Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Концепция социальной помощи нотариусам

21.02.2007

Концепция социальной помощи нотариусам

Совершенствование социальной политики во все времена является необходимой задачей, но приобретает особую актуальность в период экономических трансформаций, изменяющих источники и размеры доходов и, как следствие, выявляющих высокую степень дифференциации как в обществе в целом, так и в нотариальном сообществе.

Коренные изменения в социальной политике нотариата в условиях жестких бюджетных ограничений могут быть успешными лишь при условии введения самостоятельных механизмов функционирования социального сектора и их совершенствования по мере создания экономических предпосылок. Система нотариата стоит перед необходимостью постоянно и последовательно трансформировать систему своей социальной защиты.

Несмотря на позитивные тенденции повышения уровня реальных доходов нотариусов, уровень самодостаточных палат продолжает оставаться довольно незначительным. Доля палат с бюджетом ниже среднего, а порой и минимальным, в общей численности составляет около 42 %. Около 34 % палат имеют средний уровень самодостаточности. И только 24 % палат могут считать себя самодостаточными.

В этой связи главная задача нашей внешней и внутренней социальной политики состоит в повышении уровня социальной защищенности палат.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Финансирование может быть осуществлено за счет:

— основных поступлений — членских взносов;

— целевых взносов на социальное страхование.

Исходя из источников финансирования социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование, социальную помощь и попечительство. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного (учитывая, что членом ФНП является палата субъекта РФ). Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости — вознаграждение согласно личному вкладу и личной ответственности.

Существует два основных вида страхования: добровольное и обязательное.

Общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случаи нетрудоспособности, наступления старости. Но обязательное страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. Страхование должно дополняться социальной помощью. То и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о справедливости. То и другое имеют поля пересечения. Но также имеются и отличия. Одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое — когда для него осязаема зависимость размеров помощи от его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом — иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:1

) помощь всем палатам оказывается в одинаковом процентном размере;

2) помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

3) размер помощи ориентирован на величину страховых взносов получателя;

4) величина помощи зависит от потребностей получателя.

Одинаковый процентный размер помощи для всех получателей — наиболее простой в организационном отношении вариант.

В пользу второго варианта — индивидуальной обеспеченности — при установлении величины социальной помощи говорит то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства.

Характерной чертой попечительства является финансирование за счет взносов. Попечителем в данном случае может быть ФНП. Но в таком случае нельзя исключить проблему антистимулов, которая весьма остра при оказании социальной помощи сверху. Для непосредственной организации социальной помощи немаловажны также внутренние социальные программы.

Вместе с тем единая система социальной защиты представляется наиболее целесообразной.

Положения, регулирующие оказание нотариусам социальной помощи в какой-либо форме, присутствуют в большинстве палат. В основном это две формы:— единовременные социальные выплаты;— социальные выплаты на постоянной основе.

И те и другие осуществляются за счет членских взносов, поступающих в нотариальную палату.

Выплаты социального пособия производятся в четырех видах:— предоставление нотариусу наличных денежных средств;— перечисление палатой денежных средств по заключенному нотариусом с третьим лицом договору;— зачет членских взносов нотариусу на сумму предоставленной помощи;— по выбору нотариуса.

Размер выплаты социальной помощи устанавливается палатами как в денежном выражении, так и в размере, кратном МРОТ.

Для исчисления пособий применяется минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом о МРОТ по гражданско-правовым обязательствам в размере 100 рублей.

Средства для предоставления социальной помощи формируются за счет взносов и отражаются в статьях доходов и расходов сметы. В основном это такие статьи, как: «Страховой фонд», «Социальные нужды», «Материальная помощь и компенсация нотариусам», «Материальная помощь». В некоторых палатах такие средства находятся вне сметы.

Практически все положения предусматривают изменение размера социальной помощи в зависимости от объективных обстоятельств (финансовое положение палаты), но не все из них предусматривают конкретную дату такого изменения. Положения некоторых нотариальных палат предусматривают приостановление выплаты социальной помощи по решению Правления либо их отвлечение на неотложные нужды палаты. Это не представляется верным, т.к. пособие может стать единственным источником существования, статья должна быть защищенной.

