Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных норм гражданского законодательства и иных норм права, применяемых в нотариальной практике*

23.03.2007

О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных норм гражданского законодательства и иных норм права, применяемых в нотариальной практике*

 

Обзор подготовлен Законодательно-методическим отделом Федеральной нотариальной палаты

 

О правомерности истребования нотариусом у наследников справки налогового органа об отсутствии задолженности наследодателя перед бюджетом
по поимущественным налогам

При рассмотрении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса РФ не следует иное.

Принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. К наследнику переходят не только имущество, но и права, и обязанности наследодателя. Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (п. 4 ст. 1112, 1152 и 1175 ГК РФ). Следовательно, наличие у наследодателя долгов по поимущественным налогам не может препятствовать осуществлению прав наследников.

Статьей 44 Налогового кодекса РФ (пп. 3 п. 3) также предусмотрено, что задолженность по поимущественным налогам умершего лица погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

Статьями 72–73 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее –
Основы) и иными законодательными актами Российской Федерации обязанность нотариуса истребовать какие-либо документы, касающиеся уплаты налогов на имущество наследодателя, не предусмотрена. В связи с чем непредставление такого документа наследниками нельзя признать основанием для отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство (ст. 48 Основ). В связи с этим Федеральная нотариальная палата считает, что включение в перечень документов, необходимых для оформления наследства, справки налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом по поимущественным налогам не согласуется с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Налоговые органы независимо оттого, выдано свидетельство о праве на наследство или нет, в соответствии со ст. 1175 ГК РФ вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований, а до принятия наследниками наследства – к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.

О порядке внесения исправлений в документ, удостоверенный или выданный нотариусом

Порядок внесения изменений в нотариальные документы на законодательном уровне не определён и регулируется в настоящее время только Методическими рекомендациями по совершению отдельных видов нотариальных действий (далее – Методические рекомендации), утверждёнными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 г. № 91 (п. 4). Методические рекомендации устанавливают правила внесения исправлений в нотариальный документ в зависимости от того, кем подписывался документ – только нотариусом или нотариусом и другими лицами. Различий в правилах устранения технической (грамматической) ошибки и ошибки по существу в нотариальном документе Методические рекомендации не содержат.

Исходя из указанных Методических рекомендаций, если нотариально удостоверяемый документ подписывается лицами (например, участниками договора), любые исправления в тексте такого документа также должны быть подтверждены подписью этих лиц, а в конце удостоверительной надписи – подписью нотариуса с проставлением его печати. При этом исправления делаются так, чтобы всё ошибочно написанное, а затем зачёркнутое можно было бы прочесть в первоначальном тексте.

Исправления, сделанные в тексте документа, который не подписывается участниками сделки, а составлен от имени нотариуса, оговариваются только нотариусом и подтверждаются его подписью и печатью.

Если нотариально удостоверенный документ, в который вносятся исправления, был составлен в нескольких экземплярах (ст. 60 Основ), то все такие экземпляры должны быть идентичны. Поэтому в каждом экземпляре должны быть произведены соответствующие исправления с аналогичными оговорками и подписями с тем, чтобы все лица, касательно которых составлен документ, достоверно были уведомлены о произведённых в тексте документа исправлениях.

По мнению Федеральной нотариальной палаты, чёткие критерии отличия технической (грамматической) ошибки от ошибки по существу определить достаточно сложно, поскольку они субъективны. Более того, для нотариальных документов не установлена специальная процедура исправления технических ошибок, как это предусмотрено для исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В указанном законе предусмотрены критерии отличия технической ошибки от иных ошибок, а также необходимость уведомления участников отношений по государственной регистрации об исправлении технической ошибки.

Внесение каких бы то ни было оговорок в текст нотариально удостоверенного документа после смерти хотя бы одного лица из сторон (единственной стороны) сделки или иного лица, относительно которого он составлен, по мнению Федеральной нотариальной палаты, недопустимо. При обнаружении в указанном случае в нотариальном документе технической ошибки, которая не может быть истолкована всеми лицами, которых он касается, однозначно и порождает сомнения в правильности понимания документа, следует полагать, что заинтересованные лица могут обратиться в суд за установлением соответствующего факта или за разрешением возникшего спора.

