российская Федерация

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

300041 Россия, г. Тула, а/я 19, e-mail: tonp@tula.net

тел./факс: 30-41-94 30-82-93

______________ № ___________________

Заместителю руководителя Управления

Федеральной регистрационной службы

по Тульской области

.........

На № ....... от ...........

Уважаемая __________________!

Жалоба, __________ на действия нотариусов г. Тулы _____________, ____________, поступившая в Тульскую областную нотариальную палату из Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области в порядке ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате, рассмотрена по существу.

Комиссия профессиональной чести Тульской областной нотариальной палаты на заседании, рассмотрев доводы, указанные в жалобе, объяснения нотариусов, письменные материалы, копии наследственного дела к имуществу, умершей ________________ установила, что нотариусом были нарушены правила внесения исправлений в завещание. В связи с чем жалоба __________ и _____________ в данном контексте признана обоснованной.

В действиях нотариуса ______________ Комиссией нарушений не выявлено.

На заседании Правления Тульской областной нотариальной палаты ............ года нотариусу _______________ по результатам рассмотрения жалобы ___________, _____________ объявлено замечание.

Заявителям Тульской областной нотариальной палатой направлен мотивированный ответ по доводам, указанным в их жалобе.

Президент Л.Ю. Зюзина

Исп. Н.Н. Фокина

Тел./факс: 30-82-93,

30-41-94

 

 

 

Приложение № 3

 

Утверждено Правлением

Тульской областной

нотариальной палаты

8 июня 2006 года

Президент ____________ Л.Ю. Зюзина

Положение

«О рассмотрении Тульской областной нотариальной палатой обращений граждан и юридических лиц по вопросам нотариата»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Законом Тульской области «О порядке рассмотрения обращений граждан в Тульской области», Уставом Тульской областной нотариальной палаты (ТОНП), Положением о Комиссии профессиональной чести нотариусов Тульской областной нотариальной палаты.

1.2. Настоящее Положение является внутренним документом ТОНП.

1.3. Обращения граждан и юридических лиц по вопросам нотариата могут поступать в письменной форме, в виде документов с предложениями, заявлениями и жалобами, в устной форме на личном приёме гражданина, а также по информационным системам общего пользования.

Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины:

•          «документ» – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать;

•          «обращение» – направленные в ТОНП письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в ТОНП;

•          «предложение» – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов в сфере нотариальной деятельности;

•          «заявление» – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, в том числе просьба о разъяснении действующего законодательства по вопросам нотариата, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатков в работе Тульской областной нотариальной палате и членов ТОНП, либо критика их деятельности;

•          «жалоба» – просьба гражданина о восстановлении или защите его либо других лиц нарушенных прав, свобод или законных интересов, относящихся к сфере нотариальной деятельности или профессиональной этики нотариусов.

2. Порядок рассмотрения обращения

2.1. Поступившие в ТОНП обращения граждан и юридических лиц в этот же день регистрируются в журнале входящей корреспонденции.

Копии материалов обращения направляются президенту ТОНП, который решает вопрос о направлении обращения на рассмотрение Комиссии профессиональной чести ТОНП (далее – комиссия) либо на рассмотрение обращения сотрудником юридического отдела.

Президент ТОНП распределяет полномочия сотрудников юридического отдела ТОНП при подготовке ответов на обращения, поступающие в ТОНП.

После распределения полномочий по подготовке ответа на обращение, все учётные данные об обращении, сроки, сотрудник, ответственный за подготовку ответа, и иная информация вносятся в журнал контроля за обращениями и жалобами, поступающими в ТОНП.

2.2. Срок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц составляет 30 дней с момента его регистрации в ТОНП, в том числе и в случае поступления обращения по информационным системам общего пользования.

Ответ на обращение, поступившее в ТОНП по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

2.3. В тех случаях, когда для рассмотрения жалобы или иного обращения необходимо проведение дополнительной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятия мер, а также при наличии иных уважительных причин (отпуск, болезнь нотариуса и т.д.) срок рассмотрения жалобы может быть продлён президентом или Правлением ТОНП по ходатайству председателя комиссии или сотрудника юридического отдела, в зависимости от распределения полномочий по подготовке ответа, не более чем на 30 дней.

О продлении срока разрешения жалобы или иного обращения на действия нотариуса сообщается обратившемуся лицу, а также в Управление Федеральной регистрационной службы РФ по Тульской области (ФРС) (по жалобам, направленным в ТОНП Управлением ФРС по Тульской области).

2.4. В целях проверки обоснованности доводов лица, обратившегося с жалобой на действия нотариуса, по всем поступившим обращениям у нотариусов сотрудниками юридического отдела запрашиваются письменные объяснения и иные материалы, необходимые для рассмотрения обращения по существу.

