Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Федеральный центр

09.02.2007

Федеральный центр

 

Государственная Дума Российской Федерации

Госдума рассматривает проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом».

В рамках данного законопроекта вносятся изменения и в законодательство о нотариате.

Первая новелла относится к полномочиям так называемого квазинотариата (органов, не относящихся к нотариату, но в определённых случаях уполномоченных совершать отдельные нотариальные действия, в частности, в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса). Статьи 37, 65, ч. 2 ст. 66 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате излагаются в новой редакции: вместо «должностных лиц органов исполнительной власти» отдельными нотариальными полномочиями наделяются «органы местного самоуправления поселений»; соответственно, термин «населённый пункт» заменяется понятием «поселение».

Вторая новелла ликвидирует принцип ограничения количества должностей нотариусов. Вносится изменение в пп. 28 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». По ныне действующей норме субъект РФ полномочен определять количество должностей нотариусов в нотариальном округе — законопроект же говорит об определении минимального количества должностей.

Принят в первом чтении правительственный законопроект «О государственном кадастре недвижимости». Существующая ныне система кадастрового учёта недвижимости неэффективна. Необходимо также преодолеть проблему больших очередей, необоснованных отказов в учёте недвижимости, засилья посреднических структур. При этом фактически отсутствует единый реестр объектов налогообложения, и без объединения учётных систем невозможен переход к налогообложению единым налогом на жилую недвижимость. Предложено объединить учётные системы в сфере недвижимости в едином кадастре. Прежде всего, будут объединены кадастровый учёт земельных участков и технический учёт зданий, строений и сооружений. Устанавливаются четкие процедуры кадастрового учёта недвижимости; создаётся система регулирования деятельности по территориальному землеустройству и технической инвентаризации. Отменяется государственная монополия на рынке услуг по технической инвентаризации. Функция по проведению технической инвентаризации объединяется с деятельностью по территориальному землеустройству. Вводится профессия кадастрового инженера. Кадастровые инженеры будут объединены в саморегулируемые организации. Создаётся институт массовой оценки недвижимости. Вводится механизм досудебного обжалования результатов кадастровой оценки.

Принят во втором чтении проект Лесного кодекса РФ. Лесные ресурсы останутся достоянием всего российского народа. Частная собственность на леса не предусмотрена, а лесные участки будут передаваться в аренду на длительный срок — до 49 лет. Граждане вправе беспрепятственно и бесплатно находиться в лесах, собирать для личных нужд грибы, ягоды, лекарственные травы, заготавливать дрова. Исключение составят леса, расположенные на землях, предназначенных для нужд обороны, безопасности, леса на особо охраняемых территориях.

В Госдуму представлен в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства». Законопроект предусматривает лишь один вид землеустройства — территориальное землеустройство, что приведёт к сокращению властных полномочий в указанной сфере. Установлен исчерпывающий перечень требований к земельному участку как объекту права собственности, что позволит избежать необоснованных отказов при проведении государственного кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки. В ряде случаев заказчик работ по землеустройству сможет выбирать способ формирования земельного участка (без установления границ на местности с разработкой проекта границ и с установлением границ при межевании). Предусмотрена защита прав собственников и землепользователей при образовании новых и упорядочении старых земельных участков. Детально регламентирована процедура согласования местоположения границ земельных участков и установлен закрытый перечень случаев, когда необходимо такое согласование. Определены минимальные и максимальные сроки для согласования землеустроительной документации и согласования границ на местности. Законопроект уточняет полномочия органа государственной власти и местного самоуправления по принятию решения о проведении формирования участка. Предложенные меры, по мнению разработчиков, позволят значительно сократить время проведения работ по формированию земельных участков и вдвое снизят затраты на проведение соответствующих процедур. Председатель Комитета по собственности В. Плескачевский поддержал концепцию закона. При этом он высказал ряд замечаний. Перечень видов работ в составе процесса формирования участка неполон. В качестве основания для производства работ по формированию земельных участков не указана документация по планировке территорий, что делает процесс недостаточно определённым с точки зрения его стоимости. Необходимо ещё больше упростить процедуру согласования границ земельных участков. Неоправданно расширяется сфера действия закона. Имеется несоответствие с отдельными положениями Градостроительного кодекса. Необходимо чётче определить границы компетенции гражданского, земельного и градостроительного законодательства. От Комитета по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям М. Шаккум заметил, что комитет неоднократно выступал за устранение административных барьеров при проведении землеустройства, однако предложенная редакция проблем не решает. Наоборот, этот законопроект устанавливает усложнённые процедуры, которые «приведут к ещё большим административным барьерам». Проект, с одной стороны, жёстко регламентирует случаи обязательного формирования земельных участков и определяет лиц, которые могут являться заказчиками землеустройства; с другой стороны, эти случаи определены в проекте неполно и не учитывают практики земельных отношений. Законопроект вводит сложный и длительный порядок согласования проекта границ земельных участков, согласования местоположения границ участка. Не учитываются требования специальных федеральных законов в части установления границ водоохранных, санитарно-защитных и иных зон. От Комитета по аграрным вопросам Г. Кулик отметил, что порядок, учёт и оформление в собственность земли в России находятся в зачаточном состоянии. По состоянию на начало 2006 г. между Российской Федерацией, её субъектами и муниципалитетами разграничено 0,3 % сельскохозяйственных земель, 2 — земель поселений, 46 — промышленных земель, 0,1 % водного фонда. Особую озабоченность вызывает состояние дел с оформлением в собственность сельскохозяйственных земель: пока в собственность оформлено только 12,8 % сельхозземель. Дорога и сложна система межевания. При доработке документа следует найти более простые способы проведения процедуры.

