Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации
 Главная
Информбюро
Нотариат
ФНП
Теория и практика
Нотариальный вестник
Гостиная
Избранное
 
Архив

Федеральный центр

09.02.2007

Федеральный центр

 

Государственная Дума Российской Федерации

 

Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом».

Напомним, на начальном этапе этот законопроект предусматривал положение, предоставляющее органам государственной власти субъектов РФ полномочия по определению минимального количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Этой поправкой, по сути, был бы сделан первый шаг к отмене ограничения максимальной численности нотариусов в нотариальном округе – так называемого принципа numerus clausus – одного из основополагающих постулатов свободного нотариата. Однако в ходе рассмотрения законопроекта в профильных комитетах нотариальному сообществу удалось отстоять свою позицию. В частности, мнение Федеральной нотариальной палаты о недопустимости отмены этой нормы поддержали председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н Плигин, председатель Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В. Крашенинников, депутат Государственной Думы М.В. Емельянов и др.

 

Принята часть четвёртая Гражданского кодекса РФ. Предположительная дата вступления части четвёртой ГК РФ в силу – 1 января 2008 года. Нормы ГК РФ заменят ранее принятые специальные законы об интеллектуальной собственности.

Кодифицированный акт определяет перечень видов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране, а также права авторов, в том числе исключительное право на результат такой деятельности или на средства индивидуализации по своему усмотрению. При этом допускается ограничение исключительных прав, в том числе без согласия правообладателя, но с сохранением за ним права на вознаграждение. Использование результатов интеллектуальной деятельности возможно лишь на основании договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора. При отсутствии в таком договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключённым.

Часть четвертая ГК РФ включает раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», состоящий из глав, именующихся: общие положения; авторское право; права, смежные с авторскими; патентное право; право на селекционное достижение; право на топологии интегральных микросхем; право на секреты производства (ноу-хау); права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов; право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

 

Принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"», продлевающий срок приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с требованиями гражданского законодательства.

 

Приняты в первом чтении поправки в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о переносе на 2008 г. срока, предоставленного гражданам для выбора способа управления многоквартирным домом (выбора управляющей компании).

 

Принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"» – в части российских депозитарных расписок (РДР).Российская депозитарная расписка – это именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости. Она удостоверяет право собственности на определённое количество акций или облигаций иностранного эмитента и закрепляет право её владельца требовать от эмитента РДР получения взамен расписки соответствующего количества ценных бумаг. Если эмитент представляемых распиской ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцами РДР, эта ценная бумага удостоверяет также право её владельца требовать выполнения соответствующих обязательств. Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. Если число владельцев ценных бумаг превышает 500, держателем реестра должен быть профессиональный участник рынка, осуществляющий деятельность по ведению реестра. Регистратор имеет право передать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим регистраторам. Передача этих функций не освобождает регистратора от ответственности перед эмитентом. Дополнительный выпуск РДР не будет подлежать государственной регистрации.

 

Комитет по труду и социальной политике выступил с инициативой об отмене с 2009 г. института трудовых книжек. По мнению комитета, документ давно стал анахронизмом и лишь усложняет отношения между работодателем и работником. При этом вся необходимая информация о трудовой деятельности гражданина имеется в Пенсионном фонде. Отмена трудовых книжек повлечёт ликвидацию таких понятий, как «основное место работы» и «работа по совместительству».

 

Одобрен во втором чтении проект бюджета ФСС РФ на 2007 год. В частности, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), а также по беременности и родам вырастет до 16 125 руб. (в настоящее время он составляет 15 тыс. руб.). В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к зарплате, максимальный размер пособий определяется с учётом этих коэффициентов.

 

Принят во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"», направленный на расширение перечня субъектов, по согласованию с которыми определяется стоимость гарантированного перечня услуг по погребению.

 

Депутаты отклонили в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части изменения перечня вопросов местного значения. Также отклонён законопроект, направленный на предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) гражданам, проживающим в сельской местности.

 

Министерство юстиции Российской Федерации

 

Минюст обнародовал «Информацию о порядке рассмотрения заявлений о даче Правительством Российской Федерации согласия на использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций».

С 1992 года уполномоченным органом является Межведомственная комиссия по выдаче разрешения на использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций.

Заявление о даче Правительством РФ соответствующего согласия составляется в свободной форме и направляется в Минюст России (г. Москва, ул. Житная, д. 14). К заявлению необходимо приложить пояснительную записку, нотариально заверенные копии учредительных документов, иные документы. В пояснительной записке требуется привести аргументы и указать факты, подтверждающие общероссийский масштаб деятельности организации, а также указать конкретное слово (словосочетание), которое желает использовать заявитель. К иным прилагаемым к заявлению документам относятся следующие: нотариально заверенные копии свидетельств о постановке на учёт в налоговых органах, о государственной регистрации юридического лица, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также документы, подтверждающие масштаб деятельности и значимость организации в интересах граждан России. Это могут быть, например, письма государственных органов, ходатайствующих о получении организацией соответствующего наименования; дипломы и грамоты, полученные за участие в каких-либо конкурсах, конференциях и семинарах; сведения о благотворительной, инвестиционной деятельности, если таковая осуществлялась; статьи и репортажи о деятельности организации, опубликованные в СМИ и т.п. Если организация уже использует наименование «Россия», «Российская Федерация», необходимо приложить копию ранее полученного разрешения (распоряжения Правительства РФ). Вновь создаваемые организации прилагают к заявлению проекты учредительных документов.