Также не представляется возможным, по мнению Федеральной нотариальной палаты, внесение каких-либо исправлений в текст документа после смерти подписавшего его лица при оформлении дубликата такого документа, поскольку нотариальное действие по выдаче дубликата характеризуется тем, что весь текст хранящегося в делах нотариальной конторы документа полностью переносится в выдаваемый дубликат (ст. 52 Основ, абзац 1 п. 8 Методических рекомендаций).

Обращаем внимание на п. 3 ст. 1131 ГК РФ, которым предусмотрено, что основанием недействительности завещания не могут служить описки (т.е. технические ошибки), если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.

О возможности применения нотариусами мастичных штампов при внесении записей в реестр для регистрации нотариальных действий

Нотариус заполняет графы реестра для регистрации нотариальных действий (далее – реестр) исходя из их наименований, обозначенных в Форме № 1 Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 99.

Учитывая то, что в обязанности нотариуса входит выдача выписок из реестра (ст. 50 Основ), а также то, что в ряде случаев только по записям в реестре можно установить факт совершения того или иного нотариального действия и сведения, к нему относящиеся, Федеральная нотариальная палата считает, что записи в реестре должны быть достаточно подробными, особенно в случаях, когда экземпляр нотариального документа не подлежит хранению в делах нотариуса.

Информация, излагаемая нотариусом в реестре в отношении каждого нотариального действия, при правильном его ведении настолько индивидуальна, что использование в нём мастичных штампов представляется нецелесообразным в отличие от удостоверительных надписей, текст которых в каждом новом нотариальном документе претерпевает лишь незначительные изменения (дата, реестровый номер и т.п.).

Обращаем внимание, что Указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (Письмо Министерства юстиции СССР от 24.11.1986 г.) признаны недействующими на территории Российской Федерации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.02.2002 г. № 52.

О необходимости перевода содержания гербовой печати, проставляемой на документе, исходящем из Республики Беларусь, составленном

на белорусском и русском языках

Вопросы действительности документов для компетентных органов Российской Федерации и Республики Беларусь регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключённой в Минске 22.01.1993 года. Согласно ст. 13 указанной конвенции, документы, составленные в одном из договаривающихся государств, принимаются на территории другого без какого-либо специального удостоверения – легализации. Однако, отменяя требования о легализации документов, обозначенная конвенция не затрагивает вопросов об удостоверении переводов таких документов.

При рассмотрении указанного вопроса необходимо учитывать, что нотариальное делопроизводство в Российской Федерации ведётся на русском языке (ст. 10 Основ). Соответственно, текст документов, исходящих из компетентных органов иностранного государства, представляемых нотариусу для совершения нотариального действия, должен быть полностью переведён на русский язык. Указанное требование относится, по мнению Федеральной нотариальной палаты, и к гербовой печати, проставленной на таком документе, поскольку кроме графического изображения символа государства печать имеет информационные поля, в которых содержатся такие важные для определения статуса документа реквизиты, как наименование органа или должностного лица, от имени которого составлен данный документ. Если данные сведения изложены в печати только на иностранном языке, они остаются недоступными для нотариуса.

Если документ составлен на двух языках, в том числе на русском, дублирующего перевода текста документа, составленного на иностранном языке, на русский язык не требуется, достаточно выполнить только перевод печати.

О возможности внесения нотариусами, занимающимися частной практикой, записей в трудовые книжки работников, принятых ими на работу по трудовому договору, заключённому до введения в действие Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации...»

Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (вступили в силу с 6.10.2006 г.), в соответствии с которыми нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны в установленном порядке вести трудовые книжки на каждого работника (ст. 20, 309 Трудового кодекса РФ).

Имея в виду положения ч. 2 ст. 424 Трудового кодекса РФ о том, что если правоотношения возникли до введения в действие названного кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие, Федеральная нотариальная палата полагает, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе внести в трудовые книжки работающих у них работников, принятых на работу до вступления в силу указанного выше закона, записи о приёме их на работу со дня начала работы у нотариуса. Такой вывод можно сделать и исходя из положений Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков Трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (п. 23), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апре-
ля 2003 г. № 225, предусматривающих возможность осуществления записей в трудовые книжки работодателем по представленным работником документам, подтверждающим его трудовой стаж.