Принят в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд».

Принят в первом чтении проект ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». С 2007 года устанавливается новый порядок предоставления и исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Размер пособий будет исчисляться исходя из продолжительности общего трудового стажа. Пособие в размере 100 % среднего заработка будет предоставляться гражданам, имеющим общий трудовой стаж восемь и более лет; в размере 80 — соответственно, при общем трудовом стаже от пяти до восьми лет; 60 % — при стаже до пяти лет. Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам сохранен в размере 15 тыс. рублей. Застрахованной женщине, имеющей общий трудовой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный месяц минимального размера оплаты труда. Совместители будут получать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по каждому месту работы.

Комитет по вопросам местного самоуправления провёл парламентские слушания на тему «О проекте Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"». Выступая перед участниками слушаний, заместитель председателя Госдумы В. Катренко отметил, что законодательство о государственной службе закрепило принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы, а это, в частности, означает единство основных квалификационных требований к должностям государственной гражданской и муниципальной службы, единство ограничений и обязательств при их прохождении. Для реализации этого принципа необходимо обеспечить единый подход к регулированию муниципальной службы во всех субъектах РФ, на что и направлен вынесенный на обсуждение законопроект.

Рассматривается внесённый Правительством РФ законопроект «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Реализация закона будет осуществляться за счёт материнского (семейного) капитала — обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда. Право на материнский капитал получат женщины, родившие или усыновившие второго ребенка, а также женщины, родившие третьего и последующего ребёнка, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Размер материнского (семейного) капитала определён в сумме 250 тыс. руб. (но он будет ежегодно пересматриваться законом о федеральном бюджете на соответствующий год — с учётом темпов роста инфляции). Потратить материнский капитал можно будет — целиком или частично — на следующие цели: образование ребёнка, в том числе дополнительное; приобретение жилья на территории России; формирование накопительной части трудовой пенсии женщины. Распорядиться капиталом можно будет не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребёнка. В случае смерти матери, лишения её родительских прав или совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка право на семейный капитал переходит к отцу ребёнка, а в случае смерти отца — к ребёнку (который сможет самостоятельно распорядиться средствами после достижения совершеннолетия или признания в установленном порядке полностью дееспособным; до этого момента распоряжаться капиталом будет законный представитель ребёнка). Предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение регистра и обязанность по рассмотрению заявлений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал возлагаются на Пенсионный фонд. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2007 г. и распространится на матерей детей, рождённых с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 года. В случае принятия закона потребуется внести поправки в ряд федеральных законов, в частности, уже принята поправка в НК РФ об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц сумм материнского (семейного) капитала.

Принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"». Закон дополняется главой, регулирующей размещение заказа путём проведения открытого конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта на создание (или использование) произведений литературы, искусства, исполнение произведений и постановок, финансирование проката национального фильма.

Принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"», направленный на усиление имущественной ответственности туроператоров перед их клиентами. Вводится понятие «финансовая гарантия» (гарантия возмещения потребителю убытков, возникших у него в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором собственных обязательств), устанавливаются размеры финансовых гарантий для разных категорий туроператоров. Также законопроект уточняет некоторые базовые термины законодательства о туристской деятельности.