Запрос объяснений с приложением копии обращения направляется нотариусу не позднее чем в двухдневный срок со дня регистрации в журнале входящей корреспонденции ТОНП.

Нотариус представляет письменное объяснение и все необходимые материалы в пятидневный срок с даты получения запроса.

Если обращение или жалоба должны быть рассмотрены комиссией, то все необходимые материалы по нему передаются председателю комиссии для назначения ответственного члена комиссии по проведению проверки доводов обратившегося лица.

3. Рассмотрение обращений, не входящих в компетенцию ТОНП и не соответствующих требованиям законодательства

3.1. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых согласно резолюции президента не входит в компетенцию ТОНП, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

3.2. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации в ТОНП направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

3.3. ТОНП при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

3.4. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не даётся. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершённом противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

3.5. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3.6. Тульская областная нотариальная палата при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу нотариуса, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нём вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

3.7. В случае, если текст письменного обращения не поддаётся прочтению, ответ на обращение не даётся и оно не подлежит рассмотрению ТОНП, о чём сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

3.8. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих нотариальную тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нём вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

4. Рассмотрение обращений и жалоб Комиссией профессиональной чести нотариусов Тульской областной нотариальной палаты

4.1. Производство по поступившим обращениям ведётся в соответствии с настоящим Положением и Положением о Комиссии профессиональной чести нотариусов Тульской областной нотариальной палаты. Ответственным за производство по обращениям граждан и юридических лиц на действия нотариусов является председатель комиссии.

4.2. На комиссии обязательно присутствует сотрудник юридического отдела, на которого Правлением ТОНП возложены обязанности по подготовке материалов рассматриваемого обращения или жалобы.

Сотрудник юридического отдела рассматривает правовую сторону изложенных в обращении или жалобе вопросов с точки зрения действующего законодательства.

4.3. Председатель комиссии организует работу по рассмотрению обращений и жалоб на действия нотариусов следующим образом:

– жалоба рассматривается не менее, чем тремя членами комиссии;

– в случае признания жалобы не обоснованной решение комиссии в данном составе является окончательным;

– при признании жалобы обоснованной она подлежит повторному рассмотрению комиссией в составе не менее половины членов комиссии;

– при рассмотрении жалоб, заявлений граждан и юридических лиц на действия нотариусов анализируется обоснованность каждого из мотивов, приведённых в жалобе, то есть проверяется, соответствуют ли обжалуемые действия (бездействия) нотариуса положениям и предписаниям законодательных и подзаконных актов;

– нотариус может быть вызван на заседание комиссии в случае, если комиссия сочтёт объяснения, представленные нотариусом неполными;

– решение о признании обращения обоснованным или необоснованным принимается комиссией на основании результатов проверки всех имеющихся доводов.

4.4. После заседания комиссии сотрудник юридического отдела подготавливает ответ на обращение или жалобу по письменной рекомендации члена комиссии.

4.5. Каждый член комиссии, а также ответственный сотрудник юридического отдела имеет право на особое мнение, выраженное в письменной форме, в случае, если не согласен с общим мнением комиссии о признании обоснованной либо необоснованной рассматриваемой жалобы.

Мотивированный письменный ответ на любое поступившее в ТОНП обращение или жалобу подписывается президентом.

4.6. Проверка по жалобе на действия нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть проведена комиссией совместно с Управлением ФРС по Тульской области. При рассмотрении обращения, поступившего из Управления ФРС по Тульской области, где предлагается совместное рассмотрение обращения органом Палаты и органом ФРС по Тульской области, председатель комиссии назначает ответственное лицо по производству рассмотрения жалобы и заслушивает сообщения по итогам совместной проверки на заседании комиссии.

4.7. В случае признания обоснованными доводов поступившего обращения на действия нотариуса решение о применении к нотариусу мер воздействия передаётся председателем комиссии на рассмотрение Правления ТОНП.

Правление ТОНП вправе инициировать внеплановую проверку деятельности нотариуса в связи с поступившими устными или письменными обращениями или жалобами на действия нотариуса.

4.8. В случае, если в письменном обращении гражданина на действия нотариуса содержится вопрос, на который ему многократно давались мотивированные письменные ответы в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, комиссия вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

5. Личный приём граждан в ТОНП

5.1. Личный приём граждан в ТОНП проводится членами Правления по утверждённому решением Правления графику.

5.2. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

5.3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приёма гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чём делается запись в карточке личного приёма гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

5.4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приёма, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением.

5.5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию ТОНП, гражданину даётся разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

5.6. В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

По итогам года проводится обобщение по рассмотрению поступивших обращений с анализом тенденции роста или спада в данной деятельности нотариальной палаты.

Изменения в настоящее Положение вступают в силу с 13 июня 2006 года.


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100