Такое мнение изложено в Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 августа 2006 г. № 5140-17.

О приращении наследственной доли умершего наследника к долям других наследников

Из положений ст. 1161 ГК РФ усматривается, что приращение наследственных долей может осуществляться только в случаях, когда наследник был призван к наследованию, но в период срока, установленного для принятия наследства, отпал по основаниям, указанным в абзаце 1 п. 1 этой статьи. Наследник, умерший до открытия наследства, не мог быть призван к наследованию, следовательно, если нет его наследников, призываемых к наследованию по праву представления (ст. 1146 ГК РФ), то наследство делится между оставшимися не отпавшими наследниками на общих основаниях, поскольку доля в наследстве возникает только у наследников, призванных к наследованию.

Если же наследник, призванный к наследованию, умер после открытия наследства, не успев принять его, то его доля, если не окажется его наследников, призываемых к наследованию по праву наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК РФ), переходит к другим наследникам в порядке приращения пропорционально к их наследственным долям.

В случаях, когда всё наследство завещано, следует иметь в виду положения
ст. 1119 ГК РФ о свободе завещания о том, что наследодатель вправе распорядиться своим имуществом по своему усмотрению. Если он всё имущество завещает определённым лицам, не оставляя другим наследникам, надо полагать, что его волеизъявление направлено на лишение других наследников права наследовать его имущество. Следовательно, по мнению Федеральной нотариальной палаты, в этом случае, если один из наследников, призванных к наследованию, умер после открытия наследства, не успев его принять, то при отсутствии его наследников, призываемых к наследованию по праву наследственной трансмиссии, доля умершего наследника приращивается к долям других наследников по завещанию пропорционально их долям.

Обращаем внимание на то, что Положение о приращении наследственных долей, содержащееся в п. 9 разд. III Практического пособия для государственных нотариусов по оформлению наследственных прав граждан, утверждённое Приказом Министерства юстиции СССР № К-11-340 от 21.04.1980 г., применяется только в части, не противоречащей нормам части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку оно соответствовало положению ст. 551 ранее действовавшего ГК РСФСР (1964 г.), которое по сравнению с нормой ст. 1161 ныне действующей части третьей ГК РФ регулировалось по-иному.

Можно ли свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображённом на фотографии, предъявленное нотариусу, расценить как документ, удостоверяющий личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия

Согласно ст. 42 Основ при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» и Указу Президента Российской Федерации от 13.03.1997 г. № 232, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. При этом данный закон допускает иные виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, которые определяются федеральными законами.

Так, документом, удостоверяющим личность военнослужащего, является удостоверение личности военнослужащего (п. 3 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 1, 2 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 2006 г. № 91).

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пп. 16 ст. 2) установлено, что документами, заменяющими паспорт, являются документы, удостоверяющие личность гражданина, выданные уполномоченным государственным органом и входящие в перечень документов, содержащихся в приведённой норме, к которым, в частности, отнесены:

• паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

• временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

• документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

• военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

• справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

• документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором с Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность. Удостоверять личность лица без гражданства в Российской Федерации могут документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

В Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.07.1997 г. № 828 (п. 17) предусмотрено, что при утрате паспорта до оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдаётся временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий (п. 2), утверждённые Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 г. № 91, согласно которым в удостоверяемых или выдаваемых нотариусом документах хотя бы один раз указывается среди прочих данных документ, удостоверяющий личность и его реквизиты.

Что же касается свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображённом на фотографии, выдаваемого нотариусом (Форма № 20 Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 г.
№ 99) при совершении нотариального действия, предусмотренного пп. 9 ст. 35 и
ст. 84 Основ, то в результате сравнения, сопоставления и установления сходства нотариус оформляет документ, удостоверяющий факт тождественности личности гражданина с лицом, изображённым на фотографии, а не документ, удостоверяющий личность.

Следовательно, нотариус на основании свидетельства об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображённым на фотографии, не может устанавливать личность обратившегося за совершением нотариального действия.

 

* Мнение Федеральной нотариальной палаты о применении законодательных норм не может рассматриваться как руководящее указание для частнопрактикующих нотариусов, которые независимы в своей деятельности и руководствуются законодательством Российской Федерации (ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100