Принят в первом чтении законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"», уточняющий основания для проставления в документах, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, отметки об ограничении их въезда в Россию.

Состоялся первый семинар российских и зарубежных экспертов в рамках совместного проекта Комиссии Госдумы по противодействию коррупции и Управления по наркотикам и преступности ООН «Независимость, этические принципы и ответственность в судебной системе — международные стандарты и современная практика». Вёл дискуссию председатель комиссии М. Гришанков. Сотрудник УНП ООН О. Столпе выступил с докладом «Конвенция ООН против коррупции, основные принципы ООН независимости судей, Бангалорские принципы поведения судей». Директор итальянского института исследования проблем судебной системы, профессор Джузеппе ди Федерико рассказал о механизмах поддержания независимости судов и принципах управления судебной системой. Советник Конституционного Суда РФ Т. Морщакова посвятила выступление актуальным вопросам независимости российской судебной системы. Также были рассмотрены этические принципы судебных систем Великобритании и России, вопросы ответственности и подотчётности судей, мониторинга деятельности судов.

Министерство юстиции Российской Федерации

Минюст РФ дал разъяснения относительно перерегистрации неправительственных некоммерческих организаций (НКО), подчеркнув, что никаких связанных с этим проблем не существует. В соответствии с законом Росрегистрация обязана осуществить процедуру перерегистрации не более чем за один месяц, однако сотрудники ФРС делают всё, чтобы сократить этот срок до двух недель. Отсутствие перерегистрации не ведёт к ликвидации НКО, но при этом до её включения в реестр организация не вправе осуществлять заявленную в уставе деятельность. Приём документов на перерегистрацию от представителей НКО не связан с датой 18 октября и будет осуществляться на постоянной основе без установления каких-либо дат окончания приёма.

Минюст РФ издал Приказ от 27.10.2006 г. № 321 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам». Определены полномочия и порядок организации деятельности Управления Минюста РФ по федеральному округу — территориального органа межрегионального уровня Минюста РФ, обеспечивающего в федеральном округе реализацию государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, регистрации некоммерческих организаций, а также осуществляющего координацию и контроль деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов. Признан утратившим силу Приказ Минюста РФ от 28.01.2005 г. № 7 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам».

Федеральная регистрационная служба

В Москве состоялось совместное селекторное совещание директора Росрегистрации С. Мовчана и руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) М. Мишустина с руководителями территориальных органов двух ведомств. Обсуждались вопросы реализации ФЗ № 93–ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», в частности, организация взаимодействия территориальных подразделений ФРС и Роснедвижимости; коли-чественные показатели и тематика обращений заявителей; меры по ликвидации очередей и обеспечению сокращённых сроков рассмотрения обращений и другие.

Количество подпадающих под действие закона объектов составляет около 40 миллионов. В этой связи по инициативе ФРС были созданы межведомственные рабочие группы, призванные оперативно разрешать спорные ситуации при реализации положений закона. В территориальные органы Росрегистрации направлены информационные материалы, на сайтах службы размещены формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок, декларации об объекте недвижимого имущества, технического паспорта на жилой дом. На сайте Роснедвижимости (www.kadastr.ru) размещена интерактивная кадастровая карта, позволяющая оперативно получать информацию не только о кадастровых округах и районах, но и о кадастровой оценке земель на всей территории России. Росрегистрация и Роснедвижимость в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами продолжат взаимодействие по реализации закона «о дачной амнистии».

В Москве состоялось совместное совещание Росрегистрации и профессиональных участников рынка недвижимости по вопросам развития системы ипотечного кредитования. Обсуждались вопросы об: организации работы территориальных органов ФРС в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»; использовании информационных технологий для ускоренной обработки документов, предоставляемых для государственной регистрации ипотеки и договоров участия в долевом строительстве; аспектах правовой экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации ипотеки и договоров участия в долевом строительстве. По результатам совещания принято решение продолжить практику обсуждения вопросов ипотечного кредитования и взять на контроль развитие деятельности территориальных органов Росрегистрации по государственной регистрации залоговых правоотношений.

В Кургане состоялся научно-практический семинар на тему «Актуальные вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с участием работников Росрегистрации, руководителей территориальных органов Федеральной регистрационной службы Уральского административного округа РФ, представителей органов государственной власти и управления, а также президента Нотариальной палаты Курганской области Н. Вшивковой и президента Адвокатской палаты Курганской области А. Умнова. Были рассмотрены вопросы применения норм Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», а также некоторых положений Федеральных законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

 

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100