Положения предусматривают в основном следующие виды социальной помощи:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период ухода за ребенком до достижения им возраста от 1 года до 3 лет;

— единовременное пособие в связи со смертью нотариуса, членов его семьи.

Малое количество нотариальных палат предусматривает следующие виды социальной помощи:

— ежемесячное пособие несовершеннолетним детям умершего нотариуса;

— ежемесячное пособие нотариусам, отстраненным от должности органами суда или следствия;

— единовременная материальная помощь в связи с тяжелым заболеванием или несчастным случаем, повлекшим длительное расстройство здоровья;

— единовременная социальная помощь при возникновении непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств (пожар, кража, стихийное бедствие), повлекших повреждение офиса и техники нотариальной конторы (в некоторых палатах совершенно правильно предусмотрено, что данный вид помощи предоставляется в случае наступления неотвратимых обстоятельств, повлекших значительный материальный ущерб нотариуса и которые произошли при соблюдении членом палаты требований к офису и необходимых условий его содержания);

— помощь в связи с юбилейными и памятными датами;

— краткосрочная возмездная беспроцентная финансовая помощь на приобретение и ремонт помещения конторы, приобретение техники и иного оснащения конторы;

— безвозмездная помощь на приобретение лекарств в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами;

— ежегодно нотариусам и работникам исполнительной дирекции на прохождение диагностики, лечения в медицинских учреждениях.

Анализ представленных палатами положений позволяет сделать вывод: в основном палатами решается вопрос о выплате социальной помощи нотариусам в соответствии с возникающими жизненными событиями, необходимостью участия в них нотариального сообщества, неспособностью части нотариусов самостоятельно решать возникающие финансовые проблемы и отсутствием законодательного урегулирования социальных вопросов в отношении нотариусов. Однако палатами не всегда правильно решаются вопросы финансового оформления предоставляемых выплат, что влечет нарушение принципов справедливости при назначении и выплате помощи.

Применение палатами различного толкования способов материального обеспечения нотариусов (материальная помощь, социальное пособие, благотворительность и т.д.) может привести к сложностям при проверках правильности начисления и выплаты указанных денежных средств, в том числе и налоговыми органами. В целях единообразного и правильного функционирования социальной программы, с точки зрения действующего законодательства, целесообразно систематизировать это направление деятельности нотариальных палат посредством методических рекомендаций.

Из анализа финансового положения нотариальных палат явно видна неспособность некоторых из них решать вопросы социальной помощи нотариусам. Решение вопросов, связанных с дополнительным пенсионным обеспечением, вообще доступно немногим. Однако решать этот вопрос необходимо, и это наглядно показывает статистика.

В России сегодня нотариальную деятельность осуществляют 6 890 нотариусов, из которых более 25 % находятся в возрасте, признанным трудовым законодательством РФ пенсионным. А через пять лет цифры будут еще более грустными, и к 2011 г. нотариусов пенсионного возраста будет больше на 2112 человек, всего около 4000, что составит 60 % от сегодняшнего количества нотариусов. А это работоспособные люди, и не заботиться о них, их здоровье и финансовом обеспечении мы не имеем права, иначе вместо того, чтобы каждый из нас тратил заработанные средства на совершенствование профессиональной деятельности, вносил свой вклад в развитие нотариата, те, кому за пятьдесят, вынуждены будут заботиться о себе и своей старости, а кто тогда будет заниматься формированием правового сознания, современными технологиями, модернизацией нотариальной деятельности и т.д. Постоянная забота о зарабатывании средств на безбедное пенсионное существование не создает для этого условий.

Учитывая, что сегодня далеко не все палаты создают резерв кадров, мы достаточно скоро можем оказаться в положении, когда на смену сегодняшнему поколению нотариусов придут «наспех подготовленные кадры». В то же время нотариусы пенсионного возраста не освобождают места молодым, а также неохотно идут на совершенствование своей нотариальной деятельности, что отчасти ведет к созданию далеко не положительного имиджа нотариуса. Все это должно сегодня заставить нас задуматься о создании концепции обеспечения нашего будущего не только путем дополнительного пенсионного обеспечения нотариусов, но и подготовки достойной смены, которая продолжит наше дело. На сегодняшнем этапе видится целесообразным решить вопрос дополнительного пенсионного обеспечения нотариусов путем выделения на эти цели части финансовых средств ФНП за счет наших взносов.