 

Минюст России издал Административный регламент исполнения государственной функции по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций. Регламент адресован исполнителю соответствующих функций – федеральному государственному учреждению «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации» (ФГУ ГРП при Мин-юсте России), которое уполномочено осуществлять аккредитацию представительств иностранных юридических организаций (фирм) в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 25 ноября 1999 г. № 341.

 

Минюст России провёл правовую экспертизу ряда федеральных законопроектов.

В частности, поддержан, но с юридическо-техническими замечаниями, проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельного законодательства в отношении земельных участков, ограниченных в обороте». Законопроект направлен на устранение противоречий в правовом регулировании отношений по переоформлению юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования ранее предоставленными им земельными участками, а также на пересмотр системы действующих земельных платежей за ограниченные в обороте земельные участки.

Положительное заключение дано по итогам правовой экспертизы законопроекта, направленного на совершенствование регулирования процедур приобретения и выкупа более 30 % акций открытого акционерного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества.

Отрицательные заключения Минюста получили законодательные инициативы Думы Ярославской области – проект федерального закона «О некоторых мерах по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства в Российской Федерации» (вводящий налог на поддержку материнства и детства) и предложение о введении дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц. Соответствующее заключение направлено в Минздравсоцразвития.

 

Федеральная регистрационная служба

 

В Ростове-на-Дону состоялось окружное совещание на тему «О ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё – гражданам России" в регионах Юга России по итогам 9 месяцев 2006 года».

Первую часть совещания провёл полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Д.Н. Козак. Он, в частности, отметил, что подобные совещания проводятся в рамках поручения Президента России о создании системы мониторинга и контроля реализации приоритетных национальных проектов.

С докладом, посвящённым проблемам взаимодействия в работе по реализации приоритетных национальных проектов, выступил заместитель директора Росрегистрации М.В. Прохоров. Были рассмотрены вопросы выполнения законодательства об упрощённом порядке регистрации прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, а также поэтапного внедрения Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По мнению М.В. Прохорова, введение регламента должно быть поэтапным и не носить стихийного характера. Также он указал на необходимость внедрения передовых технологий, в частности, использовать возможности Интернета и активно развивать внутренний портал Росрегистрации, что позволит более оперативно и качественно предоставлять как общественно значимую информацию, так и актуальную информацию для внутреннего пользования.

Обсуждались и другие вопросы о: штатной численности; хранении архивной документации; информатизации; согласовании с Росфиннадзором и Минфином возможности установки банкоматов по специально разработанной программе для Росрегистрации; применении электронной очереди и пр. Предложено ввести в практику предварительное консультирование заявителей, что позволит сократить число отказов в регистрации. Большое внимание было отведено вопросу о сокращённых сроках регистрации по ипотеке и приватизации. Обсуждались вопросы деятельности «ипотечных центров».

В заключительном слове М.В. Прохоров, в частности, призвал руководителей территориальных органов ФРС обратить внимание на качество подготовки регистраторов, а также указал на то, что юридическую экспертизу должны проводить только регистраторы. Внимание участников совещания привлекла выставка, на которой территориальные Управления ФРС Юга России представили свои экспонаты, а также фильмы о деятельности УФРС по Ростовской области и Ставропольскому краю и аудиозаписи выступлений сотрудников в радиопередачах.

 

По инициативе Управления ФРС по Ставропольскому краю в г. Ставрополе открыт «Ипотечный центр» – новая организационная форма работы с населением в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Ипотечный центр призван устранить административные и организационные барьеры в развитии ипотечного кредитования, упростить процедуры оформления документов и сократить их сроки, поскольку под эгидой нового центра собраны различные органы и организации, которые участвуют в оформлении необходимых документов. В частности, в здании центра работают представители банков, оценочных и страховых компаний, специалисты органа по учёту объектов недвижимого имущества и органа Росрегистрации.

 

В Саратове состоялся Международный научно-практический семинар на тему «Обращение взыскания на недвижимое имущество должника: законодательное регулирование и практика применения». Семинар организован и проведён Российской правовой академией Минюста России в соответствии с Совместной программой Европейской комиссии и Комиссией Совета Европы по Российской Федерации. Обсуждались вопросы взаимодействия Росрегистрации и Федеральной службы судебных приставов при обращении взыскания на недвижимое имущество; правовые проблемы обращения взыскания на недвижимое имущество должника; ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве при обращении такого взыскания; актуальные проблемы совершенствования законодательства об исполнительном производстве.

 


Вернуться


© Федеральная нотариальная палата, 2006-2012

Пишите нам:info@notariat.ru Web-редактору: web@notariat.ru

Разработка сайта и дизайн «ИнфоДизайн» © 2006
Rambler's Top100