Итак, что мы имеем сегодня:— нотариусов, ушедших на пенсию из государственных нотариальных контор, — 197;— нотариусов, сложивших полномочия в связи с достижением пенсионного возраста, — 134;— нотариусов, работающих в возрасте 70 и более лет, — 61 человек;— нотариусов в возрасте от 60 до 70 лет — 353;— нотариусов в возрасте от 55 до 60 лет — 959,Итого 1700 нотариусов.

При этом не надо забывать, что проект закона о нотариальной деятельности вводит возрастной ценз на должность нотариуса, ограничив его 70 годами, и мы не только вынуждены, но и обязаны уже сегодня подумать, как мы будем провожать друг друга на заслуженный отдых.

Если вести расчет от 1 700 нотариусов, а за основу дополнительного пенсионного обеспечения взять размер ежемесячной выплаты в 3 тыс. руб., то общая сумма выплат составит 61 200 тыс. руб., а это больше 50 % бюджета ФНП. Но если подойти к расчетам с другой стороны, исходя из реального количества пенсионеров, сегодня таких 331, из них 197 — это бывшие государственные нотариусы, в отношении которых мы можем установить либо ежегодную дотацию (она уже ежегодно предоставляется), либо ежемесячную, например в размере 1 тыс. руб., — сумма выплат составит 2364 тыс.руб. в год. К 134 нотариусам, сложившим полномочия по возрасту, необходимо добавить 61 нотариуса, достигшего 70 лет, — всего 195 человек, реально претендующих на пенсионные выплаты. Если сумму выплат им установить в размере 3 тыс. руб. в месяц, то соответственно общая сумма выплат на 195 нотариусов составит 7020 тыс. рублей. Это меньше 10 % сегодняшнего годового бюджета ФНП, а если сумму ежемесячных выплат установить в размере 5 тыс. руб., общая сумма составит 11 700 тыс. руб. в год, иными словами, цифра реальная уже сегодня.

Сегодняшнее финансовое положение, анализ динамики поступлений и расходования денежных средств ФНП позволяют сделать вывод о том, что введение в бюджет статьи о дополнительном пенсионном обеспечении сложивших полномочия нотариусов с резервированием на ней не менее 10 % от годового бюджета ФНП не скажется отрицательно на формировании и исполнении бюджета в целом.

Для реализации программы дополнительного пенсионного обеспечения нотариусов необходимо:— разработать Положение о дополнительном пенсионном обеспечении, которое обязательно должно содержать гарантии доступности и возможности его получения, вне зависимости от количества лиц, на него претендующих, на одинаковом, достойном уровне с учетом поправок на инфляцию;— разработать механизм контроля за использованием денежных средств;— предусмотреть статью бюджета защищенной, накопительной;— рекомендовать нотариальным палатам принять положения о социальной помощи нотариусам, складывающим свои полномочия по достижении пенсионного возраста;— разработать для палат Примерное положение о социальной помощи нотариусам.

 

 

Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 30 марта 2006 года «О концепции социальной помощи нотариусам»

Заслушав и обсудив предложенную концепцию социальной помощи нотариусам, разработанную в целях реализации предложений, прозвучавших на Отчетно-выборном собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации в мае 2005 года, и принимая во внимание, что одной из основных задач социальной защиты населения России является внимание к нуждам ветеранов, во исполнение которой приоритетным направлением остается завершение работ по Федеральной программе «Старшее поколение», возрастание потребности населения в социальных услугах, при невозможности государственных и муниципальных учреждений предоставлять их в необходимом объеме своевременно и качественно, выгодным является оказание социальной помощи через негосударственный сектор, а также то, что коренные изменения в социальной политике нотариата в условиях жестких бюджетных ограничений могут быть успешными лишь при условии введения самостоятельных механизмов функционирования социального сектора и их совершенствования по мере создания экономических предпосылок, Собрание представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить концепцию социальной помощи нотариусам.

2. Поручить Правлению Федеральной нотариальной палаты разработать:

Положение о порядке предоставления нотариусам дополнительного пенсионного обеспечения;

Примерное положение о социальной помощи нотариусам для нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

 

Председатель собрания Е.Н. Клячин

Секретарь собрания Г.А. Черенкова

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100